Трезини что построил. Биография

Постройки архитектора Трезини

Доменико Трезини (Trezzini) один из первых приглашенных в Петербург петровской эпохи иностранный архитектор. Он был родом из Северной Италии, как и другие итальянские мастера, работавшие в России – Растрелли, Кварнеги, Руска, Жилярди. Вероятно он обучался в Северной Европе. Известно, что 4 года он прожил в Копенгагене, при дворе датского короля.

Трезини сыграл важную роль при первом этапе застройки Петербурга, благодаря своему опыту, ясному и логичному архитектурному мышлению. Почти 10 лет он был главным архитектором-распорядителем петровских построек: крепостей, церквей, дворцов, жилых домов. В большинстве случаев его проекты отличались простотой, добротностью, без особых излишеств.

Он руководил строительством дворца Меньшикова на Васильевском острове (достроен Г. Штенделем), Летнего и Зимнего перовских дворцов. Его проекты легли в основу плана замкнутого усадебного типа Александро-Невской лавры, колокольни Петропавловского собора, в в строительстве которой Трезини учавствовал 1714-1733 г. При Петре было немало возведено зданий со шпилями, но уцелел только этот.

Типичным памятником петровской эпохи является здание Двенадцати коллегий - первое каменное правительственное сооружение в новой столице, в котором ясно выявлена свойственная архитектуре этого времени структурность. Трехэтажное, большой протяженности здание членится, в связи со своим назначением, на двенадцать равных элементов, каждый из которых выделен особым ризалитом, увенчанным волютообразным фронтоном сложных очертаний и своей особой, с переломом, крышей. Фасады плоскостны. Внутри поэтажно проходят длинные коридоры, к которым примыкают помещения одинаковой глубины. Это здание напоминает копенгагенскую биржу, каменное строение было заложено в 1722 г.

Слева: Первый Зимний дворец . Петербург. 1708-1711. Арх. Д. Трезини. Гравюра Ф.А.Зубова, 1717.

Справа: Летний дворец Петра I . Арх. Д. Трезини и А.Шлютер. 1710-1714. Литография перв. пол. XIX в.

Здание Двенадцати коллегий . Петербург.
Арх. Д. Трезини и Т.Швертфегер. 1722-1741. Гравюра Е.Т.Внукова по рис. М,И, Махаева, 1753.

Доменико Андреа Трезини фотография

Родился в швейцарском городке Астано (близ Лугано, в италоязычном кантоне Тичино) ок. 1670 в небогатой дворянской семье. Учился в Венеции. В поисках заработка приехал в Копенгаген. Заказов при датском королевском дворе не получил, но здешний русский посол А.Измайлов пригласил его в Россию – «служить в городовом и палатном строении» (1703).

В том же году приехал к месту строительства новой российской столицы через Архангельск. Первым его крупным сооружением был форт Кроншлот (будущий Кронштадт), успешно выдержавший атаку шведской эскадры (впрочем, кронштадтские укрепления этого времени не сохранились и известны лишь по гравюрам). В 1704 обновлял поврежденные фортификации Нарвы. Наконец, в 1706 приступил к главному своему труду – строительству Петропавловской крепости, которую из земляной предстояло сделать каменной. К 1718 крепость как таковая – с массивными приземистыми стенами, бастионами и Петровскими воротами (украшенными рельефными аттрибутами воинской доблести и аллегорической композицией Низвержение Симона-волхва апостолом Петром работы скульптора К.Оснера) – была в значительной своей части уже построена. В 1712–1733 над ней вознесся Петропавловский собор – трехнефная базилика со стройной колокольней, увенчанной грандиозным золоченым шпилем (в целом вся высота колокольни со шпилем 112 м, на 32 м больше «Ивана Великого» в Московском Кремле). Этот собор стал самым масштабным из тех стилистически рубежных памятников петровского времени, что как бы развернули православное церковное строительство лицом к Западу, преобразив в нем не только внешнее декоративное убранство (как это было в «московском» или «нарышкинском» барокко), но всю архитектонику, размеченную здесь декоративно-скупым, но мощным ритмом пилястр и волют.

«Канцелярия городских дел», созданная для надзора над сооружением Петропавловской крепости, вскоре стала архитектурным штабом всей новой столицы (Трезини же был правой рукой главы Канцелярии У.А.Сенявина). Здания и целые комплексы по проектам швейцарского мастера возводились в ключевых точках Петербурга. Из них сохранились: Летний дворец Петра в Летнем саду (1710–1714), Благовещенская церковь с Духовским корпусом в Александро-Невской лавре (1717–1722), здание 12 коллегий на стрелке Васильевского острова (ныне университет; 1722–1734), последнее выделяется своей особой протяженностью (фронтальная ширина 383 м). Внеся в зодчество совершенно новые для России параметры высоты и длины, Трезини в то же время тонко дифференцировал стилистику, исходя из назначения здания. Если его церковные образы, более «южные» по духу, подчеркнуто величавы и масштабны, то образы светские (Летний дворец и 12 коллегий), напротив, подчинены, прежде всего, принципу практического удобства и компактности, характерного для северного, голландского барокко. Постоянно работая по личным указаниям Петра, зодчий внес также решающий вклад в регулярную планировку города на Неве в целом (в первую очередь на Васильевском острове) и составил «образцовые» (типовые) проекты жилых домов для размещения разных слоев населения («именитых», «зажиточных» и «подлых»).

Дом Трезини функционировал как домашняя школа: из числа его помощников-«гезелей» вышел целый ряд видных зодчих, в том числе архитекторы Пьетро Антонио Трезини (сын Доменико; р.1710 – год смерти неизвестен), строивший в Александро-Невской лавре, и М.Г.Земцов.

Доменико Трезини считается первым архитектором Петербурга. Он сумел долгие годы работать в теснейшем контакте с Петром I, выполняя его волю и реализуя его идеи. Сформировавшееся Петровское барокко - это творческий стиль Трезини.

Доменико Трезини родился в 1670 году в Швейцарии в селении Астано недалеко от города Лугано. Фамилия Трезини принадлежит к старинному итальянскому дворянскому роду. В современном городе Астано сохранился трехэтажный каменный дом семьи Трезини с гербом на фасаде. В окрестностях Лугано издавна существовало огромное количество художественных и ремесленных школ, так называемых «академий», где молодые люди проходили обучение и получали профессиональные навыки. Одну из таких школ и закончил Доменико Трезини. Затем он продолжил образование в Италии, выбрав для этого Венецию. Возвратившись домой, Трезини женился, у него родились дочери.

Семью надо было кормить, но работу архитектора в Швейцарии найти было очень трудно. Доменико решил поехать в Данию. При дворе датского короля Фридриха IV и началась профессиональная деятельность Трезини в качестве архитектора-фортификатора. Дания была союзником России в войне со Швецией, и посол Петра I при дворе датского короля Андрей Измайлов постоянно искал специалистов разных профессий для работы в России. Молодому фортификатору было обещано жалованье в 1000 рублей в год, что являлось для него сказочным богатством. Это и на самом деле были огромные по тем временам деньги. К слову сказать, жалованье самого царя Петра в должности капитан-бомбардира было почти в три раза меньше. В последних числах июня 1703 году вместе с другими специалистами, нанятыми Измайловым, Трезини отплыл в Россию. Он не предполагал тогда, что контракт, подписанный им на год, продлится до конца его жизни, а Россия станет его второй родиной.

Условия военного времени требовали возведения оборонительных сооружений, и первым заданием, которое царь Петр поручил Трезини, было строительство форта Кроншлот в Финском заливе у берегов острова Котлин. Там же архитектор возвел массивные и торжественные триумфальные ворота. К сожалению, до сегодняшних дней они не сохранились. Быстрый и энергичный Трезини хорошо знал свое дело. С первых же лет он зарекомендовал себя с самой хорошей стороны и в дальнейшем неизменно пользовался доверием Петра I. В 1705 году архитектор возвращается на берега Невы, где интенсивно идет строительство Петербурга. Ему поручено создать главную защиту города - Петропавловскую крепость, которую царь Петр повелел перестраивать в камне. Помимо каменных стен в ней также возводились казармы, пороховые погреба и другие постройки. Под защитой каменных стен крепости началось строительство и первого каменного собора в Петербурге - Петропавловского, строить который Петр I тоже повелел Трезини.

Размах городского строительства был так велик, что потребовалось специальное учреждение, которое занималось организацией и снабжением такой грандиозной стройки строительными материалами. Для своевременного исполнения всех этих надобностей по указу царя была создана Канцелярия городовых дел. Во главе ее Петр поставил Ульяна Акимовича Сенявина. Брат знаменитого адмирала был прекрасным организатором, а Трезини стал его первым помощником. Позже канцелярия станет ведать не только строительством, но и всей планировкой Петербурга. Вскоре после основания Петербурга у царя Петра возник замысел основать неподалеку от города монастырь в честь князя Александра Невского. Место для монастыря выбрал сам царь. Доменико Трезини выполнил модель монастыря, которую Петр утвердил, и в 1712 году приступили к работам. И сейчас малиново-красные с белым декором корпуса и Благовещенская церковь являются украшением Александро-Невской лавры. Но не только крепости и соборы являлись заботой архитектора. В 1711 году начали строить новый Зимний дворец. Этот дворец еще называли «Свадебные палаты», так как в нем состоялась свадебная церемония Петра I и Екатерины. До наших дней этот дворец не дошел, не сохранились также его чертежи и модель, выполненные Трезини. Только по документам о строительстве дворца можно судить о требованиях царя и возможностях архитектора. Царский дворец был построен осенью 1712 года, и Трезини вновь угодил императору.

Трезини был не просто архитектором при Канцелярии городовых дел - он стал правой рукой царя по всем строительным делам Петербурга. А с 1714 года архитектор фактически вел все строительство города, ставшего новой столицей России. Идея создания «регулярного города» выразилась в разработке типовых проектов жилых зданий и определенных правил застройки улиц и площадей. Трезини разработал проекты домов для разных сословий: для «подлых» людей, из низкого сословия, зажиточных и именитых. Почти одновременно со строительством Зимнего дворца начали забивать сваи и под строительство Летнего дворца. Трезини построил его по типовому проекту домов для именитых. Здание, сохранившееся до наших дней, и сейчас является украшением Летнего сада. Ярким памятником архитектуры Петровской эпохи является здание Двенадцати коллегий - первое каменное правительственное сооружение в новой столице. Для лучшего архитектурного решения царь даже объявил первый в России конкурс. В результате были приняты проекты Трезини и Швертфегера, а руководство строительством было поручено Трезини.

Завершить строительство Трезини не успел. Он умер 19 февраля 1734 году и был похоронен на Сампсониевском кладбище в Петербурге. А здание Двенадцати коллегий достраивал его лучший ученик Михаил Григорьевич Земцов. В 1995 году площадь на съезде с моста Лейтенанта Шмидта, между 5-й и 6-й линиями была названа его именем — площадь Доменико Трезини. Здесь, на Университетской набережной, под № 21, находился его собственный дом, возведенный в 1723-1727 годах.

Введение


Для русского зодчества XVIII в. характерно решительное преобладание светской архитектуры над религиозной, широта градостроительных планов и решений. Воздвигалась новая столица - Петербург, по мере укрепления государства расширялись и перестраивались старые города.

Указы Петра I содержали конкретные распоряжения, касающиеся архитектуры и строительного дела. Так, специальным его приказом предписывалось выводить фасады вновь строящихся зданий на красную линию улиц, в то время как в древнерусских городах дома часто располагались в глубине дворов, за различными хозяйственными постройками.

Творческая биография Д. Трезини до сего времени очень мало изучена. Вместе с тем именно этому архитектору выпала счастливая доля возглавлять строительство Петербурга в первое тридцатилетие его существования.

Как известно, берега Невы в середине второго десятилетия XVIII в. были единственным местом России, где разрешалось возводить каменные здания. Таким образом, Д. Трезини оказался одним из ведущих архитекторов очень важного периода, когда формировались новые градостроительные принципы и новый подход к решению архитектурных задач.

Здания, построенные Доменико Трезини, способствовали формированию характерных приемов нового стиля русского барокко.

1. Происхождение архитектора


Доменико Андреа Трезини родился в швейцарском городе Астано в 1670 году, в небогатой дворянской семье. В краях, где родился Трезини, издавна существовало большое количество художественных и ремесленных школ, где молодые люди получали общие и профессиональные знания. Одну из них закончил молодой Доменико Трезини.

Архитектурному делу учился Доменико в Венеции. Возвратившись домой он женился, но был вынужден отправиться на заработки вДанию. Найти работу архитектора в Швейцарии было трудно. Датскому же королю Кристиану V было необходимо соорудить мощные укрепления вокруг своей столицы. Однако, по прибытию Трезини в Копенгаген новый король Фредерик IV от услуг архитектора отказался. Тем не менее, Доменико Трезини стал числиться начальником в строении крепостей.

Дания являлась союзником России в войне со Швецией. В связи с этим, русский посол Андрей Измайлов имел возможность, находясь при дворе датского короля, искать молодых специалистов для работы в России.

апреля 1703 года Андрей Измайлов «учинил уговор с господином Трецином», уроженцем кантона Тессин (Тиччино - в Южной Швейцарии):

«Обещаю господину Трецину, архитектонскому начальнику, родом итальянцу, который здесь служит датскому величеству и ныне к Москве поедет служить в городовом и палатном строении.

За художества его, совершенное искусство, обещаю ему 20 червонных на всяк месяц в жалованье и то платить ему во весь год, зачинаючи с 1 числа апреля месяца 1703 года и то доведется ему платить сполна на каждый месяц, подобающими и ходящими деньгами, по той же цене, как за морем ходят, сиречь по цене в 6 любских и всякой червонный такожде в дацкой земле такую цену подобает имети.

Именованному Трецину сверх того обещаю, как явно показал искусство и художество своего, чтоб ему жалованья прибавить.

Обещаю также именованному Трецину, чтоб временем не хотел больше служить или если воздух зело жесток здравию его, вредный, ему вольно ехать куда он похощет.

Именованному так же доведется давать 60 ефимков, по цене как в дацкой земле, на подъем к Москве и тех денег ему на счет не поставить, а как он служить больше не хощет, опять ему на подъем с Москвы толико давать и ему вольно с собою взять, что он здесь наживет а будет ли он еще на время болен был, ни меньше того жалованье ему давать…»

Договор для архитектора Трезини оказался как нельзя кстати, предложенное Измайловым жалованье - тысяча русских рублей - представлялось сказочным богатством. Оно почти втрое превышало жалованье бомбардир-капитана, должность которого исполнял царь.

В Россию Трезини приехал один. Первую свою жену он оставил в Астано. В Петербурге Доменико - вероятно, в 1708 или 1709 году - женился вторично. Джованни Баттиста Цинетти, который в 1729 году работал под началом Трезини и жил у него в доме, вернувшись на родину, рассказывал, что архитектор был женат трижды. Как звали вторую жену, он не упоминал. Знал только ее сына Пьетро, также впоследствии известного архитектора. Третья жена - Мария Карлотта. От нее у зодчего были сыновья Иосиф, Иоаким, Георгий, Матфей и дочь Катарина. В первые годы пребывания в Петербурге Трезини поселился рядом с Греческой слободой.

Иноземные обыватели Греческой слободы избрали Доменико старостой своего прихода. Никто лучше Трезини не умел решить сложных вопросов и помирить рассорившихся соседей.

Помимо семьи, в доме всегда обитали ещё восемнадцать мужчин. Сохранились документы, где перечислены все, кто состоял при Трезини и проживал при нем: десять учеников, писарь, копиист и шесть денщиков для посылок. трезини архитектор петербург зодчество

2. «Первый зодчий» Санкт-Петербурга


Первой работой Доменико Трезини в России был форт Кроншлот близ острова Котлин в Финском заливе. В июне 1705 года этот форт выдержал атаки шведской эскадры, не пустив вражеские корабли к молодому Санкт-Петербургу. До сего дня форт не сохранился.

После взятия русскими войсками Нарвы в 1704 году Трезини работал там над восстановлением фортификационных сооружений. Он воссоздавал разрушенные крепостные стены, построил триумфальные ворота.

В 1706 году Доменико Трезини был приглашён для перестройки земляной Петропавловской крепости в каменную. Работы над сооружением крепости велись до 1740 года. С 1712 по 1733 года архитектор возглавлял строительство Петропавловского собора. Здесь же Трезини построил казармы, погреба и другие постройки.

Постройкой крепости и собора Доменико Трезини внёс огромный вклад в развитие русской архитектуры. Он применил здесь принципиально новые для России того времени принципы строительства.

В 1710 году по проекту Доменико Трезини был заложен Зимний дворец Петра I (на месте нынешнего Эрмитажного театра). Зимняя резиденция Петра I была готова к осени 1712 года, до нашего времени не сохранилась. Почти одновременно со строительством Зимнего дворца, Трезини начал работу над Летним дворцом Петра I.

В 1712 году Доменико Трезини выполнил модель, по которой начал строиться монастырь в честь князя Александра Невского.

Трезини, чтобы хорошо и в срок управиться с делами, очень нужны были помощники и верные ученики. А царь Петр хотел, чтобы иноземец обучал будущих русских зодчих. Так что интересы их совпадали. В дом на берегу Мойки приходили молодые люди, обязанные изучать архитектурное искусство.

В 1718 году Доменико Трезини выиграл первый в России архитектурный конкурс на строительство здания. Это сооружение - Здание Двенадцати Коллегий - первое каменное правительственное сооружение в Санкт-Петербурге.

Высшие учреждения страны призваны действовать согласованно, в нерушимом единстве. И дома их должны стоять, плотно прижавшись друг к другу, как братья-близнецы, плечом к плечу. И Петр приказал Трезини выстроить здание Коллегии. Построившись в линию, двенадцать «братьев» растянули свой фронт на 383 метра, почти упираясь левым флангом в будущий Мытный двор. У каждого здания свой парадный вход, своя крыша: высокая, четырехскатная с переломом. Очень типичная для первой четверти 18-го столетия.

Первый этаж здания - галерея, где вместо колонн массивные рустованные пилоны - широкие прямоугольные столбы. Крайние - чуть шире остальных, и в них ниши для статуй. Второй и третий этажи гладкие. Лишь пилястры между окнами. По углам пилястры сдвоены. Они - как строгая рама зрительных границ архитектурного произведения. Каждое здание на одиннадцать осей - протяженностью в одиннадцать окон. Центральная часть в три окна чуть выступает вперед. Это ризалит. Будто неведомая сила, стремясь подчеркнуть парадность входа, выталкивает его.

«Движение» стены вперед или назад от главной линии фасада - один из характернейших признаков стиля барокко. В первой половине XVIII века архитекторы, работавшие в России, очень часто использовали этот прием.

Вход в Коллегию всегда в центре здания. Над ним нависает балкон второго этажа с красивой кованой решеткой. А на крыше, над ризалитом, - нарядный фронтон криволинейных очертаний, как требовал стиль барокко. Середину фронтона - тимпан - украшает лепное изображение эмблемы Коллегии. А на скатах возлежат высеченные из белого камня мифологические фигуры.

Невиданная до тех пор длина постройки, завораживающий ритм ризалитов и фронтонов, пилястр и пилонов, насыщенное отношение красного цвета с белым - все придавало «Двенадцати коллегиям» внушительный, торжественный вид и порождало изумление современников.

Много позднее историк архитектуры М. Иогансен, воздавая должное зодчему, написала: «Хотя весь замысел Трезини реализован не был, тем не менее, возведенные по его проектам постройки на протяжении XVIII века не только определили облик Стрелки, но оказали явное влияние на планировку и архитектурное решение отдельных возводимых построек. Так, модулем планировки площади на Стрелке 1760-х годов, предложенной А. Квасовым, было расстояние в 15 сажен - размер «корпуса» коллегий, а за эталон высоты была взята высота этого же здания. Несомненно, что мотив аркады… оказал влияние на облик двух построек, возведенных вдоль северной границы площади по проектам Кваренги… Все… свидетельствует о большом значении этой работы Трезини не только для петровского Петербурга, но и последующего времени… По своему значению и масштабу данная забота должна быть, несомненно, поставлена в ряд важнейших творческих замыслов не только Трезини, но и вообще русской архитектуры того времени».

В 1723-1727 годах для архитектора был построен дом на Университетской набережной (№21). В 1995 году площадь перед ним была названа площадью Трезини.

В начальный период строительства Санкт-Петербурга Доменико Трезини стал главным архитектором Канцелярии строений Санкт-Петербурга. Канцелярия эта изначально была создана для надзора над строительством Петропавловской крепости, называлась Канцелярией городских дел, а затем стала отвечать за развитие города в целом. Доменико Трезини принадлежит проект сетки проспектов и линий Васильевского острова (январь 1716 года). Этот план был составлен по подобию Амстердамской планировки из сети каналов.

Трезини первым в России внёс функциональность в архитектурный стиль. Трезини разработал типовые планы жилых домов для размещения разных слоёв населения: для именитых, зажиточных и «подлых» (слово «подлый» тогда имело несколько другое значение, нежели сейчас). В 1717 году Пётр I приказал архитектору выстроить «образцовый» дом для зажиточных, и поселиться в нём, «для примеру». Место для дома царь указал на 12-й линии, там он и был построен. Однако поселился в нём не Трезини, а барон Остерман. Образцовые дома Трезини до наших дней не сохранились. Однако полагают, что Кикины палаты наиболее близки к типовому дому для именитых.

Для исполнения работ в срок мастеру необходимы были ученики. По приказу Петра I ими могли быть только русские, именно русских будущих архитекторов Трезини и стал обучать в своём доме на берегу Мойки. Одним из учеников Доменико Трезини стал и Михаил Григорьевич Земцов (который завершил работу над зданием Двенадцати коллегий).

Архитектурный стиль, в котором работал Трезини, называют Петровским барокко.

Последней работой архитектора была перестройка церкви св. ап. Матфия (1732-1734), в центре острова св. Петра (как отмечено на некоторых шведских картах), современного Петроградского района. Здание Церкви св. ап. Матфия есть переосвященное (в 1720 г.), деревянное здание церкви св. ап. Петра и Павла, первоначально находившееся в Петропавловской крепости с 1703 г. Затем в связи со строительством каменного собора Петра и Павла., деревянный храм Петра и Павла был разобран в 1719г., перенесен в центр Петроградской стороны, и переосвящен 31 января 1720 г. в память св. ап. Матфия, как храм воинской славы, в память победы русских войск в битве под Нарвой 9 (22) августа 1704 г. Храм переосвящен в присутствии императора. Храм перенесен полностью вместе с церковной утварью, иконостасом, иконами. Территория храма - ныне «Матвеевский сквер», Большая Пушкарская д. 35.

Т.к. первая перестройка церкви св. ап. Петра и Павла в 1709 г. в память Полтавской битвы была не очень удачной, не канонической, (2 колокольни, вход боковой), то после перенесения ее на современное место центра Петроградской стороны, здание было перестроено по проекту Доменико Трезини.

Перестройка храма, было последней работой Доменико Трезини, ибо 19 февраля 1734 года он умер. Сохранился единственный рисунок церкви св. ап. Матфия «деревянного» периода 1734 - 1806 г. Далее, последовал период каменные через ряд перестроек с 1800 г. по 1932г., когда храм был взорван.

Трезини был похоронен на кладбище у Сампсониевского собора. Могила не сохранилась.

Заключение


Доменико Трезини был не только первым архитектором в Петербурге, но и основателем школы российской архитектуры, из числа его учеников вышло немало опытных помощников архитектора - «гезелей»: Василий Зайцев, Григорий Несмеянов, Никита Назимов, Данила Ельчанинов, Федор Окулов.

Из зданий, построенных по проектам Трезини, Петропавловский собор и теперь выглядит весьма необычно для православного храма. Над зданием главенствует не купол, а острый шпиль колокольни. Нет и привычной полукруглой апсиды (выступа, перекрытого полукуполом или полусводом) с восточной стороны храма, где находится алтарь. Скромное убранство собора противоречило традициям московской архитектуры XVII в. Он не случайно стал символом Петербурга - в нём заложены основы своеобразного архитектурного стиля новой столицы. Высокая колокольня настолько удачно сочеталась с ровным, плоским ландшафтом, что позднее архитекторы старались повторить эту деталь в других важнейших зданиях города (например, в Адмиралтействе).

Здание Двенадцати коллегий на Васильевском острове, также необычно. Оно состоит из двенадцати одинаковых частей, расположенных на одной линии и украшенных только пилястрами. Здание развёрнуто не вдоль Невы, а под прямым углом к ней. По замыслу архитектора, длинный парадный фасад Двенадцати коллегий должен был выходить на предполагавшуюся площадь на стрелке острова.

Список использованной литературы


1.Лисаевич И. И. Доменико Трезини. - Л.: Лениздат, 1986. - 233 с.

2.Малиновский К. В. Доменико Трезини. - СПб: Крига, 2007. - 231 с.

Овсянников Ю. М.Великие зодчие Санкт-Петербурга: Трезини Д., Растрелли Ф..Росси К. Изд. 2-е, доп. - СПб: Искусство-СПБ, 2000. - 632 с


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Прославленный архитектор Доменико Трезини, проектировавший Петербург в эпоху правления императора Петра Великого, скончался 282 года назад. Творца не стало 2 марта 1734 года.

Архитектор, получивший образование в Италии, приехал на службу в Россию из Дании без каких-либо рекомендаций. Однако спустя короткое время Трезини благодаря своим личностным и профессиональным качествам добился расположения императора и стал основоположником так называемого «петровского барокко».

сайт подобрал пять самых известных проектов швейцарца, доживших до наших дней.

Петропавловский собор

На берега Невы Трезини прибыл в феврале 1704 года. На тот момент там не было практически ничего - болота, вода и древесина. Петропавловская крепость возвышалась тогда в своем первоначальном варианте - из глины и дерева.

Доменико Трезини сперва направили на укрепление Кронштадтской крепости. Вернувшись, специалист стал главным архитектором новоиспеченной Канцелярии городовых дел. Петр I задумывал, что новое ведомство будет руководить перестройкой одной только Петропавловской крепости - из земляной в каменную. Это было главным занятием Трезини в течение четырех последующих лет.

Каменный Петропавловский собор был заложен в мае 1712 года. На сегодняшний день он является одним из самых значительных и знаменитых творений швейцарца.

Самая примечательная часть собора - устремленная вверх колокольня. Она увенчана высоким шпилем, завершенным фигурой ангела. Колокольня Петропавловского собора была задумана и осуществлена как доминанта в ансамбле строящегося города.

После смерти Петра I гроб с его телом был помещен во временной часовне внутри еще строящегося на тот момент собора. Погребение состоялось лишь 29 мая 1731 года. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве и похороненного в Архангельском соборе Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764-м Ивана VI, место захоронения которого неизвестно до сих пор.

Работа над Петропавловским собором стала для Трезини одной из первых в России. Фото: www.globallookpress.com

Здание Двенадцати коллегий

В период с 1722-го по 1733 год Трезини создал еще одно свое знаменитое сооружение, известное сегодня во всей стране - здание Двенадцати коллегий. Сильно вытянутое в длину, оно имеет двенадцать секций. Каждая из них оформлена как самостоятельный дом.

Здание расположено на Университетской набережной Васильевского острова. В XVIII веке его занимали высшие органы государственного управления. Когда петровские коллегии расформировали, их сменили Главный педагогический институт и Санкт-Петербургский университет.

Здание Двенадцати коллегий строилось для государственных нужд. Фото: Commons.wikimedia.org / A.Savin

Летний дворец Петра I

Одно из старейших зданий Петербурга, сохранившееся и по сей день, проектировалось архитектором в течение четырех лет - с 1710-го по 1714 год. Трезини сделал Летний дворец Петра I весьма скромным - 14 комнат и две кухни. Это, прежде всего, было связано с тем, что здание предполагалось использовать лишь в теплое время года. Фасад дворца украшен 29-ю барельефами, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны. Барельефы выполнены немецким архитектором и скульптором Андреасом Шлютером. Петр I посещал дворец до самой смерти.

В годы Великой Отечественной войны здание было сильно повреждено, но затем провели масштабную реставрацию. Сегодня дворец принадлежит Русскому музею. В настоящий момент оно вновь закрыто на реставрацию и должно открыться в следующем году для посетителей.

Петр I любил проводить летние месяцы в своём дворце. Фото: www.globallookpress.com

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра

Трезини руководил и разработкой проекта архитектурного комплекса Александро-Невской лавры в 1715 году. Архитектор видел монастырь как симметричный ансамбль каменных строений, занимающих участок между Невой и Черной речкой. По мере возведения монастыря у его стен вырос городок, были разбиты огород и сад. Появились здесь кузница, столярная мастерская, конюшенная и скотный двор.

Впоследствии в стенах Невской лавры было подготовлено не одно поколение архиереев. Многие представители епископата Русской церкви XVIII-XIX вв. в то или иное время служили в этом монастыре.

Император Петр Великий впервые посетил монастырь, спроектированный Трезини, 29 мая 1723 года. Царь повелел перенести мощи князя Александр в Петербург из владимирского Рождественского монастыря. Останки прибыли в новую столицу 30 августа 1724 года. В память об этом в РПЦ ввели праздник Перенесения мощей благоверного князя Александра.

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра - место, куда Петр I попросил перенести мощи князя. Фото: www.globallookpress.com

Дом Трезини

По адресу: Университетская набережная, 21, находится здание, именуемое как дом Трезини. Именно здесь, согласно открытым данным, жил известный архитектор.

Император Петр I отдал место для возведения дома для градостроителя, которому доверял настолько, что стал крестным его сына. Утверждается, что проект здания выполнил сам Трезини. Дом представлял собой образец того самого «петровского барокко».

Возведение шло достаточно медленно: фундамент был заложен в 1723 году, но в 1726 году дом еще не был подведен под крышу. В этом доме на склоне лет жил Трезини с семьей. В двух комнатах располагалась его так называемая школа, где он работал с учениками. После того как архитектор в 1734 году скончался, здание перешло к его вдове и детям.

В течение веков здание неоднократно перестраивалось. В 2005 году дом расселили и провели реконструкцию. Теперь здесь размещена гостиница. Два года назад перед домом установили памятник Доменико Трезини, еще раз увековечив архитектора в истории города.

Дом Трезини сегодня является гостиницей. Фото: Commons.wikimedia.org / Надежда Пивоварова

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!