Знаменитая, древняя и легендарная мечеть Кул–Шариф. Кул Шариф: перезагрузка

Дамир Исхаков ,
доктор исторических наук

Кул Шариф (тат. Qolşərif, Колшәриф) — имам, ре-ли-ги-оз-ный де-я-тель XVI века, поэт, один из на-ци-о-наль-ных ге-ро-ев Та-тар-ста-на, воз-гла-вив-ший обо-ро-ну од-ной из ча-стей го-ро-да Ка-зань в ок-тяб-ре 1552 года про-тив рус-ских (по-ход Ива-на IV Гроз-но-го). По-гиб при штур-ме вме-сте со сво-и-ми спо-движ-ни-ка-ми. В его честь на-зва-на мечеть Кул Шариф, по-стро-ен-ная недав-но на ме-сте раз-ру-шен-ной ста-рой ме-че-ти, у стен ко-то-рой и пал в сра-же-нии сеид Кул Ша-риф.

Ши-ро-кую из-вест-ность Кул Ша-ри-фа в по-след-ний пе-ри-од су-ще-ство-ва-ния Ка-зан-ско-го хан-ства под-твер-жда-ют мно-гие ис-то-ри-че-ские ис-точ-ни-ки, а та-к-же све-де-ния, со-хра-нив-ши-е-ся в на-род-ной па-мя-ти и обоб-щен-ные Ши-га-бут-ди-ном Мар-джа-ни. Опи-ра-ясь на них, мож-но утвер-ждать, что Кул Ша-риф в хан-стве на-ка-нуне его па-де-ния яв-лял-ся гла-вой му-суль-ман-ско-го ду-хо-вен-ства, вер-хов-ным се-идом. Ан-дрей Курб-ский, опи-сы-вая эпи-зод, свя-зан-ный со взя-ти-ем рус-ским вой-ском Ка-за-ни в 1552 году, на-зы-ва-ет его на ев-ро-пей-ский лад «ве-ли-ким бис-ку-пом», то есть епи-ско-пом, и до-бав-ля-ет, что сами та-та-ры счи-та-ют Кул Ша-ри-фа «ве-ли-ким ана-рыи», или «ами-ром».

Сло-во «амир» пе-ре-во-дит-ся с араб-ско-го как «по-ве-ли-тель», или «ру-ко-во-ди-тель». А вот в пер-вом слу-чае Курб-ский явно ис-поль-зо-вал ла-тынь: «honor» — честь, по-чет, по-честь или «honorus» — по-чет-ный, ува-жа-е-мый. По-хо-же, что эти вы-ра-же-ния при-ме-не-ны им для пе-ре-во-да ти-ту-ла вер-хов-но-го се-ида, ко-то-рый, по за-ме-ча-нию Мар-джа-ни, зву-чал как «на-кый-бел-аш-раф» — «ру-ко-во-ди-тель ве-ли-ких».

Как из-вест-но, се-ида-ми в му-суль-ман-ском мире на-зы-ва-ли по-том-ков про-ро-ка Му-хам-ма-да из вет-ви, вос-хо-дя-щей к его вну-ку Ху-сей-ну. Оче-вид-но, и Кул Ша-риф, бу-дучи се-идом по про-ис-хож-де-нию, воз-во-дил свой род к Му-хам-ма-ду. Недав-но об-на-ру-жен-ная и опуб-ли-ко-ван-ная ли-те-ра-ту-ро-ве-дом М. И. Ах-мет-зя-но-вым ге-не-а-ло-гия се-идов Ша-ку-ло-вых из Ка-си-мов-ско-го хан-ства по-ка-зы-ва-ет, что она дей-стви-тель-но че-рез мно-гие по-ко-ле-ния вос-хо-дит к Ху-сей-ну и Му-хам-ма-ду. Сле-до-ва-тель-но, при-част-ность Кул Ша-ри-фа по рож-де-нию к се-идам была не вы-мыш-лен-ной, а ре-аль-ной.

В XV—XVI ве-ках в каж-дом от-дель-ном та-тар-ском хан-стве мог-ло быть несколь-ко се-идов, лишь один из ко-то-рых яв-лял-ся вер-хов-ным (С. Гер-бер-штейн, ав-тор «За-пи-сок о мос-ко-вит-ских де-лах», от-ме-ча-ет на-ли-чие в Ка-зан-ском хан-стве «вер-хов-но-го жре-ца»). В Ка-зан-ском хан-стве та-кой сеид, как вид-но из жа-ло-ван-ной гра-мо-ты хана Са-хиб-Ги-рея 1523 года, име-но-вал-ся «су-дат-гы-зам» (са-да-ти-го-зам), что пе-ре-во-дит-ся как «ве-ли-кий сеид». Есть ос-но-ва-ния по-ла-гать, что Кул Ша-риф вер-хов-ным (ве-ли-ким) се-идом в го-су-дар-стве стал в ок-тяб-ре 1551 года по-сле каз-ни ха-ном Шах-Али преж-не-го вер-хов-но-го се-ида Кул Му-хам-ма-да*. К тому вре-ме-ни Кул Ша-риф был уже из-вест-ным го-су-дар-ствен-ным де-я-те-лем, о чем го-во-рит его при-сут-ствие сре-ди зна-ти хан-ства, при-ся-гав-шей на вер-ность хану Шах-Али 14 ав-гу-ста 1551 года в Сви-яж-ской кре-по-сти.

Судя по тому, что нам из-вест-но, Кул Ша-риф, как и его пред-ше-ствен-ник Кул Му-хам-мад, был из рода крым-ских се-идов. Неко-то-рое вре-мя он жил в Аст-ра-хан-ском хан-стве вме-сте с се-идом Манс-уром, пред-по-ло-жи-тель-но сво-им от-цом. От-сю-да у него та-хал-лус «Хаджи-тар-ха-ни». М. И. Ах-мет-зя-нов, опи-ра-ясь на эти и дру-гие све-де-ния, вы-дви-нул обос-но-ван-ную ги-по-те-зу, что ав-то-ром со-чи-не-ний пе-ри-о-да Ка-зан-ско-го хан-ства — «За-фер-на-ме-и ви-лай-ет-и Ка-зан» (1550 г.) и сти-хов-му-на-д-жа-тов — в пер-вом слу-чае на-зван-ным «Ша-ри-фом Хаджи-тар-ха-ни», во вто-ром — «Кул Ша-ри-фом» — яв-ля-ет-ся сеид Кул Ша-риф. Дей-стви-тель-но, Кул Ша-ри-фа даже по-сле того, как он стал вер-хов-ным се-идом, рус-ские ис-точ-ни-ки про-дол-жа-ли име-но-вать «мул-лой». Не вы-со-кая ли об-ра-зо-ван-ность его так от-ра-жа-лась в ле-то-пи-сях? На-вер-ное, да. В то же вре-мя из «За-фер-на-ме-и ви-лай-ет-и Ка-зан» от-чет-ли-во вид-но, что его ав-тор был весь-ма об-ра-зо-ван-ным че-ло-ве-ком, об-ла-дав-шим зна-ни-я-ми в об-ла-сти аст-ро-но-мии, ис-то-рии (не толь-ко та-тар-ской, но и рус-ской), го-су-дар-ствен-ных дел. Кро-ме того, в этом про-из-ве-де-нии, на-пи-сан-ном в це-лом про-зой, до-воль-но мно-го по-э-ти-че-ских строк. Од-ним сло-вом, Кул Ша-риф (он же Ша-риф Хаджи-тар-ха-ни) был и по-этом.

Нияз Хазиахметов. Поэт Кул-Шариф

Эпо-ха, в ко-то-рой жил сеид Кул Ша-риф, — это тра-ги-че-ское вре-мя дви-же-ния Ка-зан-ско-го хан-ства к сво-ей ги-бе-ли. Ав-тор «За-фер-на-ме-и ви-лай-ет-и Ка-зан» оста-вил по-тря-са-ю-щие стро-ки, опи-сы-ва-ю-щие тра-ге-дию сво-е-го на-ро-да. Он го-во-рит о Ка-за-ни: «Ей неот-ку-да ждать по-мо-щи и под-держ-ки, кро-ме по-кро-ви-тель-ства Тен-гри и по-мо-щи ан-ге-лов. Из-за та-кой тя-же-лой си-ту-а-ции па-ди-ша-хи го-ро-да Ка-за-ни обес-пе-чи-ва-ют без-опас-ность сво-е-го го-су-дар-ства пу-тем со-гла-ше-ния со стра-ной кя-фи-ров. Было так: для бла-го-по-лу-чия на-ро-да и ради его жиз-ни за-клю-ча-ли до-го-вор с Моск-вой, меж-ду дву-мя сто-ро-на-ми хо-ди-ли по-слы, обес-пе-чи-вая вза-и-мо-по-ни-ма-ние».

Это было на-пи-са-но в 1550 году, но уже в ап-ре-ле 1551 года на-ча-лось но-вое на-ступ-ле-ние рус-ских войск, ко-то-рые в июне об-сту-пи-ли Ка-зань. На-ста-ли тя-же-лые вре-ме-на, и ка-зан-цы дрог-ну-ли: они по-сла-ли «к Ши-га-лею и к во-е-во-дам бити че-лом, что-бы го-су-дарь по-жа-ло-вал, гнев свой им от-дал, а пле-не-ти их не ве-лел, а дал бы им на го-су-дар-ство царя Ши-га-лея, а Уте-мешь-Ги-рея царя го-су-дарь к собе взял и с ма-те-рию Сю-юн-би-ка-ца-ри-цею» (Пат-ри-ар-шая ле-то-пись). С та-ким пред-ло-же-ни-ем к хану Ша-х А-ли и рус-ским во-е-во-дам при-ез-жа-ли «мул-ла» Кул Ша-риф и тю-мен-ский «князь» Бибарс Рас-тов. Но они дей-ство-ва-ли не са-мо-сто-я-тель-но, а вы-пол-ня-ли волю «всей зем-ли Ка-зан-ской», что от-чет-ли-во вид-но из гра-мо-ты ка-зан-цев, от-прав-лен-ной то-гда Ива-ну IV.

Нияз Хазиахметов. Сююмбике

Нияз Хазиахметов. Хан Сафа-Гирей

Кро-ме того, по-слы не сра-зу при-ня-ли усло-вия Моск-вы — в ле-то-пис-ном со-об-ще-нии от 9 ав-гу-ста 1551 года го-во-рит-ся о том, что во вре-мя пе-ре-го-во-ров они «во мно-гом за-пер-ли-ся», то есть не со-гла-ша-лись. Хро-нист даль-ше пи-шет о та-та-рах: «обы-чай бо их бяше из-на-ча-ла лу-кавь-ство-ва-ти».

За-ста-вить ка-зан-цев при-нять столь тя-же-лые усло-вия мож-но было лишь си-лой. И за-во-е-ва-те-ли при-гро-зи-ли: если ка-зан-цы «не учи-нять на го-су-да-ре-ве воле… на ту же осень… го-су-дарь… хо-чет ра-тию съ все-ми люд-ми». Лишь по-сле та-ких угроз по-слы при-ня-ли усло-вия Моск-вы, сре-ди ко-то-рых было и тре-бо-ва-ние вы-дать Сююм-би-ке с сы-ном. Ясно, что ни-ка-кой лич-ной вины у Кул Ша-ри-фа с «кня-зем» Бибар-сом в этом не было — они вы-пол-ня-ли об-ще-го-су-дар-ствен-ное ре-ше-ние, да и то все-го лишь как ди-пло-ма-ты.

Фиринат Халиков. Падение Казани 2 октября 1552 года: последний бой у мечети ханского дворца

Вер-хов-ный сеид Кул Ша-риф по-гиб при взя-тии Ка-за-ни рус-ски-ми в 1552 году. Мар-джа-ни, опи-ра-ясь на на-род-ные пре-да-ния, со-об-ща-ет, что Кул Ша-риф со сво-и-ми по-сле-до-ва-те-ля-ми, объ-еди-нен-ны-ми в осо-бое во-ен-ное под-раз-де-ле-ние — «полк», со-сто-яв-ший из мо-ло-дых дер-ви-шей и су-фи-ев, обо-ро-нял-ся от-сту-пая, вплоть до зда-ния мед-ре-се, по-том под-нял-ся на его кры-шу, где был за-ко-лот, и упал вниз. Так тра-ги-че-ски пре-рва-лась жизнь этой вы-да-ю-щей-ся лич-но-сти эпо-хи Ка-зан-ско-го хан-ства.

В «За-фер-на-ме-и ви-лай-ет-и Ка-зан» есть та-кие стро-ки:

О, Ша-ри-фи, если ты еще на-де-ешь-ся на луч-шее, Не ухо-ди с этой зем-ли,
Ибо если ты уй-дешь, кто же бу-дет са-хи-бом го-ро-да Ка-за-ни?

Казань защищалась 41 день. Оборону Казани историки считают героической. Немногим более 30 тыс. воинов и конницы Епанчи противостояли 150-тысячному войску Ивана Грозного с новейшими техническими вооружениями.

Последний царь Казани Едигер-Хан (1552 г.) и глава духовенства так воодушевили Казанцев, что никто в городе и не помышлял о сдаче города.

Печальный вид представляла собой Казань после того, как окончилась сеча, не прекращавшаяся на улицах города до позднего вечера. В неравном бою погибли все его защитники.

Столица Казанского ханства лежала в руинах и пожарищах.

Во время штурма Казани войсками Ивана Грозного Сеид Кул Шариф был одним из руководителей обороны. Со своими учениками он оказал упорное сопротивление и геройски погиб. Погибли и все его ученики. Мечеть была сожжена и разрушена. От прекрасной многоминаретной мечети Казани, горделиво возвышавшейся на гребне холма, не остается камня на камне.

В своем исследовании видный татарский ученый, просветитель, философ Ш. Марджани писал, что в крепости (Кремле) была восьмиминаретная главная (соборная) мечеть, во главе которой стоял сеид Шарифкол, пользующийся уважением, почетом религиозный деятель, ученый, поэт, дипломат. Четыре столетия тому назад легендарная многоминаретная мечеть Кул Шариф украшала столицу Казанского ханства, поражая всех своим великолепием, изящностью, красотой, богатой библиотекой. Она была центром религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Названа она так в честь ее последнего имама сеида Кул Шарифа.

Кул Шариф - это историческая личность, имя которого золотыми буквами вписано в истории татарского народа. Он был поэтом. До нас дошли несколько стихотворений и одна поэма. Они вошли в сборник, составленный литературоведом А. Шариповым и изданным в 1997 году в татарском книжном издательстве под названием "Жизнь жестока, жизнь прекрасна…".

Кул Шариф был видным государственным деятелем, умелым дипломатом. В русских летописях его имя упоминается как один из влиятельных и уважаемых религиозных деятелей. Когда трон занял Ядегер-Хан, Кул Шариф вошел в состав правительства и активно участвовал в повседневных делах ханства.

После смерти своего отца Мансура в 1546 году он назначается предводителем религиозных деятелей ханства. Широкообразованный, нравственно чистый и честный человек, он пользовался огромным уважением у себя на родине. Он на своем белом коне любил проезжать по улицам города. Казанцы в знак глубокого уважения восторженно приветствовали его, глубоко преклоняясь ему. Даже хан при встрече слезал со своего коня, целовал подол его чапана, желал ему здоровья.

Кул Шариф пользовался уважением и за рубежом. В этой связи знаменательно признание Ш. Марджани в том, что русские князья, поддерживая связи с казанскими ханами, присылали ему персональные письма, а также подарки.

Ильяс Файзуллин. Оборона Казани от войск Ивана Грозного (Апофеоз)

И гибель его была поистине героической. За время самых тяжелых дней для татарского народа Кул Шариф руководил группой мулл и шакирдов, оказавших отчаянное сопротивление против захватчиков. Последние вошли в Кремль через его труп. Об этом свидетельствует отнюдь не симпатизирующий к татарам русский государственный деятель А. М. Курбский: "Сказание князя Курбского", изд. второе. - 1842 год, - 33 стр.

Исследователь истории Казани М. Худяков отмечал, что в 1552 г. главой духовенства являлся сын Мансура Кул Шариф. Он считался первым лицом в государстве и в моменты междуцарствия, и в силу своего высокого положения становился во главе временного правительства. Он выполнял и дипломатические поручения. Дипломатические поручения требовали от него выдающейся образованности, глубокого ума и широкого опыта (очерки по истории Казанского ханства, Казань, 1923, стр.152).

Татарский народ веками хранил память о славном сыне, защитнике интересов своего народа. О нем слагаются стихи, песни, его образ воссоздан в исторических романах.

В годы развернувшейся демократии общественность подняла вопрос о восстановлении мечети Кул Шариф. Идя навстречу вековой мечте татарского народа, президент Республики Татарстан М. Ш. Шаймиев в ноябре 1995 года подписал Указ о воссоздании мечети Кул Шариф.

Мечеть Кул Шариф

С тех пор в памяти народа живет легендарный образ мечети и ее руководителя сеида Кул Шарифа.

Какие ассоциации у вас возникают при слове «Казань»? Татары, Кремль, пышно отпразднованное тысячелетие столицы, уникальная по своей архитектуре и необычной истории мечеть Кул Шариф. Город, вмещающий в себя не только многовековую историю и годы кровавых баталий, но и нерушимую интернациональную дружбу и межконфессиональное единение. Все это в себе соединила мечеть Кул Шариф, которой в этом году исполнилось десять лет. По ней мы с вами и совершим сегодня виртуальную экскурсию и узнаем несколько тайн, ранее покрытых мраком.

Историю создания самой значимой и узнаваемой татарстанской мечети не знает разве что ленивый.

Вернемся в трагический 1552 год, когда Иван Грозный войной пошел на Казань. Сеид Кул Шариф героически сражался за родную землю, однако при штурме погиб. Погибло и его детище – многоминаретная мечеть, сожженная до тла. Центральная мечеть столицы Казанского ханства была полностью разрушена, а сам город лежал в руинах, пожары не прекращались. Лишь на исходе XX века было принято решение о восстановлении знаменитой мечети. И вот, в 1995 году первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев подписал Указ о воссоздании мечети. Был объявлен конкурс, итоги которого подвели на следующий год.

Стоит отметить, что свои работы присылали архитекторы со всего мира, однако победу одержали казанские специалисты. С этого дня целый народ начинает жить легендарными образами дорогой сердцу мечети. Зимой 1996 года и был заложен памятный знак. Спустя год, весной, закладываются фундамент мечети. Ближайшие три года идет проектирование интерьера. И вот летом 2001 года на мечеть устанавливают шпили и купола. Торжественное открытие состоялось 24 июня 2005 года.

Новая мечеть стала чем-то особенным. Это не просто главная мечеть Татарстана и одна из крупнейших мечетей Европы. Это не просто место для поклонения и связи с Всевышним. Кул Шариф стал символом Казани и всей республики, притягательным местом для татар со всего мира. В памяти народа еще живы воспоминания о героической обороне мечети и ее разрушении. Архитекторы старались воссоздать всю красоту и уникальной мечети, вернуть ее в культуру, в историю. В основе реконструкции были заложены две идеи. Во-первых, воссоздание легендарной мечети было важным моментом для Татарстана, вновь обретшего свою государственность. К тому же это память о защитниках Отечества. Мечеть Кул Шариф символична и имеет в своей архитектуре необычные формы, которые лишь еще сильней привлекают взор и завораживают.

11 символов и тайн, окутавших мечеть Кул Шариф

1. Главный символ – место, выбранное для реконструкции мечети, словно с подсказки Всевышнего. Двор Юнкерского училища стал новым домом для Соборной мечети. Как оказалось позднее, мечеть обошла все провалы, разломы и оползни, изобилующие в другой части Кремля. Весь комплекс с поразительной точностью ориентирован на Мекку. К тому же училище, воинский плац и казарма символизируют военную силу. Теперь же здесь возвышается мечеть Кул Шариф, как символ смены эпох.

2. Это единственная мечеть, имеющая 4 минарета , против традиционного одного для татарских религиозных учреждений. Однако команда архитекторов, трудившаяся не один год над воссозданием комплекса Соборной мечети постаралась приблизить его художественный образ к татарской архитектуре. Купол мечети имеет форму, напоминающую образ коронный ханов Казани.

3. Кул Шариф представляет собой не одну только мечеть , но целый комплекс, включающий в себя мечеть, памятный камень и административное здание.

4. Внутри мечети с 2006 года действует Музей исламской культуры , один из стендов которого посвящен пяти столпам ислама, а именно: Вера в Аллаха и что Мухаммад – его посланник, намаз, ураза, закят и хадж.

5. Интересна и сама планировка мечети . План представлен в виде двух квадратов, пересекающихся под углом в 45 градусов и являющих собой известный мусульманский знак, означающих «благословение Аллаха».

6. Мечеть украшают восемь полумесяцев , что соответствует количеству минаретов разрушенной в XVI веке мечети.

7. В оформлении мечети можно найти традиционный для ислама и для татар элемент художественного украшения – тюльпан , который так органично влился в концепцию реконструкции. Этот цветок является древнебулгарским символом возрождения и процветания. В форме тюльпана прорезаны окна на куполе.

8. На внутреннем куполе мечети арабской вязью начертана сура Корана «Ихлас» , а на стенах написаны все 99 имен Всевышнего, на шамаилях – имена пророков.

9. Внутреннее убранство и оформление Соборной мечети уникально по своей сути . Здесь посетители смогут найти и панно из керамики, и росписи, выполненные по технологии XVI века, и римскую мозаику, и ручную резьбу по дереву и камню. Радуют глаз уникальные по манере исполнения витражи и цветные стекла, позолотные работы и золотое шитье.

10. Стоит отметить, что в строительстве главной татарстанской мечети принял участие, пожалуй, весь мир. Возводили Кул Шариф строители из Турции, ковры, устлавшие пол мечети (протяженностью в 2000 квадратных метров) подарило иранское правительство, гранит и мрамор для украшения восьмиминаретного собора привезли из Урала, цветная люстра – из Чехии.

11. Открытая летом 2005 года мечеть Кул Шариф стала не просто рукотворным памятником истории и мастерству татарских зодчих , но и воплотила в себе идею межконфессионального единства в Татарстане. Через архитектурные элементы выразилась идея мира между двумя конфессиями республики – мусульманской и православной общин.

В этом году вновь возведенной мечети Кул Шариф исполнилось десять лет. На протяжении этого времени она радовала глаз не только жителей республики, но и гостей столицы. По истине, по одной этой мечети можно проследить и прочитать как в книге историю Казанского ханства.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Кул Шариф – воин, поэт, политический и религиозный деятель

О том, что Кул Шариф реально существовал во времена Казанского ханства можно узнать из множества исторических источников. Много сведений также сохранилось в памяти народа, великий философ и мыслитель Шигабутдин Марджани также проводил исследования и собирал исторические сведения. Следуя этим данным, можно смело говорить о том, что Кул Шариф на момент падения ханства являлся главой духовенства мусульман, а также верховным сеидом. Сами татары считали его великим героем и «амиром» (с арабского это слово переводится как «руководитель»).

Сеид Кул Шариф

Потомки пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), которые были в родовой линии, уходящей к его внуку Хусейну, у мусульман называются сеидами. Кул Шариф также был сеидом, его род возводился к Мухаммаду. То есть Кул Шариф – прямой потомок пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха).

Современные историки недавно обнаружили и опубликовали генеалогию сеидов Шакуловых, которые были из Касимовского ханства. Литературовед М.И.Ахметзянов показал таким образом, что данная геология действительно восходит к Мухаммаду и Хусейну. Вследствие этого, Кул Шарифа причислили к сеидам.

В 15-16 веках каждое отдельное татарское ханство имело по нескoлько сеидов, и только один из них мог быть верховным. Он так и назывался – великий сеид. Судя по данным из истории, которые до нас дошли, можно полагать, что Кул Шариф, так же как и Кул Мухаммад, был крымским сеидом. Кул Шариф некоторое время проживал с сеидом Мансуром в Астраханском ханстве. Мансур был предположительно его отцом. Литературовед Ахметзянов в свое время выдвинул гипотезу, что Кул Шариф является автором сочинений «Зафернаме-и вилайет-и Казан» (1550 г.), стихотворений «Шариф Хаджитархани» и «Кул Шариф». И действительно, после того, как Кул Шариф стал главным сеидом, в русских источниках продолжали упоминать о том, что Шариф является муллой. Из всех сочинений и стихотворений было замечено, что автор очень образован, он обладал знаниями в астрономии, знал татарскую и русскую историю, интересовался государственными делами. Первое его произведение «Зафернаме-и вилайет-и Казан» можно назвать прозой, здесь довольно много поэзии.

Страшное время Кул Шарифа

Кул Шариф жил в те времена, когда Казанское ханство было в трагической ситуации, приближающейся к гибели. Поэт потрясающе описал трагедию своего народа в своей прозе «Зафернаме-и вилайет-и Казан». О Казани он говорил, что ей неоткуда ждать поддержки, никто не помогает. Только правительство Тенгри и помощь ангелов вдохновляли ее. Кул Шариф рассказывает о тяжелой ситуации всего города, о том, что сложно было обеспечить безопасность всего государства, о том, что им пришлось подписать соглашение с немусульманами. Ради благополучия народа в 1550 году Казань заключала договор с Москвой о взаимопомощи и взаимопонимании. После заключения этого договора, каждая сторона еще не раз отправляла своих послов для урегулирования конфликта.

Но в следующем году русские войска нарушают мир и вступают в бой, летом они уже обступают всю Казань. Тогда для народа Кул Шарифа начались тяжелые времена. Казанцы отправляют русским воеводам послания о мире, чтобы те утихомирили свой гнев. Эти данные до нас дошли из Патриаршей летописи. С такими требованиями к Шах Али и русским главным воеводам отправлялись мулла Кул Шариф с тюменским князем Бибарсом Растовым. Таким образом, они выполняли волю своего народа. Это видно по грамоте, которую казанцы тогда отправили Ивану Грозному. Однако послы долгое время не соглашались идти на уступки. Это следует из летописи 1551 года. Тогда завоеватели решили пригрозить, если татары не примут решение русских воевод, то придется брать их силой. И лишь после этих угроз, послы согласились и приняли условия, поставленные Москвой.

Нужно отметить, что в принятии такого решения личной вины у Кул Шарифа и Бибарса не было. Они лишь выполняли государственный долг, так как являлись дипломатами того времени.

О, Шарифи, если ты еще надеешься на лучшее,
Не уходи с этой земли,
Ибо если ты уйдешь, кто же будет сахибом города Казани?
Из прозы "Зафернаме-и вилайет-и Казан"

Убийство Кул Шарифа

Кул Шариф погиб во время взятия русскими Казани в 1552 году. Философ и историк Марджани, изучив народные предания, говорит о том, что Кул Шариф и его последователи, которые объединились в некое военное подразделение, погибли героически. Ученики Шарифа были молодыми студентами, они оборонялись отступая.

Кул Шариф, их предводитель, по словам Марджани, поднялся на крышу мечети, где его и убили, и упал вниз. Вот так трагически погибла выдающаяся личность всей эпохи Казанского ханства Кул Шариф.

Именно в честь сеида Кул Шарифа была названа впоследствии одна из крупнейших мечетей в Европе, с её историей вы можете ознакомиться

Можете назвать символ исторического «ядра» в Казани? Мечеть Кул-Шариф – этот ответ единственно правильный. А ниже мы расскажем вам почему. Читайте внимательно.

«Руководитель Долины» или «Предводитель Колена (Рода)» – именно так переводится арабско-татарское понятие «Кул-Шариф». И так на самом деле звали религиозного деятеля Казанского ханства, проживавшего во времена покорения этого государства Москвой и возглавлявшего его оборону (как мы знаем, тщетную).

3D-панорама Голубой мечети

В описываемый период времени Кул-Шариф являлся верховным имамом казанских татар. Он относился к роду сейидов (потомков пророка Мухаммеда). Исследователи считают: именно к крымской династии.

Стоит уделить внимание минаретному храму, место которого с 1996 г. начал занимать строящийся комплекс соборной (джума) мечети. Дело в том, что исконное помещение для отправления культа было возведено еще в годы жизни Кул-Шарифа.

Оно носило иное название и считалось в те времена архитектурной доминантой всего Казанского Кремля. А располагалось в западной части. Судя по старинным изображениям, тогдашний «Дом Бога» имел много башен.

В основном, нынешнее сооружение копирует свою предтечу. Но рисунки путешественников очень смутные. И проектировщики многое додумывали сами. В частности, непонятно – 6 или 8 минаретов было у старой мечети. Дело в том, что в тогдашнем ханстве имелось 8 провинций. Элементы декора тоже так и остались тайной.

Последней страницей биографии храма-оригинала явился пожар, случившийся во время прорыва московских войск внутрь города. В неравной схватке погибли и мечеть, и амир, в честь которого и был назван сегодняшний архитектурный ансамбль.

Наименование нынешней джумы – дань памяти этому самоотверженному человеку, мудро разрешавшему многие споры, политические и религиозные разногласия. Кул Шариф считается «великим героем», а один востоковед считает его автором эпического произведения «Зафернаме и вилайет-и Казан», посвященного истории развития ханства. Сейида Кул Шарифа убили, когда он находился на крыше собора, а тело столкнули вниз.

Указ о возведении новой мечети был подписан еще в 1995 г. – лично президентом Шаймиевым. Проект был отобран в результате конкурса среди архитекторов. Победила совместная работа группы из четырех специалистов – Латыпова, Саттарова, Сайфуллина и Сафронова.

Строительство стартовало через несколько месяцев подготовительного цикла. А спустя 10 лет комплекс был полностью завершен. Открытие мечети Кул-Шариф в Казани прошло в рамках празднования тысячелетия города. Оно традиционно проходит 24 июня. 400 млн. рублей – как раз столько было потрачено на возведение комплекса строений. Ему присвоен статус действующего музея Распространения Ислама в Поволжье.

Особенности экстерьеров реконструированного комплекса

По откликам, все, кто оказываются в Казани, мечеть Кул-Шариф осматривают в первую очередь. Ведь это – жемчужина площади Тысячелетия. Поражает масштабом конструкций, богатством фактуры и тектоники фасадов. Текстурой отделочных материалов, а также яркими цветовыми сочетаниями, создающими атмосферу некоей свежести (об этом ниже).

На данный момент вас ждут запоминающиеся . 6 минаретов высотой 58 метров (в 1996 г. они были самыми высокими в РФ, теперь такая слава перешла к мусульманскому храму в городе Грозный). Кстати, площадь, которую занимает суннитский собор, равна 10000 квадратных метров.

У главной религиозной обители свой двор. Он находится все в той же (западной) части Кремля. Ландшафтно связан с бывшим Юнкерским училищем (к тому ведет парадная лестница). Внутри основное здание, располагающее двумя пристроенными к нему полупавильонами. Четыре башни встроены по углам. Две поодаль. По разным сторонам.

Имеется также хозяйственно-административная постройка. Стилистика у всех элементов ансамбля единая – «ханафитская». Кроме того, она пересекается с канонами татарского (правильнее говорить, булгарского) гражданского строительства. Достаточно посмотреть на все здания Кремля. Каждый вышестоящий уровень меньше, но имеет больше граней.

Что касается материалов отделки, использовано эффектное сочетание ослепительно белого мрамора (при ярком солнце розоватый оттенок почти не заметен) и элементов бирюзового оттенка.

Упомянутые цвета олицетворяют у ханафитов непорочность и строгое следование букве Корана. Бирюза заменяет ритуальный зеленый цвет (ведь она погранична по отношению к голубому и изумрудному). Что касается дизайнеров, то для них такие тона – лучший способ передать ощущение чистоты и свежести. И оно есть!!!

Нижние уровни и поверхность сотворены из живописного по текстуре гранита. Венчают основную конструкцию традиционные для всех исламских направлений шпили и купол (кстати, последний изображает аутентичную шапку татар…). 2 роскошных балкона созданы специально в целях панорамного обзора (ведь сооружение изначально задумывалось для туристов). Арочные порталы и окна стрельчатые. Весьма высокие.

Наконец, на некоторых этажах использованы оникс и змеевик. Большинство пород добывали на Урале. В Казани «Голубая мечеть» (так прозвали культовое сооружение в народе) имеет внушительную высоту подкупольного пространства – оно составляет целых 39 метров. Для сравнения – купол кончается на страте 13-го этажа гражданского здания.

Бронзовые надписи фасада цитируют различные исламские мудрости. В качестве шрифта использована арабская вязь (так прописал единый закон для всех школ мусульманского зодчества).

Над буквами расположена изящная кованая изгородь (на крыше полупавильонов, считающихся первым уровнем). В здешних помещениях использовано много граней. Бросаются в глаза резные элементы П-образных фризов, кантующих все порталы.

В двух шагах протекает живописная извилистая река Казанка. От берега вас поднимает тротуар с поребриком из мрамора, где установлены современные светильники. Описанное пространство рассчитано на одновременное пребывание 1,5-2 тысяч верующих. На площадке перед зданием свободно встанут еще 10000 человек!

Тротуарная плитка с зелеными и красными узорами символизирует административную атрибутику Республики Татарстан. В наличии у каждого строения подсветка, придающая мечети эффектный облик даже в темное время суток. Зеленое убранство состоит из цветников, ухоженного газона, подстриженных деревьев.

Внутреннее убранство элементов ансамбля

Интерьеры в молельном и хозяйственно-административном пространстве – плод реализации тысячелетних ремесленных традиций татарского народа. Вам предстанут шедевры уже названных зодчих, художников (дизайнеров, мастеров росписи и специалистов по арабской вязи), резчиков по камню, граверов, кузнецов, лепщиков, краснодеревщиков и каменщиков. Многие из них явились по сути реставраторами.

Гранит, оникс, змеевик и мрамор плавно переходят в резные изгороди из алебастра (ганча или ганджа) или красиво расписанного дерева. А еще выше – в цветастые орнаменты на приделанных холстах или в позолоченную вязь исламских текстов. И по большей части перед нами предстают главные суры Корана. Они взывают к мудрости, доброте и аскезе.

В создании стекол для оконных проемов использованы витражи. Кстати, окна самого купола вырезаны в форме тюльпанов. А все из-за того, что у арабов слово «тюльпан» («лале») похоже по буквам на идиому «во имя Аллаха».

Часть интерьеров украшена сложной причудливой мозаикой (есть еще в Казани такие «прикладники»). Люстра приехала сюда из Чехии (вы увидите натуральное богемское стекло). Ковры, по которым будете ходить – подарок от правительства Ирана. Лепнину же создавала интернациональная артель узких специалистов по восточной орнаментальной пластике.

Основное здание членится на башенку для хранения Корана (сюда поднимается священнослужитель), обзорные веранды, молельных залов для мужчин и женщин, музея (он выше) и комнаты для подготовки к никаху (о нем читатель узнает дальше).

В дополнительном строении (также купольном, но одноуровневом) кроме администрации и прочего персонала пребывают штатные пожарники со всем своим нехитрым инвентарем.

Какие экскурсии проводятся в мечети Кул-Шариф?

Сегодня на представленной культурной территории местными гидами и экскурсоводами-партнерами проводятся несколько тематических экскурсий. Они имеют следующие названия:

  • «Исламская цивилизация Поволжья: от Булгара до Казани»;
  • «Казань от эпохи реформаторства до современности»;
  • «Листающийся Коран»;
  • «Жизнь и смерть имама Кул Шарифа»;
  • «Урок в старинном медресе»;
  • «Вид старого Кремля» (компьютерная инсталляция);
  • «Поющий Шамаиль (компьютерная инсталляция)».

Правила посещения

Если вы желаете зайти внутрь, то оставляйте обувь у входа (разрешается использовать бахилы). Одежда посетителя должна быть закрытой. Головные уборы обязаны присутствовать на голове как женщин, так и мужчин.

Представительницы слабого пола не могут заходить на мужскую половину и наоборот. Ни в коем случае тут нельзя громко шуметь, что-то жевать, распивать какие-либо напитки (особенно спиртные) или курить.

Во время намаза турист не должен отвлекать молящегося (вообще не рекомендуется покидать смотровые балкончики – они присутствуют и внутри). Щелканье затворов фотоаппаратов и вспышки также не приветствуются. Они оскорбляют чувства верующих.

  • В конце 90-х годов строящаяся Кул-Шариф была признана высочайшей мечетью в Европе. Но сейчас она проигрывает по росту уже нескольким европейским религиозным постройкам.
  • В библиотеке, устроенной на одном из уровней, есть книга, где вписаны имена каждого, кто пожертвовал средства на строительство указанной джумы. И это тысячи человек.
  • На втором этаже главного строения в 2006 г. был открыт Музей распространения ислама в Поволжье. Как раз его сотрудники проводят туры, описанные выше. Здесь вам расскажут намного подробнее по той теме, которая затронута в самом начале обзора.
  • Потолок (внутренняя часть купола) был оформлен сначала на холстах. Их крепили наверх. Диаметр люстры – 5 метров. Она выполнена в виде распустившегося цветка. Ее вес составляет почти две тонны. Разумеется, конструкцию доставляли по мелким частям.

  • В одном из помещений проводится никах – скромное бракосочетание по законам шариата. Свадьба выдает себя лишь нарядами. Ритуал набирает в татарской среде все большую популярность. В настоящий момент молодожены бронируют комнаты уже за три месяца!
  • Осветительные приборы расположены на пяти разных уровнях сооружения. В итоге ночью оно как бы выплывает из темноты, воспринимаясь намного ярче, чем на солнце.
  • Всего в Кремле (до взятия города войсками Ивана Грозного) было целых пять мечетей.

Где находится строение Кул Шариф, и почему оно так популярно у верующих мусульман? Ответы на поставленные вопросы вы найдете в материалах представленной статьи.

Где располагается?

Строение Кул Шариф (от татарского слова «Кол Шәриф мәчете» или же «Qol Şərif məçete») представляет собой главную джум-мечеть, которая располагается в городе Казань (республика Татарстан). Если быть точнее, то этот храм находится на территории Кремля (Казанского), куда по приходит множество верующих людей.

История казанской мечети

В 1552 году (а точнее, 2 октября) русское войско под предводительством Ивана Грозного ворвалось в город Казань. Несмотря на отчаянную оборону татарской армии под командованием сеида Кул Шарифа, в ходе ожесточенных боев многоминаретная мечеть была полностью выжжена. После штурма погибли и все ее защитники, которые стали национальными героями.

Особенности мечети

Спустя много времени после захвата Казани татарский философ, просветитель и ученый Марджани провел собственное исследование, в ходе которого выяснил, что когда-то в Кремле располагался соборный храм. Во главе мечети стоял сеид Шарифкол, пользующийся огромным почетом и уважением среди других религиозных деятелей.

Более чем четыреста лет тому назад великолепная изящная мечеть украшала город Казань. Ее красота была неописуема, а в библиотеке хранились тысячи уникальных писаний. Как известно, в своем исследовании Ш. Марджани отметил, что этот собор являлся не только центром развития наук, но и центром религиозного посвящения Среднего Поволжья XVI века. Назвали казанскую мечеть в честь сеида Кул Шарифа.

Решение о восстановлении мечети

После разрушения строение Кул Шариф мечтали восстановить многие жители Татарстана. Но это произошло лишь после наступления демократии, когда общественность стала остро ставить вопрос о строительстве когда-то утраченного здания.

Таким образом, в 1995 году Шамиев Ш. М. подписал Указ о том, чтобы воссоздать мечеть Кул Шариф. Зимой того же года был объявлен конкурс на самый лучший проект. Место под это здание было определено там, где когда-то располагалось юнкерское училище.

Весной 1996 года конкурс был удачно завершен, а уже летом в Казань прибыл Президент РФ Б. Н. Ельцин, который одобрил строительство, и даже пообещал выделить на это денежные средства.

Строительство

Новая Кул Шариф, а точнее, ее архитектурное проектирование осуществлялось большим коллективом, который победил в республиканском конкурсе. В их число входили такие специалисты, как Латыпов Ш. Х., Саттаров А. Г. Сафронов М.В. и Сайфуллин И. Ф.

Строительство нового здания в основном велось на пожертвования, в которых приняло участие около 40 тысяч обычных граждан и организаций. Стоимость этого проекта оценивалась в сумму 400 млн. рублей (по смете - около 500 млн. рублей).

В результате долгой и упорной работы новая многоминаретная мечеть была полностью достроена в 2005 году (к 1000-тию города Казань). Кул Шариф открылся для посетителей летом, 24 июня.

Новая мечеть

Новая построенная мечеть представляет собой не просто самую главную мечеть в Казани, но является и одной из крупнейших в Европе. Сегодня Кул Шариф - это некий символ республики Татарстан и ее многомиллионной столицы. Мечеть является одним из национальных образов и притягательным центром для всех мусульман мира. Нельзя оставить без внимания и тот факт, что не так давно ее включили в Список всемирного наследия Юнеско.

Архитектура

Архитекторы полностью восстановили конструкцию здания, стремясь передать ту красоту и величие, которыми обладал храм до наступления русского войска на Казань. Создатели постарались возвратить ее в родную татарскую культуру. Реконструкция сооружения имела огромное культурное и историческое значение. Она символизировала возрождение татарской государственности и память о погибших защитниках города.

Мечеть Кул Шариф (фото строения представлено в данной статье) состоит из 4-рех основных минаретов, высота которых достигает 58-ми метров. Купол здания был декорирован такими формами, которые ассоциируются с декоративными деталями и образами «Казанской шапки» (так называемой короны казанских ханов, которая была увезена в Москву после падения города).

Архитектурно-художественное решение внешнего облика новой мечети было достигнуто специалистами благодаря разработке тех смысловых элементов, которые сближают внешний вид здания с местными татарскими традициями. Мрамор и гранит для постройки сооружения были привезены с Урала. Что же касается внутреннего убранства, то оно так же прекрасно, как и весь внешний облик мечети. Ковры были доставлены и подарены правительством Ирана, хрустальная цветная люстра - диаметром до пяти метров и весом около 2-х тонн - сделана в Чехии. Стоит также отметить, что лепнина, витражи, позолота и мозаика добавляют храму особое величие и красоту.

Внутри мечети, а точнее, слева и справа по отношению к главному залу располагаются два смотровых балкона, которые предназначаются для экскурсионного посещения.

Комплекс Кул Шарифа включает в себя не только само религиозное здание, но и музей истории, а также комнату для проведения такого свадебного торжественного обряда, как никах, и кабинет имама.

Все строение и его окружение имеют довольно эффектную ночную подсветку. Кстати, мечети может вместить в себя около 1,5 тысяч человек. Что же касается площади перед мечетью, то она рассчитана еще на десять тысяч верующих людей.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!