Китаева пустынь расписание богослужений. Монастырь китаевская пустынь

Прихована серед лісу та валів "Китаївська Пустинь"

Китаев - это территория в южной части Киева, в Голосеевском районе и восточная часть Голосеевского леса. Сейчас это археологический заповедник, расположенный между Мишеловкой, Корчеватым и Багриной горой. Название местности возникло, возможно, от тюркского слова "китай" - крепость (город). Сейчас сохранились остатки городища IX-X вв. Другая версия происхождения названия от древнего имени "Китай" - именно такое второе неправославное имя имел сын Юрия Долгорукого и внук Владимира Мономаха. Хотя можно его перекрутить на "Китан" - это половецкое имя, а как известно матерью Андрея Боголюбского была Половчанка. Фамилия Боголюбский пошла от городка Боголюбово, который князь сделал своей резиденцией. Именно в Китаеве поселился Андрей Боголюбский. Он построил себе красивый, большой двор, сделав Китаев своей очередной резиденцией. В 1159 году Боголюбский передал, а точнее подарил Китаев, Васильев и Мическ (Радомышль) от любви к Богу и Пречистой Матери, а также в знак поминовения своего рода, Киево-Печерскому монастырю. В XIV века в Китаеве был создан пещерный монастырь, подчиненный с XVII века Киево-Печерскому монастырю. Монастырь назвали Китаевской пустынью.

Один з валів зараз тут Парк "Китаївські ставки"

Осінь на одному із ставків

После принятия христианства Китаев или Киевский Афон, как еще его называли, стал православным центром. Затем Китаевская пустынь утратила свое значение. Лавра взяла на себя функции основной обители, и многие монахи перешли под ее своды. А Китаев стал скитом, куда приходили паломники-отшельники и все, кому надоела мирская суета. Если до недавнего времени высокие валы защищали Китай-город от нападения врагов, то сейчас эти валы превратились в защиту от города и его суеты. Хорошая местность стала пристанищем для старых монахов Лавры. Здесь были красивые озера, в которых водилось много рыбы, насаженные сады и земельные участки давали фрукты, овощи, ягоды, также было развито пчеловодство, а это - мед и свечи. В 1763-1768 годах Степан Ковнир, в прошлом каменщик и подчиненный Лавры, как его еще называли "каменного строительства мастер" (лучшие работы «Ковнировский корпус», колокольни на Ближних и Дальних пещерах, Кловский дворец и другие достопримечательности украинского барокко), построил Свято-Троицкую церковь в стиле барокко.


Свято-Троїцька церква

Келії

Существует интересная история о жене монаха. В XVII веке молодая женщина, по происхождению из рязанских Тяпкиных дворян, Преподобная Досифея (Дарья), достигнув совершеннолетия не захотела выходить замуж и вести светскую жизнь. Она покинула семейный дом и, купив мужскую одежду и постригши волосы, назвалась мужским именем - Досифеем - беглым крепостным. Три года работала в Троице-Сергиевской Лавре. Но однажды в обитель приехали родные и узнали Дарью. Ей пришлось бежать в Киев, где на Китай-горе Досифея выкопала себе пещеру не пожелав пользоваться чужим трудом. В монастыре ее приняли и впоследствии посвятили в монаха. Никому даже в голову не приходило, что таинственный монах - женщина. Чтобы никто не разгадал его тайну, Досифей изувечил свое лицо. Мудрого отшельника полюбили и священники и прихожане. Многим она помогала, но все больше и больше стала отдалятся от белого дня находясь в пещере. Таким образом, за годы молитв и своеобразного транса получила дар предвидения. Именно Досифей, наставляя известного соловецкого старца Феофана, велел идти на Соловки. Однажды пришел в скит отрок Прохор, будущий преподобный Серафим Саровский.
Ему понравилось в Китаевской пустыни, и он решил здесь остаться. Однако Досифея благословила его отправиться в «пустыню Саровскую» - там помогать людям. В 1744 году к Досифею приехала императрица Елизавета Петровна, которая, как известно, была набожным человеком и любила ездить по святым местам. Не поленилась подняться на Китай-гору и увидеть удивительного отшельника, о котором так много говорили. Императрице понравились мудрые вещи, которые говорил молодой отшельник, она даже захотела забрать Досифея в Петербург, но отшельник отказался. Елизавета Петровна подарила даже мешочек с золотом, который Досифей отдал Лавре. На эти деньги была построена церковь в селе Пирогово. Но только после смерти братия узнала, что Досифей был женщиной. На закате своей жизни Досифея помогала больным людям. Однажды в монастырь заехала рязанская дворянка и, увидев могилу Досифея, узнала в нем свою сестру. Хотя однажды они встречались в стенах этого же монастыря и беседовали через окошко. Дворянка не догадывалась, что разговаривает со своей сестрой и поведала, что Дарья сбежала из семейного гнезда. Досифея посоветовала не искать Дарьи, ибо она ушла из дома ради Бога и духовной жизни. Умерла Досифея, читая молитву в возрасте 55 лет.


В XIX веке Китаевская пустынь была монастырским ансамблем, состоящим из монастырского подворья шестиугольной формы. В него входили кирпичная Троицкая церковь, замечательная 45-метровая колокольня, трапезная с церквами Двенадцати апостолов и Трех русских святителей - Петра, Алексея и Ионы, дом настоятеля, братский корпус, двухэтажный дом для престарелых священнослужителей, келейные корпуса и кирпичная ограда с воротами. С 1898 года на территории хозяйственного двора действовал лаврский свечной завод. В новый корпус богадельни в 1904 году пристроена церковь св. Серафима Саровского.

Церква Святих 12 Апостолів і церква трь ох Святителів - Петра, Алексія та Іони

Церква 12 Святих Апостолів

В 1920-е годы храмы продолжали действовать, но сама пустынь уже не принадлежала монахам: в кельях разместили детскую колонию, часть сооружений использовалась сельскохозяйственными учреждениями. В 1930 году Китаев был окончательно ликвидирован, территория и сооружения переданы Всесоюзному исследовательскому институту плодового и ягодного хозяйства (с 1954 г. - Украинский НИИ садоводства). К сожалению, колокольня до нашего времени не сохранилась - в 1932 году ее разобрали. Другие сооружения сильно пострадали во время Второй мировой войны. После войны в пустыни располагались Республиканский учебно-производственный комбинат пчеловодства и Украинский научно-исследовательский институт защиты растений.


Сховані в осені куполи

В Китаевской пустыни в 1857 году были найдены и исследованы Китаевские пещеры. В 1910-12 годах под руководством археолога А. Д. Эртеля было обнаружено несколько подземных галерей, похожих по структуре на пещеры Киево-Печерской лавры. В Китаевских пещерах были найдены остатки двух очагов, предметы быта. На стенах сохранились надписи старославянскими буквами. Кроме Досифея здесь похоронен старец Феофил (Россоха) - схиархимандрит, первый наместник возрожденной Китаевской пустыни. В 1928-1996 гг. известный проповедник был включен в реестр великих старцев. Китаевская пустынь и в наше время довольно людное и популярное место паломничества и посещения туристами.

Источники: Киев.Энциклопедический справочник,Главная редакция УСЭ, Киев -1985. Китаевская пустынь"Киевский Афон" Фото и текст Маленкова Ростислава

Одно из самых очаровательных мест Киева - Китаевский монастырь, что затерялся на южной окраине между лесов и поглощённых городом сёл. Здесь есть свои пещеры, подобные пещерам Киево-Печерской Лавры - но нет столпотворения и фарисейства. Здесь есть собор в стиле "украинского барокко". Здесь была удивительная история о святом Досифее, который в миру звался Дарьей. А у меня здесь приключилась маленькая встреча с Господом Богом.

Китаево - это практически загород. Метро сюда не ходит, а вот маршрутки из центра бегают исправно - особенно интересна маршрутка №470, связующая Китаево и Лавру и проходящая мимо нескольких станций метро. Ближайшая магистраль - проспект Науки, но удобнее заехать в закоулок близ школы №122. Монастырь скрыт за многоэтажкой, тень которой занимает пол-кадра.

Дорога к монастырю, взгляд назад. Частный сектор - старое село с удивительным названием Мышеловка, известно с 1618 года как Мешаловка и включённое в состав Киева в 1923-м. Атмосфера совершенно подмосковная - наверное, предместья столиц вообще похожи:

Бывшее монастырское кладбище. На заднем плане - холм, в котором пещеры:

Вот и сам монастырь. Если пойти по этой дороге дальше - через пару километров придёшь прямиком в Пирогово.

Что за молодёжь - я не знаю, но явно не богомольцы.

Хозяйственную часть монастыря на другой стороне занимает с 1930 года Украинский НИИ Садоводства, но часть зданий явно жилые. Может, тут какие-нибудь общаги? А здание слева - вроде бывшая монастырская больница:

Пару лет назад здесь построили церковь Серафима Саровского, и такое посвящение - ой, не случайно!

Откуда в Киеве Китаево - примерно такая же загадка, как и откуда Китай-город в Москве. Одни говорят, что китайкой в Древней Руси называли шёлк или напротив один из видов дешёвой ткани, другие говорят, что Китай - это языческое славянское имя, третьи возводят к подворьям кочевников-киданей (чьё государство существовало почти одновременно с Киевской Русью - в 907-1125 годах), благодаря которым империя Хань и стала известна западу как Китай... Как бы то ни было, названее очень древнее, но лишь в 1718 году здесь возник скит Киево-Печерской Лавры. Точнее, "пустынь" - то есть место, где селились лаврские "старцы" (ну, это как тот монах из "Братьев Карамазовых"). А так как к старцам всегда тянулись люди, и Лавра была известна на весь православный мир - монастырь разросся и отстроился уже в 18 веке.

И ансамбль его почти не изменился - кроме 45-метровой колокольни 1830-х годов, разобранной при Советах:

Зимняя церковь Двенадцати Апостолов (1830-е годы) - в монастыре собраны частицы мощей всех их, кроме Иоанна Богослова, который, как известно, ушёл на тот свет, не оставив Земле тела. Также здесь покоится Феофил Киевский - один из старцев, местный Диоген.

Жилой корпус (1898). Как же красиво в ноябре, если Солнце....

Троицкий собор (1763-67) - один из последних образцов "украинского барокко", творение Степана Ковнира, другую постройку которого я уже показывал . И гуляя вокруг собора, расскажу историю, которая собственно и прославила Китаево на всю тогдашнюю страну - про святого Досифея.

В 1721 году в доме рязанских дворян Тяпкиных родилась дочка Дарья, которую заботливые родители почти сразу сплавили бабушке - ох, как знакомо! Бабушка же была не простая - на старости лет она постриглась в монахини, да не куда-нибудь, а в Вознесенский монастырь Московского кремля (впоследствии снесённый при Советах).В 9 лет девочку забрали обратно домой, но быстро заметили, что она какая-то странная: одевается во что попало, спит не на кровати, а на доске, питается хлебом и водой, не ходит на балы, ой что ж скажет княгиня Марья Алексвна.... В 16 лет Дарью решили выдать замуж, и она просто сбежала из дома.

Однако время тогда было другое, и это сейчас девочки-автостопщицы никого не удивляют. Для конспирации Дарья раздобыла мужскую одежду, остригла волосы и стала прикидываться беглым крестьянским сыном Досифеем. Сначала напросилась послушницей в Троице-Сергиев монастырь (тогда ещё даже не лавру!), однако вскоре туда наведались её родители, подозревавшие, что искать беглянку надо здесь - и Досифей недолго думая удрал в Киев.

Сочиняя себе легенду, Дарья не знала российских законов, по которым беглый крестьянин мог принять монашество лишь с разрешения Синода или императора, поэтому Досифей был обречён оставаться послушником. В Киево-Печерской Лавре его не приняли, и тогда он поселился в Китаеве, по благословению настоятеля выкопал себе келью на холме и стал там молиться, питаясь хлебом и водой и никогда, даже в самый мороз, не обогревая своё жилище огнём.

В общем, вскоре подвижник Досифей стал известнее и чтимее всех китаевских старцев. Настолько, что в 1744 году, объезжая малоросские владения, его посетила императрица Елизавета Петровна и дала разрешение на монашество. Хотя в жизни Досифея ничего принципиально не поменялось - он уже был старцем де-факто. В 1776 году к ниму пришёл подросток Прохор Мошнин - будущий Серафим Саровский, которого Досифей благословил идти в Саровскую пустынь. Через несколько месяцев старец умер

По легенде, он завещал похоронить своё тело, не касаясь его, а опознала Дарью Тяпкину сестра по портрету на надгробии. Мне в это, честно говоря, не очень-то верится - ведь не виделись они 40 лет. Думаю, всё-таки тайна вскрылась каким-нибудь более прозаичным образом, причём весьма вероятно - ещё до её смерти. А канонизирована Досифея Киевская была лишь в 1993 году.

Побродил по монастырю, наслаждаясь прозрачным осенним воздухом. Киев всё-таки большой, шумный и загазованный, а здесь тишь да гладь. Поговорил у могилок с тёткой - сначала думал, что речь о политике, потом понял, что это просто тихая кликуша.

А потом увидел вот эту табличку. Дело Досифея продолжилось после его смерти - его келья разрослась до пещер, подобных лаврским:

Монастырь стоит на каскаде прудов, за которыми начинается Голосеевский лес - это киевский аналог московского Лосиного острова, национальный парк в черте города. В его глубине есть ещё один крупный монастырь Голосеевская пустынь (чтимый, но все постройки новодельные), разные НИИ и больницы... но это тема для отдельного поста, материал к которому ещё не собран. А на пруду гуляют люди из вон тех домов:

К пещерам ведёт лесенка:

Вход в пещеры прост и неприметен. Тем не менее, люди сюда идут, примерно за полчаса набирается группка, которую водит молодой монах. Освещения в пещерах нет, поэтому каждый зажигает свечу. Я пришёл чуть позже, расчехлил фотоаппарат, и мальчик с кадра выше сразу сказал, что фотографировать там нельзя! Монах явно нехотя его поддержал, и мы стали спускаться.

Тёмные коридоры, известковые стены, иконы и свечи, "нарисованные" паломниками сажные кресты на потолке... Пещеры довольно разветвлённые и запутанные. Периодически монах и другие посетители останавливались в очередной келье, он рассказывал историю очередного старца, и все молились. Я тайно и сладострастно придавался греху запретной фотосъёмки. Самый долгий молебен был в самой дальней келье Досифеи. Затем они ушли, а я подумал - дай-ка сниму пару кадров со вспышкой да нагоню. Снял. Пошёл следом, и тут у меня погасла свеча!

Честно говоря, я испугался, оказавшись один в темноте подземелья. Разумом я конечно понимал, что ничего страшного и максимум через полчаса монах приведёт других людей - но страх перед непроницаемым мраком и давящими сводами иррационален. С минуту я метался по коридорам, искал какой-нибудь проход, но проходы словно позакрывались. Пытался высвечивать себе дорогу вспышками фотоаппарата - но безрезультатно, однако кадры с этих вспышек всё же сохранил. Вот например подземная келья, в такой старец мог жить годами:

Наконец, я взял себя в руки, и вынул из кармана мобильник. Его экран светил немногим слабее свечи, и через несколько минут я выбрался. Монах к тому времени проводил инструктаж следующей группе - и тут снизу выскочил я и принялся рассказывать то, что произошло. Монах покивал, и сказал просто: "Бог простит!", но я приходил в себя ещё минут 15. Это был последний день , предыдущее едва не кончилось бедой из-за невовремя сделанного кадра, и почему-то этот эпизод мне очень сильно вправил мозги. Это Бог задул мою свечу и сказал: "Смотри на мир глазами, а не объективом, дурень, иначе - заблудишься окончательно!".

Конечно, сейчас я понимаю, что в общем-то не произошло ничего особенного. Но этот эпизод был очень важен лично для меня , став ответом на давно одолевавшие вопросы и сомнения.

Китаево располагается на восточном краю Голосеевского леса и является одной из интереснейших и в то же время малоизвестных достопримечательностей Киева. На этой территории находятся Китаевская пустынь с могилой святой Досифеи, частицей мощей Николая Чудотворца и ковчегом с мощами 12 апостолов Христовых, родителей Богородицы и родителей Иоана Предтечи, а так же древнее городище, которое было населено с VIII по XIII века н.э. и являлось юго-восточным форпостом Киева. Украшает это урочище цепочка живописных прудов, расположенных в практически диком лесу, а вокруг всё это окружено современным Киевом. А еще к востоку от главного подворья Китаевского монастыря находится пещерный комплекс, который мы сегодня с вами и посмотрим.


02 . Чтобы дойти до Китаевских пещер, нужно миновать по дамбе Китаевские пруды и по бетонной лестнице подняться к часовенке, где и находится вход в пещеры. Первая часовня здесь была построена в 1909 году экономом Китаевской пустыни архимандритом Феодосием. Она погибла в советские годы; нынешнюю часовню устроили в 2000 году. К слову сказать, дата постройки современной часовни очень разнится от источника к источнику. 2000 год указан на сайте монастыря, 2005-ый - в путеводителе паломника, приобретенном в иконной лавке. В сети встречаются и другие даты. Вплоть до 1995-го. Но не суть. Пещеры открыты для посещения ежедневно, кроме понедельника, с 10:30 до 17:00. Свечи можно приобрести на входе. Для фотографирования внутри нужно получить благословение настоятеля монастыря.

03 . В хрущевские годы трактор, разрушавший часовенку над пещерами, провалился под землю. Из-за обвала пострадала ближняя ко входу часть пещерного лабиринта. Поэтому в 1990-х, при восстановлении пещер, их стены были укреплены кирпичной кладкой, а первые 16 метров - и вовсе железобетонными блоками.

04 . Эти работы курировал Музей истории Киева.
Наверное, по другому сделать было нельзя, но отдельные участки пещер выглядят с тех пор совершенно не по-пещерному.

05 . Сотрудниками этого музея, Т.А. Бобровским и М.М. Стрихарем, в 1991-1993 годах были проведены археологические исследования уцелевших участков китаевских пещер. Установлено, что общая протяженность магистральной галереи составляет около 100 метров. Высота ее коридоров, с циркульными (округлыми) сводами – 1,7-1,9 метров, ширина – 0,8-1,2 метров. Размеры подземных келий – от 2-х до 5-ти метров в длину, и около 2-х метров – в ширину. На сегодняшний день общая длина пещерных коридоров, доступных для осмотра, порядка 150 метров.

06 . В кельях, вдоль стен, имеются характерные выступы. Большей частью – это лежанки, на которых могли спать монахи-пещерники.
Так же в кельях устроены различные неглубокие ниши для икон, свечей и лампад.

07 . Китаевские пещеры, как и другие киевские подземелья, вырыты в лессе. Это горная порода светло-желтого цвета, глиновидный песчаник.
Кое-где в пещерах, где нет кирпичной кладки и побелки (белой краски), видна оригинальная фактура.

08. Магистральная галерея в своем начале имеет церковь, в 2000 году освященную в честь Собора Пресвятой Богородицы. Предыстория этого подземного храма следующая: начинал копать его в конце IX века схимонах Тит. Но однажды, когда достаточно просторное помещение уже было выкопано, в разгар работы, подошел к нему неизвестный монах в мантии и спросил, что он делает. Услышав ответ, сказал: “Затея хорошая, угодная Богу, и церковь действительно будет, но построят ее не скоро”. Так и вышло. Когда Тит явился за благословением для установки иконостаса, тогдашний митрополит Арсений, поинтересовавшись мнением начальника пустыни и, услышав, что тот болен, распорядился отложить установку иконостаса до его выздоровления. Дело затянулось. Однако Тит не терял надежды и оставался жить на Китай-горе (при входе в пещеры им была устроена келейка). В итоге, схимонах скончался, так и не дождавшись воплощения своей идеи об устроении церкви в пещерах. И только в наше время, в начале 1990-х годов, когда в Китаево прошли первые, после многих лет забвения пустыни, богослужения, церковь расчистили и освятили престол во имя преподобной Досифеи, подвизавшейся здесь в ХVIII веке. А в дни празднования 2000-летия Рождества Христова престол пещерной церкви ХIХ века, по благословению митрополита Владимира, переименовали в честь Собора Пресвятой Богородицы. Для посетителей пещер храм закрыт - открывают его только для богослужения в престольный праздник 8 января.

09 . По поводу возраста Китаевских пещер, весьма сходных по структуре с пещерами Киево-Печерской Лавры, исследователи спорят. В начале ХХ века А.Д. Эртель, делясь результатами своих изысканий, утверждал о глубокой древности китаевских пещер. В частности, он упоминал об обнаруженных здесь древнерусских граффити, не сохранившихся до наших дней. К сожалению, дневники и планы, составленные Эртелем, утеряны, но определенная информация содержится в его докладе Киевскому обществу охраны памятников старины и искусства, а так же в газетных заметках, публиковавшихся в те годы. Период обитания иноков в китаевских пещерах, утверждал Эртель, охватил значительное время с ХI до ХVII веков, то есть даже после монголо-татарского нашествия они не опустели, а, напротив, служили достаточно надежным прибежищем для лаврских монахов.

10 . Современные же археологические находки в пещерах датируются ХVII веком, то есть тем временем, когда у подножия горы, в районе посада был построен новый лаврский скит. Там появились деревянные кельи и церковь. Тогда же, скорее всего, расширили и благоустроили древние пещеры. Как известно, в ХVII-XVIII веках изменялись конфигурация и общий вид знаменитых лаврских пещер, и в пустыни, административно подчинявшейся Лавре, могли быть проведены подобные работы. Во время этой и последующих перестроек исчезали следы раннего этапа истории пещерного монастыря.

11 . В 1771 году в Российской империи правительственным указом было запрещено отшельничество. Монахам предписывалось жить только в монастырях.
Этим объясняется почти столетнее забвение китаевских пещер, обернувшееся для них многочисленными разрушениями.

12 . И только в 1857 году послушник Китаевской пустыни Иван Таранов случайно обнаружил пещеру на горе: туда провалился вбиваемый им в землю кол.
Открытые подземелья очень напоминали лаврские пещеры, а внутри встречались следы пребывания иноков.

13 . После поверхностного осмотра пещеры были засыпаны и забыты еще почти на 60 лет. Только в 1910-1912 гг. усилиями Киевского общества охраны памятников старины и искусства началось исследование подземелий. Работы проводила команда саперов под командованием полковника Павлова и капитана Маркевича. Возглавил экспедицию уже упомянутый выше А. Эртель.

14 . Вентиляционное отверстие в пещерном своде и накопченные свечой кресты. Видны пробивающиеся корешки растений.
До поверхности порядка 4 метров лессовой породы.

15 . В течение 1989-1992 годов, помимо основного участка китаевских пещер, в результате археологических разведок, были обнаружены отдельные небольшие участки подземных галерей в том же холме: первый – длиною около 7 метров, на расстоянии 15 метров к северу от главного входа в пещеры; второй – длиною около 15 метров, на расстоянии 50 метров к юго-западу от основного пещерного комплекса. По мнению исследователей, это были ответвления все той же галереи, обозначенной как “магистральная”, в результате обвалов потерявшие с нею непосредственную связь.

16 . Всё время пока я находился в пещерах в одной из келий молилась незнакомая мне женщина. Поэтому это помещение сфотографировать не получилось. Между тем, по некоторым артефактам, найденным здесь в 1994 году археологами, а так же конфигурация пещеры, позволили допустить, что это и есть место подвигов прп. Досифея. В рамках данного поста я не буду рассказывать все подробности, но эта история довольно интересна и необычна. Дело в том, из 26 лет, прожитых в монастыре, не менее 10 лет он провел в пещере, причем часть этого времени - в затворе. И только после смерти старца выяснилось, что рясофорный монах Досифей - женщина (!)

17 . Дело в том, что семья дворянской дочери Дарьи Тяпкиной была против ее желания стать монахиней. Поэтому девушка сбежала из дома. Зная, что ее будут искать по женским монастырям, Дарья одевалась как юноша и искала пристанища в мужских обителях. Между тем, по прошествии лет, слава о даре прорицания Досифея разошлась далеко за пределы обители. За советом и наставлением к Досифею шли мещане и крестьяне, иереи и вельможи. Сама царица Елизавета посетила Китаево, чтобы получить духовный совет от Досифея. Но после смерти подвижника выяснилось, КЕМ был Досифей. Именно этот грех женщины, обманувшей братию и игумена, долго был препятствием для её канонизации. Но в наши дни грех был признан вынужденным и Досифея Киевская в 1993 году была объявлена святой.

18 . Замечу, что такая чудесная биография прп. Досифеи распространилось после публикации жизнеописания, составленного в ХІХ веке священником Владимиром Зноско. Фактически, кроме этого автора никто больше не пытался подробно проследить биографию Дарьи Тяпкиной. Его повествование легло в основу всех, имеющихся на сегодняшний день справок о китаевской подвижнице. Однако, следует заметить, что автор записок о прп. Досифее не приводил никаких ссылок на документы, касающихся самой подвижницы, и пользовался в своей работе, как правило, устными преданиями. В результате был собран очень интересный материал о Досифее и некоторых других киевских подвижниках, но многие приведенные автором факты требуют на сегодняшний день уточнения. Ну, а мы выбираемся наружу.

19 . От площадки перед часовней с входом в пещеры открывается неплохой вид на монастырское подворье.

20 . Прежде чем уходить, я лесными тропками поднялся на самую вершину Китай-горы. Первые поселения в этих местах появились еще в III-ІI тыс. до н. э. В V-VI в.в. возникло поселение полян, положившее начало Киеву. Вскоре Киев стал центром Полянского княжества, объединившего славянские племена в единое государство Киевская Русь. На этом холме (40 метров над уровнем Днепра) поляне-язычники построили городище общей площадью 2,22 га. Место было настолько удобным, что городище это продолжило свое существование и в христианские времена. А.Д. Эртель отводил городищу в Китаево роль именно того пункта, который назван в летописи “Куява”, и обычно связывается с Киевом. Киев, по версии Эртеля, возник позднее Китаево. К сожалению, гулял я здесь один и у меня не получилось сделать снимок, передающий масштабы вековых дубов-великанов, что растут сейчас на месте городища.

21 . Упомянутая выше лестница, что ведет к пещерам. Подъем довольно крутой (150 ступенек).
На полпути лавочка для отдыха.

22 . Китаевские пруды. На одном из них даже бьет небольшой фонтан. Насколько я понял, были сооружены еще монахами в ХІХ веке для разведения рыбы (у монахов 200 дней в году пост). В те времена богатейшее монастырское хозяйство (пасека, фруктовые сады, виноградники, рыбная ловля, огороды) позволяли не только обеспечивать всем необходимым обитателей монастыря и поставлять продукты в Киево-Печерскую Лавру, но даже заниматься торговлей.

23 . Расскажу немного и о наземном Троицком храме, который мы видели с Китай-горы. 21 августа 1763 года на месте обветшавшей Сергиевской церкви блюститель Дальних пещер, иеромонах Тимофей заложил новую каменную церковь. Руководил строительством известный лаврский “каменных дел мастер” Степан Ковнир. 28 мая 1767 года он был освящен во имя Пресвятой Троицы. Крестовокупольный Троицкий храм восходит в своей конструктивной системе к византийским образцам, и отступает от распространенной схемы лишь в том, что имеет не один купол, а два (второй над алтарем). 6 августа 1853 года Китаевская пустынь стала именоваться Свято-Троицкой. Тогда главный Троицкий храм основательно отремонтировали и надстроили еще три купола, превратив его в пятиглавый. У стен храма расположены могилы святых подвижников.

24 . К ХХ веку в Китаевской пустыни даже был свой водопровод, приводимый в действие паровой машиной. Но все резко изменилось после прихода советской власти. В 1920-е годы храмы продолжали действовать, но сама пустынь уже не принадлежала монахам: в кельях разместили детскую колонию, часть сооружений использовались сельскохозяйственными учреждениями. В 1930 г. пустынь была окончательно ликвидирована, территория и сооружения переданы Всесоюзному исследовательскому институту плодового и ягодного хозяйства. Колокольня разобрана в 1932 г., другие сооружения сильно пострадали во время Второй мировой войны. После войны на территории пустыни располагались Республиканский учебно-производственный комбинат пчеловодства и Украинский научно-исследовательский институт защиты растений. Возрождение обители началось только в 1990 году. С 1996 года имеет статус самостоятельного монастыря.


Ещё в Киеве
:

Китаево располагается на восточном краю Голосеевского леса и является одной из интереснейших и в то же время малоизвестных достопримечательностей Киева. На этой территории находятся Китаевская пустынь с могилой святой Досифеи, частицей мощей Николая Чудотворца и ковчегом с мощами 12 апостолов Христовых, родителей Богородицы и родителей Иоана Предтечи, а так же древнее городище, которое было населено с VIII по XIII века н.э. и являлось юго-восточным форпостом Киева. Украшает это урочище цепочка живописных прудов, расположенных в практически диком лесу, а вокруг всё это окружено современным Киевом. А еще к востоку от главного подворья Китаевского монастыря находится пещерный комплекс, который мы сегодня с вами и посмотрим.


02 . Чтобы дойти до Китаевских пещер, нужно миновать по дамбе Китаевские пруды и по бетонной лестнице подняться к часовенке, где и находится вход в пещеры. Первая часовня здесь была построена в 1909 году экономом Китаевской пустыни архимандритом Феодосием. Она погибла в советские годы; нынешнюю часовню устроили в 2000 году. К слову сказать, дата постройки современной часовни очень разнится от источника к источнику. 2000 год указан на сайте монастыря, 2005-ый - в путеводителе паломника, приобретенном в иконной лавке. В сети встречаются и другие даты. Вплоть до 1995-го. Но не суть. Пещеры открыты для посещения ежедневно, кроме понедельника, с 10:30 до 17:00. Свечи можно приобрести на входе. Для фотографирования внутри нужно получить благословение настоятеля монастыря.

03 . В хрущевские годы трактор, разрушавший часовенку над пещерами, провалился под землю. Из-за обвала пострадала ближняя ко входу часть пещерного лабиринта. Поэтому в 1990-х, при восстановлении пещер, их стены были укреплены кирпичной кладкой, а первые 16 метров - и вовсе железобетонными блоками.

04 . Эти работы курировал Музей истории Киева.
Наверное, по другому сделать было нельзя, но отдельные участки пещер выглядят с тех пор совершенно не по-пещерному.

05 . Сотрудниками этого музея, Т.А. Бобровским и М.М. Стрихарем, в 1991-1993 годах были проведены археологические исследования уцелевших участков китаевских пещер. Установлено, что общая протяженность магистральной галереи составляет около 100 метров. Высота ее коридоров, с циркульными (округлыми) сводами – 1,7-1,9 метров, ширина – 0,8-1,2 метров. Размеры подземных келий – от 2-х до 5-ти метров в длину, и около 2-х метров – в ширину. На сегодняшний день общая длина пещерных коридоров, доступных для осмотра, порядка 150 метров.

06 . В кельях, вдоль стен, имеются характерные выступы. Большей частью – это лежанки, на которых могли спать монахи-пещерники.
Так же в кельях устроены различные неглубокие ниши для икон, свечей и лампад.

07 . Китаевские пещеры, как и другие киевские подземелья, вырыты в лессе. Это горная порода светло-желтого цвета, глиновидный песчаник.
Кое-где в пещерах, где нет кирпичной кладки и побелки (белой краски), видна оригинальная фактура.

08. Магистральная галерея в своем начале имеет церковь, в 2000 году освященную в честь Собора Пресвятой Богородицы. Предыстория этого подземного храма следующая: начинал копать его в конце IX века схимонах Тит. Но однажды, когда достаточно просторное помещение уже было выкопано, в разгар работы, подошел к нему неизвестный монах в мантии и спросил, что он делает. Услышав ответ, сказал: “Затея хорошая, угодная Богу, и церковь действительно будет, но построят ее не скоро”. Так и вышло. Когда Тит явился за благословением для установки иконостаса, тогдашний митрополит Арсений, поинтересовавшись мнением начальника пустыни и, услышав, что тот болен, распорядился отложить установку иконостаса до его выздоровления. Дело затянулось. Однако Тит не терял надежды и оставался жить на Китай-горе (при входе в пещеры им была устроена келейка). В итоге, схимонах скончался, так и не дождавшись воплощения своей идеи об устроении церкви в пещерах. И только в наше время, в начале 1990-х годов, когда в Китаево прошли первые, после многих лет забвения пустыни, богослужения, церковь расчистили и освятили престол во имя преподобной Досифеи, подвизавшейся здесь в ХVIII веке. А в дни празднования 2000-летия Рождества Христова престол пещерной церкви ХIХ века, по благословению митрополита Владимира, переименовали в честь Собора Пресвятой Богородицы. Для посетителей пещер храм закрыт - открывают его только для богослужения в престольный праздник 8 января.

09 . По поводу возраста Китаевских пещер, весьма сходных по структуре с пещерами Киево-Печерской Лавры, исследователи спорят. В начале ХХ века А.Д. Эртель, делясь результатами своих изысканий, утверждал о глубокой древности китаевских пещер. В частности, он упоминал об обнаруженных здесь древнерусских граффити, не сохранившихся до наших дней. К сожалению, дневники и планы, составленные Эртелем, утеряны, но определенная информация содержится в его докладе Киевскому обществу охраны памятников старины и искусства, а так же в газетных заметках, публиковавшихся в те годы. Период обитания иноков в китаевских пещерах, утверждал Эртель, охватил значительное время с ХI до ХVII веков, то есть даже после монголо-татарского нашествия они не опустели, а, напротив, служили достаточно надежным прибежищем для лаврских монахов.

10 . Современные же археологические находки в пещерах датируются ХVII веком, то есть тем временем, когда у подножия горы, в районе посада был построен новый лаврский скит. Там появились деревянные кельи и церковь. Тогда же, скорее всего, расширили и благоустроили древние пещеры. Как известно, в ХVII-XVIII веках изменялись конфигурация и общий вид знаменитых лаврских пещер, и в пустыни, административно подчинявшейся Лавре, могли быть проведены подобные работы. Во время этой и последующих перестроек исчезали следы раннего этапа истории пещерного монастыря.

11 . В 1771 году в Российской империи правительственным указом было запрещено отшельничество. Монахам предписывалось жить только в монастырях.
Этим объясняется почти столетнее забвение китаевских пещер, обернувшееся для них многочисленными разрушениями.

12 . И только в 1857 году послушник Китаевской пустыни Иван Таранов случайно обнаружил пещеру на горе: туда провалился вбиваемый им в землю кол.
Открытые подземелья очень напоминали лаврские пещеры, а внутри встречались следы пребывания иноков.

13 . После поверхностного осмотра пещеры были засыпаны и забыты еще почти на 60 лет. Только в 1910-1912 гг. усилиями Киевского общества охраны памятников старины и искусства началось исследование подземелий. Работы проводила команда саперов под командованием полковника Павлова и капитана Маркевича. Возглавил экспедицию уже упомянутый выше А. Эртель.

14 . Вентиляционное отверстие в пещерном своде и накопченные свечой кресты. Видны пробивающиеся корешки растений.
До поверхности порядка 4 метров лессовой породы.

15 . В течение 1989-1992 годов, помимо основного участка китаевских пещер, в результате археологических разведок, были обнаружены отдельные небольшие участки подземных галерей в том же холме: первый – длиною около 7 метров, на расстоянии 15 метров к северу от главного входа в пещеры; второй – длиною около 15 метров, на расстоянии 50 метров к юго-западу от основного пещерного комплекса. По мнению исследователей, это были ответвления все той же галереи, обозначенной как “магистральная”, в результате обвалов потерявшие с нею непосредственную связь.

16 . Всё время пока я находился в пещерах в одной из келий молилась незнакомая мне женщина. Поэтому это помещение сфотографировать не получилось. Между тем, по некоторым артефактам, найденным здесь в 1994 году археологами, а так же конфигурация пещеры, позволили допустить, что это и есть место подвигов прп. Досифея. В рамках данного поста я не буду рассказывать все подробности, но эта история довольно интересна и необычна. Дело в том, из 26 лет, прожитых в монастыре, не менее 10 лет он провел в пещере, причем часть этого времени - в затворе. И только после смерти старца выяснилось, что рясофорный монах Досифей - женщина (!)

17 . Дело в том, что семья дворянской дочери Дарьи Тяпкиной была против ее желания стать монахиней. Поэтому девушка сбежала из дома. Зная, что ее будут искать по женским монастырям, Дарья одевалась как юноша и искала пристанища в мужских обителях. Между тем, по прошествии лет, слава о даре прорицания Досифея разошлась далеко за пределы обители. За советом и наставлением к Досифею шли мещане и крестьяне, иереи и вельможи. Сама царица Елизавета посетила Китаево, чтобы получить духовный совет от Досифея. Но после смерти подвижника выяснилось, КЕМ был Досифей. Именно этот грех женщины, обманувшей братию и игумена, долго был препятствием для её канонизации. Но в наши дни грех был признан вынужденным и Досифея Киевская в 1993 году была объявлена святой.

18 . Замечу, что такая чудесная биография прп. Досифеи распространилось после публикации жизнеописания, составленного в ХІХ веке священником Владимиром Зноско. Фактически, кроме этого автора никто больше не пытался подробно проследить биографию Дарьи Тяпкиной. Его повествование легло в основу всех, имеющихся на сегодняшний день справок о китаевской подвижнице. Однако, следует заметить, что автор записок о прп. Досифее не приводил никаких ссылок на документы, касающихся самой подвижницы, и пользовался в своей работе, как правило, устными преданиями. В результате был собран очень интересный материал о Досифее и некоторых других киевских подвижниках, но многие приведенные автором факты требуют на сегодняшний день уточнения. Ну, а мы выбираемся наружу.

19 . От площадки перед часовней с входом в пещеры открывается неплохой вид на монастырское подворье.

20 . Прежде чем уходить, я лесными тропками поднялся на самую вершину Китай-горы. Первые поселения в этих местах появились еще в III-ІI тыс. до н. э. В V-VI в.в. возникло поселение полян, положившее начало Киеву. Вскоре Киев стал центром Полянского княжества, объединившего славянские племена в единое государство Киевская Русь. На этом холме (40 метров над уровнем Днепра) поляне-язычники построили городище общей площадью 2,22 га. Место было настолько удобным, что городище это продолжило свое существование и в христианские времена. А.Д. Эртель отводил городищу в Китаево роль именно того пункта, который назван в летописи “Куява”, и обычно связывается с Киевом. Киев, по версии Эртеля, возник позднее Китаево. К сожалению, гулял я здесь один и у меня не получилось сделать снимок, передающий масштабы вековых дубов-великанов, что растут сейчас на месте городища.

21 . Упомянутая выше лестница, что ведет к пещерам. Подъем довольно крутой (150 ступенек).
На полпути лавочка для отдыха.

22 . Китаевские пруды. На одном из них даже бьет небольшой фонтан. Насколько я понял, были сооружены еще монахами в ХІХ веке для разведения рыбы (у монахов 200 дней в году пост). В те времена богатейшее монастырское хозяйство (пасека, фруктовые сады, виноградники, рыбная ловля, огороды) позволяли не только обеспечивать всем необходимым обитателей монастыря и поставлять продукты в Киево-Печерскую Лавру, но даже заниматься торговлей.

23 . Расскажу немного и о наземном Троицком храме, который мы видели с Китай-горы. 21 августа 1763 года на месте обветшавшей Сергиевской церкви блюститель Дальних пещер, иеромонах Тимофей заложил новую каменную церковь. Руководил строительством известный лаврский “каменных дел мастер” Степан Ковнир. 28 мая 1767 года он был освящен во имя Пресвятой Троицы. Крестовокупольный Троицкий храм восходит в своей конструктивной системе к византийским образцам, и отступает от распространенной схемы лишь в том, что имеет не один купол, а два (второй над алтарем). 6 августа 1853 года Китаевская пустынь стала именоваться Свято-Троицкой. Тогда главный Троицкий храм основательно отремонтировали и надстроили еще три купола, превратив его в пятиглавый. У стен храма расположены могилы святых подвижников.

24 . К ХХ веку в Китаевской пустыни даже был свой водопровод, приводимый в действие паровой машиной. Но все резко изменилось после прихода советской власти. В 1920-е годы храмы продолжали действовать, но сама пустынь уже не принадлежала монахам: в кельях разместили детскую колонию, часть сооружений использовались сельскохозяйственными учреждениями. В 1930 г. пустынь была окончательно ликвидирована, территория и сооружения переданы Всесоюзному исследовательскому институту плодового и ягодного хозяйства. Колокольня разобрана в 1932 г., другие сооружения сильно пострадали во время Второй мировой войны. После войны на территории пустыни располагались Республиканский учебно-производственный комбинат пчеловодства и Украинский научно-исследовательский институт защиты растений. Возрождение обители началось только в 1990 году. С 1996 года имеет статус самостоятельного монастыря.


Ещё в Киеве
:


Свято-Троицкий Китаевский мужской монастырь находится в семи верстах от Киево-Печерской Лавры. История нашого монастыря уходит во глубину векав, во времена князя Андрея Боголюбского († 1174, пам. 4/17 июля), по прозвищу или по языческому имени - "Китай" - крепость. Благоверный князь даровал в 1159 г. Киево-Печерскому монастырю ставропигиальную грамоту о владении землей. В китаевских пещерах жили подвижники в период XI - XVII вв.. В начале XVII в. Здесь был основан Лаврский скит. В 1716 г. Киевский военный губернатор князь Д.М. Голицын построил деревянную церковь прп. Сергия Радонежского и братские келлии при ней. В 1767 г. на месте обветшавшей деревянной церкви была построенная нынешняя каменная Свято-Троицкая церковь с приделами прп. Сергия Радонежского и свт. Димитрия Ростовского. К северу от храма был сад, в котором погребали братию из различных киевских монастырей и известных горожан в период с XVII века до 50-х годов XX века и насчитывалось от 3 до 5 тысяч захоронений. В 30-е годы XIX ст. были построены тёплый храм во имя Двенадцати святых Апостолов, при братской трапезе, и каменная колокольня. В том же столетии построены корпус настоятеля, три братских корпуса и другие постройки, которые обнесли каменной стеной с экономическими воротами в виде арки. В 1898 г. построен трёхэтажный кирпичный жилой дом для братии, а также свечной завод с хозяйственными и жилыми постройками. Церковь прп. Серафима Саровского, с богодельней при ней, была построена через год после канонизации этого святого, в 1904 г. Вершин совершенства в добродетелях, святости жизни, достигли в Китаево прп. Досифея и прп. Феофил Христа ради юродивый. Прп. Досифея, всем сердцем полюбив монашескую жизнь, вопреки воле родителей покинув дом, в 16 лет поступила, выдавая себя за беглого крестьянина, в Троице-Сергиеву Лавру. Активные родительские розыски заставили её перейти в Киев. И здесь, в пещере на Китаевских холмах, она подвизалась, молясь Богу, испытывая многие злострадания. В 1744 г, по повелению императрицы Елизаветы, посетившей её, Дарья была пострижена в рясофор с именем Досифей. Только после смерти открылось, что суровые монашеские подвиги совершала тульская дворянка Дарья Тяпкина. Прп. Досифея благословила на подвиг подвижничества, в Саров, юного Прохора Мошнина, впоследствии известного во всём мире святого, преподобного Серафима Саровского чудотворца. Прп. Феофил прославился своей прозорливостью и чудотворениями. Многие от простого крестьянина до знатных дворян обращались к нему за помощью, за советом. И всякий находил у него утешение, поддержку и разрешение своих духовных и житейских вопросов. Пустынь посещали многие известные духовные и мирские люди: прп. Паисий Величковский, свт. Филарет, митрополит Киевский, Т. Шевченко, П. Тычына, здесь проживали Г. Сковорода, Н. Лысенко, М. Грушевский. Китаевская пустынь представляла собой благоустроенное монастырское хозяйство с огородами, рыбными угодьями, фруктовыми садами, пасекой. Свечной завод поставлял для Лавры всевозможные свечи - от копеечной до пудовой. Таким образом, по своим размерам и организации, пустынь равнялась большому монастырю. В советские времена монастырь был закрыт и разорён, колокольню разобрали, здания употребляли в различных хозяйственных и других нуждах. Так, например, в храме прп. Серафима Саровского был устроен клуб, в монашеских келлиях - учебные классы, коммуналки. В 1990 г. началось возрождение церковной жизни на территории обители - в Свято-Троицком храме открылся приход. В 1993 г. было принято решение о возобновлении Китаевской пустыни, как Лаврского скита и назначен настоятель, архимандрит Пафнутий, в схиме Феофил(†1996). В этом же году было совершено праздничное богослужение иконы Божией Матери, именуемой "Казанская". С 1996 года Китаевская пустынь является самостоятельным монастырём. За короткое время обитель стала известна многим. В настоящее время Свято-Троицкий Китаевский мужской монастырь - известное место паломничества православного мира. Ввиду достаточной удалённости пустыни от города, пещеры Китаевской горы редко посещают - это позволяет сохранять их древний облик почти без изменений. А сам монастырь, в силу своего местонахождения и причастности к нему многих святынь и святых людей, дарит приходящим душевное отдохновение. Монастырские богослужения происходят в храме святых Двенадцати Апостолов. В этом же храме находятся главные святыни монастыря - частицы мощей святых апостолов и других святых, а также список с иконы Божией Матери "Ватопедская", другое название её - "Закланная" и др. святыни.

Http://angela.org.ua/

Краткая история Китаевской Свято-Троицкой обители : Первые упоминания монастыря на Китай-горе относятся к ХII веку, но, только, начиная с ХVIII века, когда в 1767г. был построен храм в честь Пресвятой Троицы, монастырь начинает приобретать те черты, которые мы видим сейчас.

После Октябрьской революции монастырь разделил судьбу многих храмов и обителей нашей Церкви - в 1933г. он был закрыт и частично разрушен.

В 1990г. храм в честь Пресвятой Троицы был передан Церкви и при нем организован приход. Возрождение монастыря в Китаево началось в 1993году и связано с первым настоятелем схиархимандритом Феофилом (Россохой) (†1996). Монастырь постепенно благоустраивался: были восстановлены братские келии, храм в честь святых 12 Апостолов, частично была упорядочена территория монастыря. В 2009г. Свято-Троицкая церковь, которая исторически являлась главным храмом обители, была возвращена монастырю, а существовавший ранее при храме приход был упразднен. Намесником Свято-Троицкого Китаевского мужского монастыря является священноархимандрит Прохор (Костюченко).

В монастыре находятся такие святыни: - частицы мощей святых Апостолов и других святых, - мощи преподобного Феофила, Христа ради юродивого, - список с чудотворнной иконы Божией Матери "Ватопедская" ("Закланная"), - у северной части алтаря Свято-Троицкого храма, под спудом, почивают мощи преподобной Досифеи.

администрация сайта Китаевского Свято-Троицкого монастыря. www.kitaevo.kiev.ua



Китаевская пустынь , в 9 верстах от Киева, в 2 верстах от Днепра, между двумя горами, окружена со всех сторон лесом. Основана (по преданию) в XII веке князем Андреем Боголюбским. В XVII веке был отшельнический скит, а в 1775 году князь Голицын устроил здесь деревянную церковь во имя преподобного Сергия и кельи. Ныне здесь существует трехпредельная каменная церковь во имя Святой Троицы, построенная иеромонахом Тихоном вместо обветшавшей Сергиевской церкви. Китаевская пустынь приписана к Киево-Печерской лавре и служит кладбищем для лаврской братии. Здесь находится могила схимонаха Досифея, пользующаяся особенным уважением.


Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».
 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!