Подводные лодки Военно-морского флота России (дизель-электрические). Подводные лодки Военно-морского флота России (дизель-электрические) Технические характеристики «Варшавянки»

Корабли проекта 877 «Палтус» - это серия советских и российских дизель-электрических подводных лодок, разработка которых началась еще в 70-е годы прошлого века. Первый корабль был заложен в Комсомольске-на-Амуре в 1979 году и спущен на воду – в 1982. Субмарины проекта 887 относятся к третьему поколению дизель-электрических подводных лодок.

Эти подлодки нередко называют «Варшавянками», хотя это не совсем точно. Официально «Варшавянка» - это подводная лодка проекта 636 , которая является дальнейшим развитием «Палтуса», его экспортной модификацией. Второй причиной подобной путаницы в названиях является тот факт, что первоначально этими субмаринами Советский Союз планировал вооружить своих союзников по Варшавскому договору.

В настоящее время в состав российского ВМФ входит 15 подводных лодок проектов 877, 877ЛПМБ, 877В и 877ЭКМ. Они также находятся на вооружении ВМС Алжира, Польши, Румынии, Индии, Китая и Ирана.

Подводные лодки проектов 877 и 636 получились настолько удачными, что они до сих пор являются основными неатомными субмаринами российского флота. Более того, их производство продолжается и в наши дни. За свою малошумность и незаметность на Западе «Варшавянка» получила название «Черная дыра».

История создания

Ещё в начале 70-е годов в Советском Союзе было принято решение о создании новой дизель-электрической подводной лодки. К этому времени развитие гидроакустических комплексов перевело подлодки проекта 641Б в разряд устаревших. Нужны были корабли нового поколения, сравнительно небольшие, малошумные, оснащенные новейшими комплексами обнаружения и нападения. Создание подлодки было поручено ленинградскому КБ «Рубин» - одному из ведущих предприятий СССР в области проектирования как атомных, так и дизель-электрических субмарин.

Военные требовали, чтобы новый корабль мог гарантировано выйти победителем из боевого столкновения с любой подлодкой подобного класса за счет оптимального сочетания малой шумности, эффективности средств обнаружения противника и мощности оружия. Кроме того, в этот проект изначально закладывались заделы для дальнейших модернизаций. Предполагалось, что новая подводная лодка будет находиться на вооружении в течение нескольких десятилетий.

Во время разработки этого проекта было решение о поставках новой субмарины союзникам по Варшавскому договору. Поэтому подлодки проекта 887 получили неофициальное название «Варшавянка».

В 1974 году военные моряки подготовили техническое задание для нового корабля. По сравнению с проектом 641 конструкторам было необходимо значительно увеличить скорость подводного хода корабля, улучшить его мореходность, уменьшить численность экипажа, путем автоматизации основных процессов управления. Особенное внимание разработчикам следовало уделить обитаемости новой подводной лодки и комфорту моряков.

Чтобы повысить скорость и уменьшить шумность подлодки, разработчики предложили совершенно новую конструкцию корпуса. И если подводные лодки проекта 641Б «Сом» были узкими и вытянутыми, то легкий корпус новой субмарины получил веретенообразную форму, во многом аналогичную той, что применялась для атомных подлодок. Соотношение длины лодки к ее ширине составляло 7,3.

Такая форма делала гидродинамическое сопротивление минимальным, что положительно сказывается на подводной скорости корабля. Конструкторы «Рубина» довели корпус будущего подводного корабля до совершенства в испытательном бассейне и на стендах.

Проект был утвержден Главкомом военно-морского флота в 1976 году, производство было решено развернуть в Комсомольске-на-Амуре на заводе им. Ленинского Комсомола. Позже выпуск подлодок проекта 887 был налажен в Горьком и Ленинграде.

Закладка головного корабля серии состоялась в 1979 году, а через год подлодка уже была принята в состав флота. В 1981 году в Комсомольске-на-Амуре был заложен второй корабль проекта – Б-260 «Чита», а в 1983 – Б-227 «Выборг». В настоящее время эксплуатируются в основном корабли, которые были спущены на воду в конце 80-х – начале 90-х годов, например:

  • Б-445 «Святитель Николай Чудотворец»;
  • подводная лодка «Владикавказ»;
  • подводная лодка «Ярославль»;
  • подводная лодка «Магнитогорск»;
  • подводная лодка «Липецк»;
  • подводная лодка Б-394 «Нурлат»;
  • Б-187 «Комсомольск-на-Амуре».

На основе базовой модели позже было разработано несколько модификаций субмарины:

  • 877Э и 887ЭКМ. Экспортные варианты подводной лодки, которые незначительно отличались от базовой модификации частью оборудования и вооружения. Лодки проекта 887Э предназначались для поставки союзникам из стран Варшавского договора. Две субмарины этого проекта до сих пор находятся на вооружении ВМС Польши и Румынии. Корабли проекта 887ЭКМ планировали продавать в капиталистические страны. При разработке этой модификации особое внимание уделялось обеспечению работы узлов и механизмов ПЛ в условиях тропиков. В настоящее время субмарины этого проекта активно эксплуатируются военно-морскими силами нескольких стран: Индии, Ирана, Китая и Алжира. Одна ПЛ («Димитров») входит в состав российского флота;
  • 08773. Эта модификация была специально разработана для ВМС Индии. От базовой она отличается наличием ракетного комплекса Club-S, новым гидроакустическим комплексом МGK-EM и модернизированными системами обслуживания и управления;
  • 877ЛПМБ. Модификация, которая была заложена в 1987 году на горьковском заводе «Красное Сормово». Основным отличием единственной лодки этого проекта является новый гребной винт, выполненный из сплава «Аврора». Он имел семь лопастей особой Г-образной формы. Кроме того, эта ПЛ была оснащена низкооборотным главным и вспомогательным электродвигателем, что снижало шумность субмарины. Также на подлодке был установлен спасательный люк, позволяющий экипажу покидать корабль даже с глубины в 250 метров. По этому проекту была построена единственная ПЛ – подводная лодка «Калуга», которая и сегодня входит в состав российского флота;
  • 877В. Еще один экспериментальный проект, который от базового отличается наличием водометного движителя, вместо привычного гребного винта. Благодаря этому единственный корабль этого проекта – подводная лодка «Алроса» – является самой тихой из «Варшавянок»;
  • 636 «Варшавянка». Самая известная модификация «Палтуса», которая была разработана на основе модификации 877ЭКМ в начале 90-х годов. Первая лодка проекта была построена в 2005 году для военно-морского флота Китая. В настоящее время ВМС КНР эксплуатируют уже десять кораблей этого проекта, шесть «Варшавянок» изготовлено для Черноморского флота, еще столько же до 2022 года должны войти в состав Тихоокеанского. Также субмарины этого проекта эксплуатируются военно-морскими силами Вьетнама и Алжира.
    Несколько серий этой модификации оснащены ракетными комплексами «Калибр» , кроме того, на них установлена новейшая навигационная система и автоматизированная информационно-управляющая система. По сравнению с лодками проекта 877 «Варшавянки» имеют еще меньший уровень шумности, что позволяет им первыми обнаруживать противника и уничтожать его.

Описание конструкции

Подводные лодки проекта 887 выполнены по двухкорпусной одновальной схеме. Причем форма корпуса спроектирована таким образом, чтобы максимально снизить сопротивление воды и уровень шумности. Главная энергетическая установка (ГЭУ) субмарин этого проекта – дизель-электрическая.

Прочный корпус подлодки имеет цилиндрическое сечение со сферическими концевыми конструкциями. Водонепроницаемыми переборками он поделен на шесть отсеков. Легкий корпус корабля веретенообразной формы, сверху он имеет специальное покрытие, поглощающее гидроакустическое излучение. В пространстве между прочным и легким корпусом находятся цистерны главного балласта и другое оборудование. Лодка может оставаться на плаву даже при затоплении одного из отсеков и двух цистерн главного балласта.

Посередине корпуса корабля находится ограждение шахт выдвижных устройств (то, что обычно называют рубкой). В нем располагается ходовой мостик. При этом все выдвижные устройства, не считая командирского перископа, не заходят в прочный корпус лодки. Такая конструкция позволила сделать более просторным центральный пост, значительно увеличив удобство работы моряков.

Носовые горизонтальные рули сделаны убирающимися. Кроме того, чтобы уменьшить помехи для работы гидроакустического комплекса, рули были перенесены из носовой части ближе к середине корпуса. С этой же целью все механизмы, способные создавать шум, были убраны с первого отсека.

В носовом отсеке лодки размещаются шесть торпедных аппаратов. Во втором отсеке находится центральный пост и аккумуляторные батареи, третий – жилой, в четвертом находятся дизель-генераторы, а в пятом – электродвигатели. В шестом, последнем отсеке, размещается резервная силовая установка.

Главная энергетическая установка обеспечивает кораблю движение с помощью электрического привода как в надводном, так и в подводном положении. Она состоит из главного электродвигателя с мощностью 5500 л. с. и двух дизель-генераторов по 1500 кВт каждый. Также у лодки имеется система работы под водой (шнорхель) и две батареи свинцово-кислотных аккумуляторов, каждая из которых состоит из 120 элементов. Кроме того, есть электродвигатель экономичного хода и два резервных электродвигателя. Они предназначены для движения корабля в узких местах, швартовки, их можно использовать, если главный двигатель поврежден или вышел из строя.

Большинство механизмов кораблей проекта 887 установлены на специальные амортизаторы или имеют покрытия, снижающие уровень вибрации.

Максимальная подводная скорость для подлодок проекта 17 узлов, надводная – 10 узлов.

Подлодки проекта вооружены шестью 533-мм торпедными аппаратами, два из которых могут вести огонь телеуправляемыми торпедами. Боекомплект составляет 18 торпед.

Лодки проекта 877 оснащаются устройством быстрого заряжания торпед, которое в несколько раз повышает скорость стрельбы. Это дает субмаринам значительное преимущество в дуэльной ситуации.

Для борьбы с летательными аппаратами противника лодки оснащены выдвижным зенитным комплексом, разработанным на базе ПЗРК «Стрела-3».

Подлодки этого проекта имеют БИУС «Мурена». Она позволяет следить одновременно пятью целями, причем две из них ведутся в автоматическом режиме, а три – в ручном. Эта система обеспечивает внесение поправок в связи с движением цели и точное наведение на нее торпед.

Лодки этого проекта оборудованы активной и пассивной РЛС, которые могут работать и в надводном, и в перископном режиме.

В 1970-е годы было принято решение пополнить ВМФ дизель-электрическими субмаринами нового поколения, которым необходимо было действовать против подводных и надводных кораблей, ставить минные заграждения, вести разведку. Подлодки должны быть сравнительно небольшими, скоростными, малошумными, обладать совершенным радио, гидролокационным и электронным оборудованием. Поскольку такие подводные лодки собирались поставлять союзникам по Варшавскому договору, помимо обычного номера проекта – 877, ей присвоили имя собственное - "Варшавянка".

ПЛ Б-871 "Алроса" пр.877В KILO входит на рейд г.Картахена (Испания) для участия в совместных с флотами НАТО маневрах "Болд Монарх 2011". 25 мая 2011 г. (фото из архива Владимира Владимировича, http://ejercitos.org)


Их разработку в 1974 г. по ТТЗ утвержденному ВМФ СССР, вели конструкторы ЦКБ "Рубин", возглавляемые Ю.Н. Кормилицыным совместно с НИИ им. Крылова. Если лодки проекта 641 традиционно были узкими и длинными, то наружный и легкий корпус выполнили веретенообразным, с круглой конфигурацией носовой части как у АПЛ. Сам корпус рассчитан был таким образом, чтобы гидродинамическое сопротивление было минимальным. Несколько моделей было испытано и доведено до совершенства в опытовом бассейне и на стендах.

Конструкция подводных лодок проекта 877 «Палтус» – двухкорпусная. По форме корпус максимально адаптировали к снижению шума и сопротивления.

Прочный корпус выполняется в виде цилиндра, поперечные сечения – круговые. Корпусные концевые конструкции – сферические. Прочные водонепроницаемые переборки разделяют корпус на шесть отсеков:
1-й – носовой, служит для размещения торпедных аппаратов;
2-й – главный командный пост и аккумуляторные батареи;
3-й – двухпалубный, жилой, на верхней палубе камбуз и каюты, на нижней - аккумуляторные батареи;
4-й – дизель-генераторы;
5-й – гребные электродвигатели;
6-й – резервная силовая установка и электромоторы экономического хода.

Для изготовления прочного корпуса использовалась сталь АК-25.

ПЛ пр.877ЭКМ заводской номер 01325 Sindhurakshak ВМС Индии на испытаниях после ремонта с модернизацией на СРЗ "Звездочка" в Северодвинске, 25.11.2012 г. (фото - ЦС "Звездочка", http://zvezdochka-ru.livejournal.com/)

Легкому корпусу придали обтекаемую веретенообразную «альбакоровскую» форму. Специальным покрытием поглощается излучение гидроакустических систем противника. Цистерны главного балласта, другие цистерны, а также различное оборудование размещены в междубортном пространстве. Хотя из-за двухкорпусной конструкции подлодка имеет значительный подводный объем, в аварийных ситуациях это дает возможность повысить живучесть за счет обеспечения непотопляемости при больших затопленных объемах корабля. В крейсерском положении подводная лодка может находиться на плаву даже при затоплении любого отсека и двух прилегающих к нему цистерн главного балласта одного борта.

Ограждение шахт выдвижных устройств располагается примерно посередине корабля. Ходовой мостик также оборудован в нем. Все выдвижные устройства, за исключением командирского перископа, выполнены не проникающими в прочный корпус. Благодаря этому центральный пост сделали более просторным и удобным для управления судном и его боевыми системами.

Носовые горизонтальные рули также были выполнены убирающимися. Чтобы снизить вызываемые ими помехи в работе гидроакустического комплекса, они были перенесены из носовой оконечности к средней части корпуса. Также из носовой оконечности были убраны шпигаты, а все механизмы выделяющие шум из первого отсека, убрали.

Главную энергетическую установку спроектировали по схеме полного электродвижения, то есть в надводном и в подводном положении движение обеспечивается гребным электродвигателем.

В составе главной энергоустановки входят:
- главный гребной электродвигатель ПГ141 (мощность 5500 л.с.). На подлодке Б-800 и на лодках проекта 636 установлен низкооборотистый двигатель ПГ165 той же мощности.
- 2 дизель-генератора 4ДЛ-42МХ (мощность каждого 1500 кВт, на первые две подлодки проекта 877 установили 2х4ДЛ-42М мощность каждого 1000 кВт) с системой работы дизель-генератора под водой. На модификациях 877М и 636 устанавливаются дизель-генератора 30ДГ (мощность одного 1500 кВт), которые так же работают с РДП.
- две группы свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.

Для режима эконом. хода предусмотрен специальный гребной 190-сильный электродвигатель ПГ142. Начиная с подводной лодки Б-800/проект 877В/проект 636, установлен низкооборотистый 190-сильный двигатель ПГ166.



ПЛ Б-871 "Алроса" пр.877В KILO и разобранный водометный движитель. Севастополь, плавдок ПД-30, очередной ремонт, 12 января 2006 г. (фото - Дмитрий Стогний, http://forums.airbase.ru)

Особенностью конструкции подводных лодок проекта 877 является наличие пары резервных 102-сильных электродвигателей ПГ-168. Данные двигатели обеспечивают лодке движение в узких местах, позволяют маневрировать во время швартовки, а также могут использоваться для хода в случае повреждения основного вала и винта.

В качестве движителя использован низкооборотный шестилопастный гребной винт фиксированного шага. На лодках Б-470 и Б-800 7-лопастный из сплава "Аврора" с саблевидными лопастями. По бортам в кормовой части корпуса расположены подруливающие водометы. Процесс погружения/всплытия подводной лодки автоматизированы.

При движении в подводном положении подлодка развивает максимальную скорость в 17 узлов, в надводном – 10 узлов. Дальность плавания под водой при скорости 7 узлов в режиме работы дизеля составляет 6000 миль, экономичным ходом при скорости 3 узла в подводном положении лодка может преодолеть 400 миль.

Начиная с подводной лодки Б-800, они оснащаются спасательным люком, который позволяет покидать затопленную субмарину с глубин до 250 метров (выполнен в кормовой части).

Энергетика – две группы свинцово-кислотных аккумуляторов по 120 элементов в каждой. На подлодках проекта 636М используются аккумуляторы, имеющие увеличенный в 2,5 раза срок службы при сохранении той же мощности.

Лодки оснастили усовершенствованной навигационной системой. На различных модификациях проекта 877 «Палтус» устанавливаются комплексы «Андога», «Апассионата-ЭКМ», «Апассионата -ЭКМ.1». Для поиска надводных целей и контроля за воздушной обстановкой служит радиолокационная станция, а также средства, обнаруживающие излучение радаров противника. Гидроакустическая аппаратура – активная и пассивная. Сведения со всех средств наблюдения и постов поступают в многоцелевую БУИС («Лама»/«Узел», «Лама-ЭКМ»/«Узел»), перерабатываются компьютером, после чего передаются в распоряжение командира, на командный пост, который изолирован от других отсеков. Управление общекорабельными системами осуществляется с пульта управления «Палладий» или «Палладий-ЭМ» (в зависимости от модификации).

Погрузка торпеды 53-65КЭ на ПЛ пр.877ЭКМ KILO ВМС Китая (http://cnair.top81.cn)


Погрузка ракеты комплекса Club-S в торпедный аппарат индийской ПЛ пр.08773. Для погрузки используется закрепленная на корпусе ПЛ платформа (снимок сделан не позже 2009 г., http://forums.airbase.ru)

Большинство механизмов снабжается вибропоглощающими покрытиями и смонтировано на амортизаторах, другие скомпонованы на специальных платформах блоками, что в совокупности с малошумным винтом, обтекаемым корпусом, делает подлодку менее заметной, по сравнению с субмаринами других типов.

Вооружение подлодки – шесть 533-миллиметровых торпедных аппаратов размещенных в носовой оконечности. Из них два аппарата в верхнем ярусе рассчитаны на стрельбу телеуправляемыми торпедами. Управление и перезарядка (применено устройство быстрой перезарядки «Мурена»)– дистанционное с КП. Погрузка торпед осуществлялась при помощи специального погрузочного устройства. Боезапас – 18 торпед, 6 из которых находилось в торпедных аппаратах, 12 - на стеллажах. Могли использоваться торпеды 53-56Б, 53-56БА, 53-65К, СЭТ-53М, ТЭСТ-71М, СЭТ-65Э, УСЭТ-80К. Вместо торпед на борт могли приниматься 24 мины ДМ-1: 12 мин в торпедные аппараты (2 на аппарат) и столько же на стеллажи.

Для противовоздушной обороны подводные лодки проекта 877 входившие с состав советских ВМС вооружались выдвижным зенитным ракетным комплексом «Стрела-3» (в процессе модернизации устанавливались «Стрела-3М», «Игла-1» 9М313). Боезапас комплекса – 8 ракет.

В проектах 08773, 636М/06361 использовался ракетный комплекс Club-S с пуском крылатых ракет из торпедных аппаратов верхнего яруса из подводного положения. Боезапас - 4 ракеты. В проекте 06363 использован ракетный комплекс "Калибр-ПЛ" с запуском ракет из подводного положения.

Мощный минно-торпедный комплекс вооружения может решать многоцелевые задачи. Им обеспечивается выстреливание боезапаса на любых глубинах погружения и совместно с БИУС позволяет вести не только одиночную, но и залповую стрельбу по 2 целям.

В Комсомольске-на-Амуре в 1979 году на верфи начали строить головную подлодку проекта 877, в сентябре 1982 года он вступил в строй. Позднее корабли данного проекта выпускали в Ленинграде, а также на заводе "Красное Сормово". После того, как в 1981 году их засекли иностранные наблюдатели, НАТО присвоило условное обозначение "Кило".

Строительство серии для ВМФ продолжалось и после 1992 г. В процессе строительства проект постоянно совершенствовали. Так, например, подлодка Б-800 (создана по проекту 877ЛПМБ) имела саблевидный семилопастной винт, изготовленный из сплава «Аврора». Эта подлодка была первой из 877 проекта оборудованная спасательным люком и системой, которая позволяла выходить из подлодки с 250-метровой глубины. Другое оборудование в БЧ-5 выполнялось на новой элементной базе. Подлодка получила низкооборотистые главный гребной электродвигатель и ДЭХ и другие нововведения, а также дополнительное акустическое оборудование из состава гидроакустического комплекса МГК-400 (для этого даже сократили каюту СПК), новое штурманское оборудование не входящее в комплекс навигации и прочее.

Восемь последних кораблей серии были построены по несколько измененному проекту. Благодаря увеличению корпуса лодки на две шпации (2х600 мм) на них смонтировали более мощные дизельные генераторы (в 1,5 раза), с усовершенствованной амортизацией платформы, якорь Холла который убирался вовнутрь, низкооборотный главный электродвигатель. Всего заменили 30 единиц оборудования на новое более ремонтопригодное и малошумное. Ресурс оборудования увеличился в 2 раза, улучшилась ремонтопригодность кораблей.

ПЛ пр.877 (вероятно, прю877ЭКМ Б-806) с работающим под РДП дизель-генератором, Балтийское море, 10.09.2007 г. (автор фото - Alex Suetin, http://fotki.yandex.ru)

Модификации:
Проект 877 «Палтус» (подсерия 08770) – базовый серийный вариант подводной лодки, головные – Б-248, Б-401. Кроме серии 08770, были серии 08771 или 08772 – различавшиеся между заводами-производителями.
Проект 877Э «Варшавянка» - экспортная модификация подводной лодки проекта 877 первой серии. Поставлялись в страны Варшавского договора. Отличается главным образом оборудованием и не комплектуется ЗРК.
Проект 877ЭК – подводные лодки не строились, является «экспортным коммерческим» вариантов адаптированным к тропическим условиям эксплуатации.
Проект 877ЭКМ – «экспортный коммерческий модернизированный» вариант подлодки проекта 877. Осуществлялись поставки в Алжир, Индию, Иран и Китай. Была установлена гидроакустическая система МГК-400Э. Проект адаптировали к тропическим условиям эксплуатации. В 1999 г. для индийских ВМС модернизирован и получил обозначение проект 08773. Модификация по оборудованию и системам вооружения (оснащена пусковыми установками крылатых ракет Club-S). Получила систему управления Lama-ER, новый гидроакустический комплекс МГК-400ЭМ/MGK-EM, боевую информационно-управляющую систему "Палладий-М". На модификации подводной лодки винторулевая группа и конструкция сохранены аналогичными проекту 877ЭКМ.
Проект 877ЛПМБ (Б-800 «Калуга») – оснащается 7-лопастным винтом из сплава "Аврора" имеющим саблевидные лопасти. Также был оборудован спасательный люк, который позволяет осуществлять эвакуацию с глубины до 250 м. Оборудование БЧ-5 переработали, двигатель экономичного хода и главный гребной электродвигатель были более низкооборотными. На лодке установили дополнительное штурманское оборудование.
Проект 877В – оснащается водометным движителем. По основным тактико-техническим характеристикам аналогичен проекту 877.
Проект 877М «Палтус-М» – 8 последних подлодок серии проектов 877 для отечественного военно-морского флота. Корпус удлинен на 1,2 м.
Проект 877Б - проект модернизации подводной лодки проекта 877. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы велись в 1980-е годы на базе проекта 877М. По данному проекту была заложена опытовая подлодка Б-90 "Сарган", достроенная позже по проекту 20120.
Проекты 877К/877МК – модернизированные проекты 877 и877М. после модернизации оборудования (в частности боевой информационно-управляющей системы).
Проект 636 – разработан ЦКБ "Рубин", является экспортной модификацией проекта 877М для китайских ВМС, оборудование модернизировано по типу проекта 877М, широко использованы звукопоглощающие технологии.
Проект 636М – модернизированный вариант проекта 636. Изменен состав оборудования, установлен инерциальный навигационный комплекс, перископ, имеющий лазерным дальномером, ТВ-канал и канал ночного видения. Буксируемая антенна связи КВ и СДВ диапазонов. Могут использоваться крылатые ракеты Club-S с запуском через торпедные аппараты из подводного положения. Проект 06361 – модификация подводной лодки для вьетнамских ВМС. Проект 06363 – модификация проекта с обновленным оборудованием. Вооружен ракетным комплексом "Калибр".
Проект специальной подводной лодки на базе проекта 877 – вероятно, предназначен для проведения работ по прокладке по морскому дну трубопроводов. Возможно, после оснащения может использоваться для широкого круга работ.

Подводные лодки проекта 877 «Палтус» а также их модификации поставлялись в:
Алжир – 2 подводные лодки проекта 877ЭКМ;
Индия – 9 подводных лодок проекта 877ЭКМ (8 модернизировано 08773) + 1 построена по проекту 08773;
Иран – 3 подводные лодки 877ЭКМ;
Китай – 1 подводная лодка проекта 636М + 2 подводная лодка проекта 877ЭКМ;
Польша – 1 подводная лодка проекта 877Э;
Румыния – 1 подводная лодка проекта 877Э.

ПЛ Б-464 "Усть-Камчатск" пр.877 (модернизированного) в плавдоке (http://forums.airbase.ru)

В составе российских ВМС находится 24 дизель-электрические подводные лодки проекта 877 «Палтус» и их модификаций.

Тактико-технические характеристики: (2000)
Надводное водоизмещение – 2300 тонн (проект 636/636М – 2350 тонн);
Подводное водоизмещение – 3040 тонн (проект 636/636М – 3100 тонн);
Наибольшая длина – 72,6 м (проекты 877М/636/636М – 73,8 м);
Запас плавучести – 32 %;
Длина прочного корпуса – 51,8 м;
Наибольшая ширина – 9,9 м;
Осадка по КВЛ – 6,2 м;
Главная энергоустановка:
- количество и мощность дизелей – 2х1000 кВт, тип ДЛ42МХ (на последних 8 лодках 2х1500 кВт типа 30ДГ);
- количество и мощность ГЭД – 1х5500 л.с., тип ПГ-141 (на последних 8 лодках 1х5500 л.с. типа ПГ-165, на 877ЭКМ – 1х4050 л.с.)
- количество и мощность электродвигателей ЭХ – 1х190 л.с. (ПГ-166);
- количество и мощность резервных ГЭД – 2х102 л.с. (ПГ-168);
- движители – малошумный ВФШ;
- запас топлива – 172 т.;
- число групп аккумуляторных батарей, число элементов – 2х120;
Надводная скорость хода –10 узлов (проект 636/636М – 11 уз);
Подводная скорость хода –17 узлов (на последних 8 – 19 узлов);
Экономическая подводная скорость хода – 3,0 узла;
Дальность подводного хода (скорость 7 узлов, под РДП) - 7500 миль (проекты 636/636М при увеличенном запасетоплива);
Дальность подводного хода (скорость 3 узла) – 400 миль;
Дальность подводного хода (скорость 21 узел) – 12,7 миль;
Глубина погружения рабочая - 240 м (проекты 636/636М/877М - 250 м)
Глубина погружения перископная – 17,5 м (максимальное волнение 5 баллов);
Глубина погружения предельная - 350 м (проекты 877ЭКМ/636/636М – 300 м);
Автономность – 45 суток;
Экипаж – 57 человек (проекты 877ЭКМ/877В/636/636М – 52 чел.) в т.ч. офицеров – 12;
Вооружение:
- ракетный комплекс (проект 08773) - Ciub-S;
- носовые торпедные аппараты – 6 шт.;
- калибр - 533-мм

Спуск на воду после ремонта ПЛ Taregh пр.877ЭКМ ВМС Ирана, 28 мая 2012 г. (фото - Azin Haghighi, http://imp-navigator.livejournal.com/)

Подготовлено по материалам:
http://militaryrussia.ru
http://www.deepstorm.ru
http://army.lv
http://nashflot.ru
http://www.warships.ru

Советские дизель-электрические подводные лодки послевоенной постройки Гагин Владимир Владимирович

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 877

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 877

Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (ЦКБ МТ «Рубин») – старейшая фирма России, специализирующаяся на создании подводных лодок разного водоизмещения, начавшая свою историю по проектированию боевых подводных лодок с 1901 года (тогда называлось техническим бюро подводного плавания Балтийского завода в Санкт-Петербурге).

Бюро проектировало подводные лодки под руководством выдающегося конструктора И.Г.Бубнова. С 1926 года КБ стало самостоятельной проектной организацией под руководством известного кораблестроителя Б.У.Ма- линина, первопроходца советского подводного флота. По его проектам построено более 900 подводных лодок, в том числе дизель-электрических и атомных ракетоносцев.

В проектах современных подводных лодок используются последние научно-технические достижения. В настоящее время ЦКБ МТ «Рубин», возглавляемое академиком Игорем Спасским, выполняет работы не только в области подводного кораблестроения для ВМФ России, но и на экспорт.

В 1974 году было подписано техническое задание главкомом ВМФ С.Г.Горшковым и министром судостроительной промышленности СССР Б.Е.Бутомой на создание новой ПЛ с более высокими тактико-техническими характеристиками. Особое внимание было уделено вопросам энерговооруженности лодки, скоростным характеристикам в подводном положении и под РДП («Шнорхель»), малошумности и уровню физических полей, обусловливающих скрытность подводного корабля, эффективности торпедного и радиоэлектронного вооружения.

Дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ) класса FOXTROT проектировались как ныряющие. Вновь проектируемая подводная лодка должна была стать иной. Ставилась задача обеспечить значительный прирост скорости подводного хода по сравнению с проектом 641, улучшить мореходность, живучесть, особенно обитаемость, уменьшить численность экипажа, что связано с применением автоматизации большинства процессов управления ДЭПЛ.

К тому времени КБ и НИИ разных отраслей промышленности уже накопили весомый потенциал по разработке современных экономичных дизель-генераторов, главных гребных электродвигателей, аккумуляторов, навигации, радиолокации, гидроакустики и т.д. Наше оборудование не уступало зарубежному, а по некоторым параметрам превосходило его, было надежнее.

Предваряя работу над проектом, совместно с институтами судпрома и ВМФ был проведен детальный анализ состояния и развития подводных сил за рубежом для выработки новой концепции использования ПЛ ВМФ СССР. Это позволило создавать проект с учетом конкуренции на мировом рынке вооружений, а также обеспечить определенный запас водоизмещения ПЛ для возможности ее модернизации, чтобы на многие десятки лет подводная лодка сохраняла высокую боеспособность.

Водоизмещение подводной лодки с противогидроло- кационным покрытием корпуса около 2300 м3 . Наибольшая длина корпуса – 72,6 м. ширина – 9,9 м. Высота наружного корпуса по крышу ограждения выдвижных устройств – 14,7 м. Осадки лодки при нормальном водоизмещении: на миделе – 6,2 м, носом – 6,6 м.

Лодка – одновальная, имеет хорошо обтекаемую форму корпуса. Носовые горизонтальные рули отнесены дальше к средней части. Таким образом достигнуто значительное снижение помех гидроакустическому комплексу. Снижению уровня помех способствует также особая форма носа и ряд других конструктивных элементов.

Лодка – двухкорпусная, что обеспечивает ей большую живучесть. Она имеет 6 отсеков, разделенных прочными переборками. В крейсерском положении лодка даже при заполнении одного любого отсека с двумя прилегающими к нему цистернами главного балласта одного борта может оставаться на плаву.

На лодке, в отличие от ранее использовавшихся, принята оригинальная схема полного электродвижения. Применение полного электродвижения вместо прямодействующей дизель-электромоторной схемы значительно упрощает управление лодкой и повышает ее маневренность. Эти процессы полностью автоматизированы и имеют централизованное управление. Крупнейшие в России предприятия «Электросила» и «Коломенский завод» изготовили новое электроэнергетическое оборудование: дизель, генератор, гребные электродвигатели. Отечественной промышленностью были освоены специально для этой ДЭПЛ новые энергоемкие аккумуляторы. Для режима экономического хода предусмотрен специальный электродвигатель. Впервые на лодке такого класса применены резервные электродвигатели малой мощности. Они обеспечивают ее движение в узостях, позволяют маневрировать при швартовке, а также могут быть использованы для хода при повреждении основного вала и винта.

Скорость полного надводного хода – около 10 узлов. Скорость полного подводного хода составляет 17 узлов.

Дальность плавания – 6000 миль в режиме работы дизеля под водой. Найдены конструктивные решения, позволившие снизить подводную шумность лодки в несколько раз по отношению к предыдущим проектам ПЛ и резко уменьшить вибрацию.

В носовой части убраны шпигаты, носовые рули перенесены в среднюю часть, шумящие механизмы вынесены из первого отсека. Следовательно, повысилась скрытность движения лодки. Скрытности движения лодки способствует также примененная на ней принципиально новая система газоотвода. За лодкой не остается практически никакого следа.

Система погружения и всплытия автоматизирована. Предельная глубина погружения – 300 м, рабочая – 240 м, перископная – 17,5 м.

Лодка оснащена 6 торпедными аппаратами. Из них 2 аппарата рассчитаны на стрельбу телеуправляемыми торпедами новейшей конструкции с особо высоким коэффициентом поражения.

Для погрузки боезапаса на лодке установлено специальное устройство. Лодка может принять 18 торпед (6 – в торпедные аппараты и 12 – на стеллажи). Вместо торпед могут быть приняты 24 мины, 12 – в торпедные аппараты (по 2 на аппарат) и 12 – на стеллажи.

На лодках впервые установлено автоматическое устройство быстрого заряжания, которое в несколько раз сокращает время зарядки торпедных аппаратов, позволяет значительно увеличить скорострельность и обеспечить преимущество в дуэльной ситуации. Управление устройством быстрого заряжания осуществляется дистанционно из торпедного отсека с пульта управления «Мурена» или с местных постов.

Мощный комплекс минно-торпедного вооружения способен решать многоцелевые задачи. Он обеспечивает выстреливание всего боезапаса на всех глубинах погружения – от перископной до рабочей – и совместно с боевой информационно-управляющей системой (БИУС) позволяет вести как одиночную, так и залповую стрельбу по двум целям.

Взамен поста управления торпедной стрельбой «Ленинград», обеспечивавшего вручную на ПЛ проекта 641 ввод необходимых данных для производства торпедной стрельбы, на новой ДЭПЛ установлена БИУС – многоцелевой компьютер (МВУ- ПОЭМ). Он позволяет одновременно следить за 5 целями, из них 2 цели вести в автоматическом режиме и 3 – вручную, обеспечивая с комплексом телеуправления внесение поправок в связи с маневрами цели и точное наведение торпед на цель. БИУС позволяет решать целый ряд навигационных задач.

Малогабаритный навигационный комплекс «Андо- га» обеспечивает непрерывную прокладку курса, выдает координаты места и скорости. Через систему БИУС команда на изменение курса поступает на пульт управления ПЛ. То есть автоматика может вести лодку по проложенному курсу.

Лодка оборудована активной и пассивной радиолокационными станциями с высокой эффективностью слежения. Они могут четко работать в надводном и перископном положении.

Станция имеет систему расхождения целей и позволяет обнаружить надводные корабли, самолеты и вертолеты противника значительно раньше, чем те обнаружат лодку.

Архитектура носовой оконечности ПЛ позволила вписать в ее размеры гидроакустическую антенну совершенно новой конструкции, что помогло значительно увеличить дальность действия гидроакустического комплекса (ГАК). ГАК – МГК-400 спроектирован для нового поколения ДЭПЛ с учетом длительной эксплуатации в различных районах Мирового океана и возможностей модернизации по мере освоения новых технологий. Средства гидроакустики обеспечивают значительное увеличение дальности обнаружения целей и упреждения в дуэльной ситуации с вероятным противником. Все индикаторы систем выведены на единый пульт управления.

Преимущество в упреждении обнаружения противника достигается надежной гидроакустической защитой корпуса лодки. На базе многолетних научных изысканий, морских испытаний в бассейных и в натурных условиях, применяя специальное покрытие, удалось решить задачу создания системы противогидроакустической защиты ПЛ. Правда, первые походы в районы с тропическим климатом доказали необходимость усовершенствования технологии уплотнения пластин, из которых выполнен резиновый панцирь ДЭПЛ проекта 877. Уже первые экспортные ПЛ получили хорошо отработанную промышленностью технологию специальной обработки пластин, которая исключала их отрыв при погружениях лодок.

Учитывая опыт плавания ПЛ в теплых морях и океанах, промышленность внедрила в конструкцию пластины специального озонирующего слоя для снижения вредного воздействия прямых солнечных лучей. Одновременно по инициативе конструкторов бюро на всех забортных конструкциях, в том числе и торпедных аппаратах, были применены изделия в тропическом исполнении.

Нетрадиционное размещение боевых постов и комплексов позволило управлять большинством систем новой лодки в автоматическом режиме с пульта центрального поста. Это привело к сокращению личного состава до 52 человек при 3-х сменной вахте. Автоматика помогает исключить ошибки, предупреждать аварийные ситуации. Но в случае выхода ее из строя работа любой из автоматических систем может быть выполнена вручную.

Полная автономность лодки – 45 суток непрерывного пребывания в море. Для личного состава созданы комфортные условия. Экипаж обеспечен удобными каютами. Есть душевая, амбулатория, кают-кампания, кинозал, который размещается в двух смежных 6-местных каютах.

Кладовые для провизии с различной температурой охлаждения позволяют хранить длительное время и поставлять на камбуз свежие продукты в любом ассортименте.

Личный состав не оторван от мира. На борту предусмотрены видео- и фильмотека, библиотека, индивидуальное радиовещание, которым пользуется каждый член экипажа, свободный от вахты.

Лодка оснащена системой вентиляции и кондиционирования воздуха. Для борьбы с пожарами установлены системы воздушно-пенного и объемного химического пожаротушения. Состав технических средств лодки обеспечивает возможность ее эксплуатации в любых климатических условиях.

Специалисты ведущих стран мира, в том числе США, сразу оценили достоинства нашей подводной лодки. Они обратили внимание на то, что с появлением новой советской ПЛ американские субмарины потеряли преимущество в бесшумности, которым они обладали в течение многих лет.

Один из американских журналов назвал ПЛ класса «Кило» «черной дырой в океане» из-за сложности ее обнаружения средствами гидроакустики, поскольку ее «шумовой портрет» схож с естественными шумами моря. Эта оценка полностью подтвердила прогнозы проектантов и флота о высокой степени скрытности ПЛ класса «Кило».

Строительство подводных лодок 877 проекта ведется в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Комсомольске-на-Амуре по отработанной технологии, агрегатно- модульным способом, освоенным судостроительной промышленностью России. Это позволяет улучшить качество работ и повысить надежность сборки элементов лодки.

Во время передачи первой подводной лодки проекта 877ЭКМ индийскому флоту в сентябре 1986 года Министр обороны Индии отметил, что приобретение этой лодки знаменует большой технический скачок в развитии флота его страны. «Будущее страны зависит от того, насколько хорошо мы сможем использовать морские пространства», – добавил он, заметив, что эта задача очень непростая, и в ее выполнении важную роль предстоит сыграть именно подводным лодкам.

Из книги ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВСТРОЕННЫХ СИСТЕМ. Общие требования к разработке и документированию автора Госстандарт России

Из книги Правила устройства электроустановок в вопросах и ответах [Пособие для изучения и подготовки к проверке знаний] автора

12.16 Описание проекта ПО Документ «Описание проекта ПО» содержит описание архитектуры и требований нижнего уровня к ПО, которые должны удовлетворять требованиям верхнего уровня к ПО. Этот документ должен включать в себя:- детализированное описание того, как ПО

Из книги Правила устройства электроустановок в вопросах и ответах. Раздел 2. Передача электроэнергии. Пособие для изучения и подготовки к проверке знаний автора Красник Валентин Викторович

Подводная прокладка кабелей Вопрос. На каких участках прокладываются кабели при пересечении кабелями рек, каналов и т. п.?Ответ. Прокладываются преимущественно на участках с дном и берегами, мало подверженными размыванию. При прокладке кабелей через реки с неустойчивым

Из книги Чудо-оружие СССР. Тайны советского оружия [с иллюстрациями] автора Широкорад Александр Борисович

Подводная прокладка кабелей Вопрос 167. Каковы правила прокладки кабелей при пересечении рек, каналов и т. п.?Ответ. В этих случаях кабели, как правило, заглубляются в дно на глубину не менее 1 м на прибрежных и мелководных участках, а также на судоходных и сплавных путях; 2 м

Из книги Подводные лодки советского флота 1945-1991 гг. Том 1. Первое поколение АПЛ автора Апальков Юрий Валентинович

Глава 4. Летающая лодка - оружие судного дня 6 июля 1961 г. День Авиации. Тушинский аэродром. Тысячи зрителей. Из мощных динамиков разносится: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…» И вдруг над самыми трибунами со страшным грохотом проносится четверка огромных летающих

Из книги Таинственные корабли адмирала Горшкова автора Заблоцкий В П

Модернизации проекта 675 В период постройки АПЛ пр. 675 признавались, во всяком случае, советским командованием, силой, способной эффективно бороться с корабельными группировками вероятного противника. Вместе с тем, существенным их недостатком являлось отсутствие

Из книги Создаем робота-андроида своими руками автора Ловин Джон

Разработка проекта Созданию кораблей радиоразведки проекта 31 предшествовали разработки в ЦКБ-53 ряда вариантов модернизации серийных кораблей проекта 30бис, предусматривающих совершенствование их противовоздушной и противолодочной обороны. Тем не менее с каждым годом

Из книги Малая скоростная автоматизированная подводная лодка-истребитель пр. 705(705К) автора Автор неизвестен

Подводная лодка Модели игрушечных подводных лодок производятся и продаются многими компаниями. Их возможности зависят от степени сложности модели, но обычно они управляются по радио и способны погружаться и всплывать (см. рис. 13.2). Рис. 13.2. Игрушечная подводная лодка

Из книги Самолеты мира 2005 01 автора Автор неизвестен

Малая скоростная автоматизированная подводная лодка-истребитель проекта 705 (705К) Р.А.Шмаков, главный конструктор СПМБМ "Малахит"Наиболее яркой страницей в истории Специального конструкторского бюро №143 (ныне – СПМБМ "Малахит" 8* явилось создание подводных лодок (ПЛ) пр.705 и

Из книги Самолеты мира 2003 01 автора Автор неизвестен

ЗАРОЖДЕНИЕ ПРОЕКТА «СУ-27» Павел ПЛУНСКИЙК концу 1960-х годов ОКБ П.О. Сухого являлось одним из ведущих конструкторских бюро МАП, специализирующимся на самолетах тактического назначения. В коллективе успела сложиться собственная школа проектирования, а в активе КБ было

Из книги Удар под водой автора Перля Зигмунд Наумович

Летающая лодка МДР-6-2М-25Е Елена АСТАХОВАПеред началом Второй мировой войны авиация Военно-морского флота СССР получила несколько типов летающих лодок, в том числе – дальний морской разведчик (МДР). Его разработала группа инженеров, возглавляемая авиаконструктором И.В.

Из книги Боевые корабли автора Перля Зигмунд Наумович

Подводная опасность Ясный солнечный день выдался 8 июня 1855 г. на просторах Балтики. Здесь меньше ощущалась гроза Крымской войны, бушующей уже два года на Черном море. Но в этот день недалеко от Кронштадта показался флагманский корабль англо-французского флота «Мерлин».

Из книги Самоучитель Adobe Premiere 6.5 автора Кирьянова Елена

Глава седьмая Подводная защита Газо-водяной молот Тралы и тральщики - все это активные средства борьбы с угрозой подводного удара.Но ведь далеко не во всех случаях можно пользоваться тралами. У берегов противника, например, там, где минные заграждения бдительно

Из книги автора

Подводная «броня» Прежде всего это обшивка борта - тонкие листы высококачественной стали.Затем следует воздушное пространство. Здесь смесь из газов и воды свободно расширяется и теряет часть своей силы. Но все же сохранившейся силы еще будет достаточно, чтобы разрушить

Из книги автора

Из книги автора

2.1. Установки проекта Прежде чем начать работу с новым проектом, необходимо определить его установки (settings). Установки являются комбинациями свойств фильма, который вы будете монтировать в рамках проекта и, соответственно, кадр из которого будете наблюдать в окне Monitor

В 1970-е годы было принято решение пополнить ВМФ дизель-электрическими субмаринами нового поколения, которым необходимо было действовать против подводных и надводных кораблей, ставить минные заграждения, вести разведку. должны быть сравнительно небольшими, скоростными, малошумными, обладать совершенным радио, гидролокационным и электронным оборудованием. Поскольку такие собирались поставлять союзникам по Варшавскому договору, помимо обычного номера проекта – 877, ей присвоили имя собственное – «Варшавянка» . Классификация НАТО – «Kilo» .

ПЛ Б-871 «Алроса» пр.877В KILO входит на рейд г.Картахена для участия в совместных с флотами НАТО маневрах «Болд Монарх 2011». 25 мая 2011 г .

Их разработку в 1974 г. по ТТЗ утвержденному ВМФ СССР, вели конструкторы ЦКБ «Рубин», возглавляемые Ю.Н.Кормилицыным совместно с НИИ им. Крылова. Если подлодки проекта 641 традиционно были узкими и длинными, то наружный и легкий корпус «Палтуса» выполнили веретенообразным, с круглой конфигурацией носовой части как у АПЛ. Сам корпус рассчитан был таким образом, чтобы гидродинамическое сопротивление было минимальным. Несколько моделей было испытано и доведено до совершенства в опытовом бассейне и на стендах.

Конструкция подводных лодок проекта 877 «Палтус» – двухкорпусная . По форме корпус максимально адаптировали к снижению шума и сопротивления. Прочный корпус выполняется в виде цилиндра, поперечные сечения – круговые. Для изготовления прочного корпуса использовалась сталь АК-25. Корпусные концевые конструкции – сферические. Прочные водонепроницаемые переборки разделяют корпус на шесть отсеков:
1-й – носовой, служит для размещения торпедных аппаратов;
2-й – главный командный пост и аккумуляторные батареи;
3-й – двухпалубный, жилой, на верхней палубе камбуз и каюты, на нижней - аккумуляторные батареи;
4-й – дизель-генераторы;
5-й – гребные электродвигатели;
6-й – резервная силовая установка и электромоторы экономического хода.

ПЛ пр.877ЭКМ заводской номер 01325 Sindhurakshak ВМС Индии на испытаниях после ремонта с модернизацией в Северодвинске, 25.11.2012 г .

Легкому корпусу придали обтекаемую веретенообразную «альбакоровскую» форму. Специальным покрытием поглощается излучение гидроакустических систем противника. Цистерны главного балласта, другие цистерны, а также различное оборудование размещены в междубортном пространстве. Хотя из-за двухкорпусной конструкции подлодка имеет значительный подводный объем, в аварийных ситуациях это дает возможность повысить живучесть за счет обеспечения непотопляемости при больших затопленных объемах корабля. В крейсерском положении подводная лодка может находиться на плаву даже при затоплении любого отсека и двух прилегающих к нему цистерн главного балласта одного борта.

Ограждение шахт выдвижных устройств располагается примерно посередине корабля. Ходовой мостик также оборудован в нем. Все выдвижные устройства, за исключением командирского перископа, выполнены не проникающими в прочный корпус. Благодаря этому центральный пост сделали более просторным и удобным для управления судном и его боевыми системами.

Носовые горизонтальные рули также были выполнены убирающимися . Чтобы снизить вызываемые ими помехи в работе гидроакустического комплекса, они были перенесены из носовой оконечности к средней части корпуса. Также из носовой оконечности были убраны шпигаты, а все механизмы, выделяющие шум из первого отсека, убрали.

Главную энергетическую установку спроектировали по схеме полного электродвижения, то есть в надводном и в подводном положении движение обеспечивается гребным электродвигателем. В составе главной энергоустановки входят:
— главный гребной электродвигатель ПГ141 (мощность 5500 л.с.). Па подлодке Б-800 и на лодках проекта 636 установлен низкооборотистый двигатель ПГ165 той же мощности.
— 2 дизель-генератора 4ДЛ-42МХ (мощность каждого 1500 кВт, на первые две подлодки проекта 877 установили 2х4ДЛ-42М мощность каждого 1000 кВт) с системой работы дизель-генератора под водой. На модификациях 877М и 636 устанавливаются дизель-генератора 30ДГ (мощность одного 1500 кВт), которые так же работают с РДП.
— две группы свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.

Для режима экономичного хода предусмотрен специальный гребной 190-сильный электродвигатель ПГ142. Начиная с подводной лодки Б-800/проект 877В/проект 636, установлен низкооборотистый 190-сильный двигатель ПГ166.

ПЛ Б-871 «Алроса» пр.877В и разобранный водометный движитель, г.Севастополь, очередной ремонт, 12 января 2006 г .

Особенностью конструкции подводных лодок проекта 877 является наличие пары резервных 102-сильных электродвигателей ПГ-168. Данные двигатели обеспечивают лодке движение в узких местах, позволяют маневрировать во время швартовки, а также могут использоваться для хода в случае повреждения основного вала и винта.

В качестве движителя использован низкооборотный шестилопастный гребной винт фиксированного шага. На лодках Б-470 и Б-800 7-лопастный из сплава «Аврора» с саблевидными лопастями. По бортам в кормовой части корпуса расположены подруливающие водометы. Процесс погружения/всплытия подводной лодки автоматизированы.

При движении в подводном положении подлодка развивает максимальную скорость в 17 узлов, в надводном – 10 узлов. Дальность плавания под водой при скорости 7 узлов в режиме работы дизеля составляет 6000 миль, экономичным ходом при скорости 3 узла в подводном положении лодка может преодолеть 400 миль.

Начиная с подводной лодки Б-800, они оснащаются спасательным люком, который позволяет покидать затопленную субмарину с глубин до 250 метров (выполнен в кормовой части).

Энергетика – две группы свинцово-кислотных аккумуляторов по 120 элементов в каждой. На подлодках проекта 636М используются аккумуляторы, имеющие увеличенный в 2,5 раза срок службы при сохранении той же мощности.

Лодки оснастили усовершенствованной навигационной системой . На различных модификациях проекта 877 «Палтус» устанавливаются комплексы «Андога», «Апассионата-ЭКМ», «Апассионата-ЭКМ.1». Для поиска надводных целей и контроля за воздушной обстановкой служит радиолокационная станция, а также средства, обнаруживающие излучение радаров противника. Гидроакустическая аппаратура – активная и пассивная.

Сведения со всех средств наблюдения и постов поступают в многоцелевую БУИС («Лама»/«Узел», «Лама-ЭКМ»/«Узел»), перерабатываются компьютером, после чего передаются в распоряжение командира, на командный пост, который изолирован от других отсеков. Управление общекорабельными системами осуществляется с пульта управления «Палладий» или «Палладий-ЭМ» (в зависимости от модификации).

Погрузка ракеты комплекса Club-S в торпедный аппарат индийской ПЛ пр.08773. Для погрузки используется закрепленная на корпусе ПЛ платформа .

Большинство механизмов снабжается вибропоглощающими покрытиями и смонтировано на амортизаторах, другие скомпонованы на специальных платформах блоками, что в совокупности с малошумным винтом, обтекаемым корпусом, делает подлодку менее заметной, по сравнению с субмаринами других типов.

Вооружение подлодки – шесть 533-миллиметровых торпедных аппаратов размещенных в носовой оконечности . Из них два аппарата в верхнем ярусе рассчитаны на стрельбу телеуправляемыми торпедами. Управление и перезарядка (применено устройство быстрой перезарядки «Мурена»)– дистанционное с КП. Погрузка торпед осуществлялась при помощи специального погрузочного устройства. Боезапас – 18 торпед, 6 из которых находилось в торпедных аппаратах, 12 — на стеллажах. Могли использоваться торпеды 53-56Б, 53-56БА, 53-65К, СЭТ-53М, ТЭСТ-71М, СЭТ-65Э, УСЭТ-80К. Вместо торпед на борт могли приниматься 24 мины ДМ-1: 12 мин в торпедные аппараты (2 на аппарат) и столько же на стеллажи.

Для противовоздушной обороны подводные лодки проекта 877 входившие с состав советских ВМС вооружались выдвижным зенитным ракетным комплексом «Стрела-3» (в процессе модернизации устанавливались «Стрела-3М», «Игла-1» 9М313). Боезапас комплекса – 8 ракет.

В проектах 08773, 636М/06361 использовался ракетный комплекс Club-S с пуском крылатых ракет из торпедных аппаратов верхнего яруса из подводного положения. Боезапас — 4 ракеты. В проекте 06363 использован ракетный комплекс «Калибр-ПЛ» с запуском ракет из подводного положения.

Мощный минно-торпедный комплекс вооружения может решать многоцелевые задачи. Им обеспечивается выстреливание боезапаса на любых глубинах погружения и совместно с БИУС позволяет вести не только одиночную, но и залповую стрельбу по 2 целям.

В Комсомольске-на-Амуре в 1979 году на верфи начали строить головную подлодку проекта 877, в сентябре 1982 года она вступила в строй. Позднее корабли данного проекта выпускали в Ленинграде, а также на заводе «Красное Сормово». После того, как в 1981 году их засекли иностранные наблюдатели, НАТО присвоило условное обозначение «Кило».

Строительство серии для ВМФ продолжалось и после 1992 г. В процессе строительства проект постоянно совершенствовали. Так, например, подлодка Б-800 (создана по проекту 877ЛПМБ) имела саблевидный семилопастной винт, изготовленный из сплава «Аврора». Эта подлодка была первой из 877 проекта оборудованная спасательным люком и системой, которая позволяла выходить из подлодки с 250-метровой глубины. Другое оборудование в БЧ-5 выполнялось на новой элементной базе. Подлодка получила низкооборотистые главный гребной электродвигатель и ДЭХ и другие нововведения, а также дополнительное акустическое оборудование из состава гидроакустического комплекса МГК-400 (для этого даже сократили каюту СПК), новое штурманское оборудование не входящее в комплекс навигации и прочее.

Восемь последних кораблей серии были построены по несколько измененному проекту. Благодаря увеличению корпуса лодки на две шпации (2х600 мм) на них смонтировали более мощные дизельные генераторы (в 1,5 раза), с усовершенствованной амортизацией платформы, якорь Холла который убирался вовнутрь, низкооборотный главный электродвигатель. Всего заменили 30 единиц оборудования на новое более ремонтопригодное и малошумное. Ресурс оборудования увеличился в 2 раза, улучшилась ремонтопригодность кораблей.

ПЛ пр.877 с работающим под РДП дизель-генератором, Балтийское море, 10.09.2007 г .

Модификации:

Проект 877 «Палтус» (подсерия 08770) – базовый серийный вариант подводной лодки, головные – Б-248, Б-401. Кроме серии 08770, были серии 08771 или 08772 – различавшиеся между заводами-производителями.

Проект 877Э «Варшавянка» — экспортная модификация подводной лодки проекта 877 первой серии. Поставлялись в страны Варшавского договора. Отличается главным образом оборудованием и не комплектуется ЗРК.

Проект 877ЭК – подводные лодки не строились, является «экспортным коммерческим» вариантов адаптированным к тропическим условиям эксплуатации.

Проект 877ЭКМ – «экспортный коммерческий модернизированный» вариант подлодки проекта 877. Осуществлялись поставки в Алжир, Индию, Иран и Китай. Была установлена гидроакустическая система МГК-400Э. Проект адаптировали к тропическим условиям эксплуатации. В 1999 г. для индийских ВМС модернизирован и получил обозначение проект 08773. Модификация по оборудованию и системам вооружения (оснащена пусковыми установками крылатых ракет Club-S). Получила систему управления Lama-ER, новый гидроакустический комплекс МГК-400ЭМ/MGK-EM, боевую информационно-управляющую систему «Палладий-М». На модификации подводной лодки винторулевая группа и конструкция сохранены аналогичными проекту 877ЭКМ.

Проект 877ЛПМБ (Б-800 «Калуга») – оснащается 7-лопастным винтом из сплава «Аврора» имеющим саблевидные лопасти. Также был оборудован спасательный люк, который позволяет осуществлять эвакуацию с глубины до 250 м. Оборудование БЧ-5 переработали, двигатель экономичного хода и главный гребной электродвигатель были более низкооборотными. На лодке установили дополнительное штурманское оборудование.

Проект 877В – оснащается водометным движителем. По основным тактико-техническим характеристикам аналогичен проекту 877.

Проект 877М «Палтус-М» – 8 последних подлодок серии проектов 877 для отечественного военно-морского флота. Корпус удлинен на 1,2 м.

Проект 877Б — проект модернизации подводной лодки проекта 877. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы велись в 1980-е годы на базе проекта 877М. По данному проекту была заложена опытовая подлодка Б-90 «Сарган», достроенная позже по проекту 20120.

Проекты 877К/877МК – модернизированные проекты 877 и877М. после модернизации оборудования (в частности боевой информационно-управляющей системы).

Проект 636 – разработан ЦКБ «Рубин», является экспортной модификацией проекта 877М для китайских ВМС, оборудование модернизировано по типу проекта 877М, широко использованы звукопоглощающие технологии.

Проект 636М – модернизированный вариант проекта 636. Изменен состав оборудования, установлен инерциальный навигационный комплекс, перископ, имеющий лазерным дальномером, ТВ-канал и канал ночного видения. Буксируемая антенна связи КВ и СДВ диапазонов. Могут использоваться крылатые ракеты Club-S с запуском через торпедные аппараты из подводного положения. Проект 06361 – модификация подводной лодки для вьетнамских ВМС. Проект 06363 – модификация проекта с обновленным оборудованием. Вооружен ракетным комплексом «Калибр».

Проект специальной подводной лодки на базе проекта 877 – вероятно, предназначен для проведения работ по прокладке по морскому дну трубопроводов. Возможно, после оснащения может использоваться для широкого круга работ.

ПЛ Б-464 «Усть-Камчатск» пр.877 (модернизированного) в плавдоке .

Подводные лодки проекта 877 «Палтус» а также их модификации поставлялись в :
Алжир – 2 подводные лодки проекта 877ЭКМ;
Индия – 9 подводных лодок проекта 877ЭКМ (8 модернизировано 08773) + 1 построена по проекту 08773;
Иран – 3 подводные лодки 877ЭКМ;
Китай – 1 подводная лодка проекта 636М + 2 подводная лодка проекта 877ЭКМ;
Польша – 1 подводная лодка проекта 877Э;
Румыния – 1 подводная лодка проекта 877Э.

В составе российских ВМС находится 24 дизель-электрические подводные лодки проекта 877 «Палтус» и их модификаций.



Конструкции легкого корпуса ПЛ Б-261 «Новороссийск» пр.06363 на Адмиралтейских верфях. г.Санкт-Петербург, 27.11.2012 г .

Спуск на воду после ремонта ПЛ Taregh пр.877ЭКМ ВМС Ирана, 28 мая 2012 г .

Основные характеристики :

Надводное водоизмещение – 2300 т;
Подводное водоизмещение – 3040 т;
Наибольшая длина – 72,6 м;
Запас плавучести – 32 %;
Длина прочного корпуса – 51,8 м;
Наибольшая ширина – 9,9 м;
Осадка по КВЛ – 6,2 м;

Главная энергоустановка:
— количество и мощность дизелей – 2х1000 кВт, тип ДЛ42МХ (на последних 8 лодках 2х1500 кВт типа 30ДГ);
— количество и мощность ГЭД – 1х5500 л.с., тип ПГ-141 (на последних 8 лодках 1х5500 л.с. типа ПГ-165, на 877ЭКМ – 1х4050 л.с.)
— количество и мощность электродвигателей ЭХ – 1х190 л.с. (ПГ-166);
— количество и мощность резервных ГЭД – 2х102 л.с. (ПГ-168);
— движители – малошумный ВФШ;
— запас топлива – 172 т;
— число групп аккумуляторных батарей, число элементов – 2х120;

Надводная скорость хода – 10 узлов;
Подводная скорость хода – 17…19 узлов;
Экономическая подводная скорость хода – 3 узла;
Дальность подводного хода (скорость 7 узлов, под РДП) — 7500 миль;
Дальность подводного хода (скорость 3 узла) – 400 миль;
Глубина погружения рабочая — 240 м;
Глубина погружения перископная – 17,5 м;
Глубина погружения предельная — 350 м;
Автономность – 45 суток;
Экипаж – 57 человек;

Вооружение:
— ракетный комплекс (проект 08773) — Ciub-S;
— носовые торпедные аппараты – 6 шт.;
— калибр — 533-мм
— количество торпед — 18 (СЭТ-65Э, 53-65К, ТЭСТ-71М, УСЭТ-80К);
— количество и тип мин (вместо торпед) – 24 шт., ДМ-1;
— ПЗРК — «Стрела-ЗМ»/«Игла-1»;
Радиолокационная станция госопознавания – «Нихром-М».

21 января 1954 года произошло по-настоящему знаменательное событие: в США с верфи Гротона была спущена первая в мире атомная подводная лодка «Наутилус». Началась новая эпоха развития подводного флота. Субмарины получили силовую установку, которая позволяла им месяцами не показываться на поверхности, развивать под водой немыслимую скорость и погружаться на недостижимые глубины. Казалось, что век дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) завершился.

Дизельные подводные лодки используются и сегодня, более того, во многих странах идет активная разработка подобных кораблей.

Дело в том, что атомные подлодки имеют свои существенные недостатки. Во-первых, такие субмарины более шумные. Работающий атомный реактор невозможно полностью заглушить, он издает непрерывный шум. Во-вторых, для его охлаждения используется забортная вода, которая после этого становится в незначительной степени радиоактивной, но это позволяет позволяет выследить корабль. Кроме того, атомоходы обычно имеют значительные размеры, что значительно ограничивает возможность их использования на мелководье. Кроме того, подобные АПЛ очень дорого стоят, и производить их могут лишь несколько стран в мире.

Основным неатомным подводным кораблем российского флота является подлодка типа «Варшавянка» - это название, которое объединяет корабли сразу двух проектов: 877 и 636, а также их многочисленные модификации, созданные в разные годы.

История создания «Варшавянки»

В конце 60-х годов командование ВМФ СССР инициировало создание дизельной подводной лодки нового поколения с пониженным уровнем шумности и мощным вооружением. Основными задачами новой подлодки должны были стать противодействие надводным и подводным кораблям неприятеля, разведка, защита собственных военно-морских баз и коммуникаций.

Конструкторам было дано задание создать такую ДЭПЛ, которая бы превосходила любой аналогичный корабль вероятного противника в дуэльном противостоянии. Добиться этого следовало за счет снижения шумности, увеличения дальности обнаружения противника, более мощного вооружения.

Примерно в это же время необычный подводный корабль появился у вероятного противника – в США на воду спустили атомную ПЛ «Альбакор». Эта лодка имела обтекаемую форму корпуса, очень напоминавшую кита. Советские конструкторы при проектировании новой субмарины решили повторить ее.

В 1974 году появилось техническое задание на разработку нового корабля, работы проводились в ЦКБ «Рубин» под руководством Кормилицына. Подводную лодку разрабатывали не только для ВМФ СССР, ею планировали вооружить все военные флоты стран-участниц Варшавского договора. Именно поэтому подлодки проектов 877 и 636 получили название «Варшавянка».

По сравнению с кораблями проекта 641, новая подлодка должна была развивать более высокую подводную скорость, быть более мореходной, иметь хороший модернизационный ресурс. Военные требовали, чтобы «Варшавянка» была более автоматизированной, с меньшим количеством экипажа и лучшими условиями его обитания.

Все советские ДЭПЛ, сконструированные ранее, были узкими и длинными, а новые подлодки получили легкий корпус веретенообразной формы, с соотношением длины к ширине 7,3. Форма корпуса была тщательно просчитана и многократно испытана на стендах, поэтому лодки проектов 877 и 636 имеют минимальное гидродинамическое сопротивление.

Головная ПЛ проекта 877 была заложена в 1979 году, в строй лодка вступила в 1982 году.

Несколько слов следует сказать об обозначениях. Для военно-морских сил Советского Союза строились лодки проекта 877, а на экспорт изготавливали корабли сразу двух проектов: 877Э и 636. Подлодки обоих проектов имеют название «Варшавянка», а сам проект 877 носит имя «Палтус».

Корабли проекта 636 – это одна из последних и самых совершенных модификаций «Варшавянки», их строительство началось в середине 90-х годов. Подводные лодки проектов 877 и 636 строились на верфях Комсомольска-на-Амуре, Нижнего Новгорода и Петербурга.

ПЛ проекта 636 имеет более совершенные характеристики по сравнению с ранними версиями. Она имеет лучшее сочетание бесшумности и дальности обнаружения надводных и подводных целей, более совершенную автоматизированную управляющую систему, навигационное оборудование, более мощное и современное вооружение.

В настоящее время ПЛ «Варшавянка» стоят на вооружении не только военно-морских сил России, но и ВМФ Китая, Индии, Алжира, Румынии и Польши.

Для ВМФ СССР построили 24 субмарины, 15 из которых были списаны еще до начала этого столетия. В 2010 году был заложен первый корабль усовершенствованной серии 636.6. На сегодняшний день четыре субмарины уже спущены на воду и приняты флотом. Планируется построить еще восемь подобных кораблей.

Стоимость одной ПЛ «Варшавянка» проекта 636 составляет примерно 300 млн долларов (на 2009 год).

Устройство ПЛ проектов 636 и 877 «Варшавянка»

Корпус подводных лодок проектов 877 и 636 имеет веретенообразную форму с минимальным количеством забортных отверстий. Такая форма увеличивает скорость подводного хода ПЛ и снижает ее шумность, но ухудшает мореходные качества в надводном положении. Покрытие корпуса уменьшает отражение гидроакустических систем кораблей противника. Между легким и прочным корпусом находятся цистерны главного балласта.

Носовые горизонтальные рули – убирающиеся.

Конструкция лодки двухкорпусная, она состоит из легкого и прочного корпуса. В передней верхней части корабля находятся торпедные аппараты, а в нижней – антенна гидроакустического комплекса.

Ограждение выдвижных устройств расположено над вторым отсеком и выполняет обычные функции: служит ходовым мостиком, защищает перископы, антенны и другие подъемные устройства.

Прочный корпус имеет шесть отсеков.

Первый отсек имеет три палубы: на верхней расположены торпедные аппараты, на второй – жилые помещения, а на нижней палубе – аккумуляторы.

Второй отсек также вмещает три палубы. На верхней находится центральный пост лодки, под ним размещена штурманская рубка и радиорубка.

Третий отсек состоит из двух жилых палуб и одной с аккумуляторными батареями.

В четвертом отсеке находится дизельный двигатель, а в пятом – электромоторы.

В шестом отсеке расположены электромоторы экономного хода и приводы рулей.

Движение и в подводном, и в надводном положении обеспечивается электродвигателем — ПЛ «Варшавянка» имеет схему полного электродвижения. Главная энергетическая установка состоит из главного электродвигателя (5500 л. с.) и двух дизель-генераторов 4ДЛ-42МХ по 1500 л. с. (на первых лодках проекта 877 – по 1 тыс. л. с.). Дизеля обеспечены системой работы под водой, ПЛ оборудована двумя группами свинцово-кислотных аккумуляторов.

Экономичный ход обеспечивает специальный электродвигатель мощностью 190 л. с. Есть еще два резервных электродвигателя, которые используются при маневрировании.

«Варшавянка» (проект 877) развивает под водой скорость 17 узлов, а в надводном положении – 10.

Более совершенная «Варшавянка» проекта 636 имеет подводный ход в 20 узлов и разгоняется до 17 узлов в надводном положении.

Механизмы ПЛ снабжены специальными покрытиями, которые поглощают вибрацию, они установлены на амортизаторах. Это в сочетании с малошумным гребным винтом и продуманной формой корпуса делает лодку малозаметной.

Нужно сказать, что у создателей корабля получилось добиться очень низкого уровня шумности: прозвище «Черная дыра», которое дали «Варшавянке» потенциальные противники, — яркое тому подтверждение.

«Варшавянка» имеет автономность 45 суток. На последних модификациях лодки в кормовой части корпуса расположен спасательный люк, который обеспечивает эвакуацию экипажа с глубины 250 метров.

Экипаж корабля составляет 57 человек, из которых 12 офицеров.

Боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Мурена» позволяет отслеживать цели и вести эффективный огонь на всех диапазонах глубин. Лодка может сопровождать одновременно пять целей и вести одиночный или залповый огонь по двум целям.

На субмарине установлена навигационная система «Андога», которая прокладывает курс и выдает координаты корабля на пульт управления. Имеются также пассивная и активная РЛС, они могут работать в перископном и надводном положениях.

Технические характеристики «Варшавянки»

Ниже указаны ТТХ подводной лодки «Варшавянка» проекта 877.

Водоизмещение, т:
надводное 2300
подводное 3040
Скорость хода, узл.:
надводная 10
подводная 17
Дальность плавания (при скорости хода, узл.), миль:
в подводном положении 400 (3)
в режиме РДП 6000 (7)
Глубина погружения, м:
предельная 350
рабочая 240
Длина, м 72,6
Длина прочного корпуса, м 51,8
Ширина, м 9,9
Осадка средняя, м 6,2
Вооружение
Торпедные аппараты, шт 6
Боезапас, торпеды/мины 18/24
Боезапас ЗРК, ракет 8
Вооружение
Торпедные аппараты, шт 6
Боезапас, торпеды/мины 18/24
Боезапас ЗРК, ракет 8

Видео о подводной лодке

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!