Традиции Адыгов. Адыгейцы Территория проживания Адыгейцы (самоназвание адыгэ) народ в России и за рубежом, коренное население Адыгеи и Краснодарского края, в том числе

Адыгейский народ относится адыгским народностям. Изначально адыгейские племена имели множество других названий: зихи, каски, касоги, черкесы, керкеты и меоты. Также исторические данные указывают на другие этнонимы адыгского народа - дандрии, синды, досхи, агры и другие. Адыгейский знак "оседлец", подтверждает принадлежность народа к казачьему обществу.

Именно поэтому некоторые называют адыгов касоги или хазары, как производное от слова "коса". Сегодня многие адыгейцы, живущие на Кавказе сохраняют старинные обычаи и отращивают длинные косы.

Культура и быт Адыгейского народа

В древние времена адыги жили большими семейными поселениями, в которых насчитывалось более 100 жителей. Вместе с тем можно было встретить совсем маленькие семейные общности из 10 человек. Испокон веков главой семьи был отец, а в момент его отсутствия все обязанности переходили к старшему сыну. Женщины никогда не решали важных вопросов и даже не имели права сесть за один стол с представителями сильного пола для того, чтобы попробовать приготовленную пищу. В тот момент пока мужчины охотились, воевали, торговали, женщины убирали в доме, занимались воспитанием детей, готовили еду. Молодые девушки с раннего возраста были обучены рукоделию, домоводству и прочим женским обязанностям. Мальчиков с ранних лет обучали военному делу.

Жилища адыгов строились из древесных ветвей. В таких постройках не использовался фундамент до того, что бы дом можно было быстро построить и так же быстро собрать - в военные времена это было просто необходимо. На полу в своих домах адыги разводили очаг, который давал им тепло и пищу. Если в дом приходили гости, для них выделялась специальная комната - кунацка, а в обеспеченных общинах для гостей воздвигались целые дома.

Национальная одежда адыгов была очень красочна и живописна. Женщины носили платья в пол и платья-шаровары. На талии провязывался красивый пояс, а само платье украшалось различной вышивкой. Такой силуэт и фасон платья подчеркивал красоту каждой женщины.

А вот мужской костюм был еще более ярким. Мужчины носили бешмет, черкеску - длинный кафтан без рукавов и с вырезом на груди, - башлык, бурку и папаху. На черкесе были пришиты гнезда для патронов. Обеспеченные и властных адыги носили белые черкесы, а простые мужчины - черные.

Национальным и самым любимым блюдом адыгов была баранина, а хлеба в домах практически не было. Люди питались продуктами собственного производства - сыром, маслом, молоком и фруктами.

Адыгейский народ славился своим мастерством вышивки. Они великолепно украшали одежды золотыми нитями. Многие делали прекрасные бокалы из бычьев рогов, украшая их серебром и золотом. Военное дело отразилось на мастерстве создания седел для лошадей, они были очень прочны и легки. Также адыгский народ является мастером изготовления керамической посуды - чашек, кувшинов и тарелок.

Традиции и обычаи Адыгейского народа

Традиции адыгов связаны с их образом жизни и самому отношению к ней. Невозможно не сказать об свадебных обычаях этого народа. Свадьбы играли исключительно по сословному равенству. Молодой князь не мог взять в жены простую девушку - только княгиню.

Как правило, жена была одна, но в некоторых семьях многоженство было разрешено. Как по женской, так и по мужской линии существовало одно правило - первым должен связать себя узами брака старший. Невесту жениху искал его друг, после чего, семья жениха платила калым семье невесты. Чаще всего в качестве калыма использовались лошади, овцы и другие животные. Если адыг заключил брак, то этот брак должен быть вечен. Воровство невесты, а точнее умыкание, было довольно распространено у адыгов. Этот обычай проходил довольно в шутливой форме, и вся семья знала о предстоящем похищении.

Еще одним интересным адыгейским обычаем является аталычество. По этому обычаю родители могли отдать своего несовершеннолетнего ребенка на воспитание в другую семью, и вернуться в родной дом он мог только достигнув совершеннолетия. Главная цель такого обычая не воспитание, а дружеский союз между семьями.

Черкесы
- народ в Российской Федерации,
проживающий в Карачаево-Черкесии, а также в
Краснодарском и Ставропольском краях, Адыгее,
Кабардино-Балкарии и других регионах.
Численность составляет около 73,2 тыс.

Одежда

Традиционный мужской
костюм -черкеска
однобортный кафтан с
открытой грудью, длиной
чуть ниже колен, с
широкими рукавами.
Молодые мужчины в
возрасте воина носили
черкески с короткими
рукавами - что бы не
стесняли движений в
бою.

Черкеска строго различалась у мужчин по
сословной принадлежности цветом:
белого цвета у князей;
красного у дворян;
серый, коричневый и чёрный у крестьян;
(синий, зелёный и другие цвета как правило
не использовали).

Бешмет по покрою напоминал черкеску но
был с закрытой грудью и стоячим воротником,
узкими рукавами, длина его была чуть выше
колена, шился как правило из светлого и
более тонкого материала, часто бешмет был
стеганый на ватной или шерстяной основе.

Штаны
с широким шагом к низу сужались.
Папаха шилась из овчины, белого, чёрного или
бурого цвета, высота варьировалась.

Башлык
шили из тонкого домашнего сукна или
покупного материала, украшался басонными
изделиями, редко вышивкой, чаще белого цвета
но бытовали и тёмных оттенков.

Бурка - длинный, войлочный плащ, черного,
редко белого цвета. Наборный пояс. Пряжка
его использовалась как кресало для высечения
огня.

Обувь - чувяки шились из сафьяна красного цвета,
как правило бытовали у высшего сословия,
крестьяне носили чувяки из сыромятной кожи или из
войлока. Ноговицы - из тонкой кожи или сафьяна,
украшенные галунами с подвязками под коленом с
серебряными пряжками.

Обязательными предметами мужского костюма были
кинжал и шашка. Кинжал - рукоять и ножны богато
украшались серебром, как правило, черненым - что
бы не демаскировать владельца, как и рукоять
шашки, но ножны шашки украшались галуном и
вышивкой золотом (этой работой занимались
молодые девушки горцев). Сейчас только некоторые
имеют полный комплект национального костюма и
появляются в нём по праздникам.

Женская
одежда была весьма разнообразна и
богата украшена. Как и мужская одежда она
различалась в сословных вариациях. В костюм
женщины входило платье, кафтан, рубаха,
штаны, многообразие головных уборов и обуви.

Язык

Черкесы
КЧР говорят на кабардиночеркесском языке абхазо-адыгской семьи
языков.

Пища

В
летнее время года в пищу употребляются
в основном молочные продукты и овощные
блюда, зимой и весной преобладают
мучные и мясные блюда. Наиболее
популярен слоёный хлеб из пресного
теста, который употребляют с калмыцким
чаем (зелёным с солью и сливками).
Выпекают также дрожжевой хлеб. Широко
употребляются кукурузная мука и крупа.

Национальное блюдо

блюдо, либжа- курица
или индюшка с соусом, заправленным
толчёным чесноком и красным перцем.
Национальное

Мясо
водоплавающих птиц употребляют
только жареным. Баранину и говядину
подают к столу варёными, обычно с
приправой из кислого молока с толчёным
чесноком и солью (бжыныху шыпс).

После варёного мяса обязательно подают
бульон, после жареного - кислое молоко. Из
просяной и кукурузной муки с мёдом к свадьбе и
по большим праздникам готовят бэхъсымэ
(национальный слабоалкогольный напиток).

праздникам делают халву (из
поджаренной пшённой или пшеничной
муки в сиропе), пекут пирожки и пироги).
По

Основные занятия

отгонное
скотоводство (овцы, козы,
лошади, крупный рогатый скот);
садоводство;
виноградарство;
особое место занимало разведение
лошадей.

Черкесы
были объединены в независимые
сельские общины, имевшие органы
самоуправления. Их члены были связаны
круговой порукой, пользовались общими
земельными и пастбищными угодьями, правом
голоса на народных собраниях.

Сохранялись патрилинейные родственные группы
(члены которых иногда образовывали особые
кварталы в селениях), обычаи кровной мести,
гостеприимство, куначество. Брак был строго
экзогамным. Брачные запреты распространялись на
всех родственников по обеим линиям, на потомков
людей, находившихся в молочном родстве. Бытовали
левират и сорорат, аталычество. Браки заключались
через уплату калыма.

Жилище

имело плетёные стены на столбовом каркасе,
обмазанные глиной, двух- или четырёхскатную крышу
из плетня, покрытую соломой, глинобитный пол.
Состояло из одной или нескольких комнат (по числу в
семье супружеских пар), примыкающих в ряд друг к
другу, двери каждой комнаты выходили во двор.

Кунацкой
служила одна из комнат или отдельная
постройка. У стены между дверью и окном
устраивали открытый очаг с плетёным дымарём,
внутри которого устанавливали перекладину для
подвешивания котла. Хозяйственные постройки
также делались из плетня, часто имели круглую
или овальную форму. Современные черкесы
возводят квадратные многокомнатные дома.

Культура и религия

В
древней культуре адыгов (черкесов)
центральное место занимает моральноэтический и философский кодекс «Адыгэ
Хабзэ», сформировавшийся под
воздействием древней религиозной системы
черкесов и доведенный до совершенства
многовековой историей народа.В фольклоре
центральное место занимает нартский эпос,
положительные герои которого служат
образцом соблюдения кодекса «Адыгэ Хабзэ».

Развито
искусство сказителей и исполнителей
песен. Распространены песни-плачи,
трудовые и шуточные песни. Традиционные
музыкальные инструменты - скрипка,
свирель, трещотка, различные бубны, на
которых играли руками и палочками. В конце
XVIII века получила распространение
гармоника.

Черкесы в ссср

В 1921 на Северном Кавказе
образована Горская
Автономная Советская
Социалистическая
Республика в составе РСФСР.
В январе 1922 образована
Карачаево-Черкесская
автономная область в
составе РСФСР. 26 апреля
1926 Карачаево-Черкесская
АО поделена на
Карачаевскую АО и
Черкесский национальный
округ.

1 слайд

2 слайд

Флаг Флаг Республики Адыгея является государственным символом Республики Адыгея. Принят Парламентом Республики Адыгея 24 марта 1992 года. Флаг Республики Адыгея представляет собой прямоугольное полотнище зелёного цвета, на котором изображены двенадцать золотых звёзд и три золотых перекрещивающиеся стрелы, направленные наконечниками вверх. Отношение ширины флага к его длине 1:2.

3 слайд

Гимн Гимн Республики Адыгея - один из символов государственности Адыгеи. Гимн был утвержден постановлением Верховного Совета Адыгеи 25 марта 1992 года. Это стало одним из первых решений первого после распада СССР созыва парламента республики.

4 слайд

История Важнейшим этапом в истории адыгов, как и всех кавказских народов явилась русско-кавказская война. В ходе военной кампании по установлению контроля над Северным Кавказом, Россия к 1829 году оттеснила Османскую империю и с 1830-х гг. стала закрепляться на Черноморском побережье. После окончания Кавказской войны в 1864 большая часть Северо-Западного Кавказа перешла под контроль России.Итоги войны оказались трагическими для адыгцев, как и всех кавказцев. Это огромное количество погибших, беженцев и депортированных. Масса адыгов стала мухаджирами (переселенцами). Потомки мухаджиров до сего времени живут в Турции, странах Ближнего Востока и Западной Европы. После окончания Кавказской войны на территории Северо-Западного Кавказа до 1867 г. действовал военно-оккупационный режим. Адыгское население целиком было отдано в ведение военных властей. С 1 января 1867 г. ликвидируются военно-народные округа и адыгское население входит в состав общего населения вновь образованных уездов – Майкопского, Екатеринодарского, Баталпашинского. В июле 1922 г. была образована Черкесская (Адыгейская) автономная область, с центром в Краснодаре.В 1936 г. постановлением ВЦИК столица Адыгеи была переведена из города Краснодар в город Майкоп. 5 октября 1991 г. – была провозглашена Республика Адыгея.

5 слайд

Адыгейская национальная одежда Костюм адыга состоит из бешмета или архалука, черкески, пуговиц, чевяк, бурки и папахи, обшитой галуном, с башлыком, напоминающим фригийскую шапку. Оружие - шашка, ружье, кинжал и пистолеты; на черкеске по обеим сторонам кожаные гнезда для ружейных патронов, на поясе - жирницы, отвертка и сумочка с принадлежностями для чистки оружия. Примечательно, что в ранние эпохи роль мужской одежды была более универсальной, она зачастую совмещала экипировку воина. Такой универсальной формой одежды являлась знаменитая черкеска (цые). Этим же требованиям отвечали и легкая обувь, и бурка, и башлык-незаменимые спутники адыга-воина в походах. Бурка, например, не только защищала от дождя, снега и ветра, она служила и готовым шалашом. Женская одежда богато украшалась орнаментами, золотым и серебряным шитьем, басонными изделиями - позументами, тесьмой, галунами и серебряными изделиями. Будничные верхние платья были более скромными и простыми по убранству и покрою. Четырех - шестиклинная юбка гладкая или в складочку, смотря по качеству материала, пришивалась к кофточке, которая шилась по фигуре, рукава делались длинные и прямые с узким обшлагом. Подол и обшлаг обшивались узким узорным шнуром. Более богатые женщины обшлага рукавов и подол платья украшали еще золотым шитьем и позументами. Девушки до замужества носили особый корсет, сжимавший грудь.

6 слайд

7 слайд

Кухня На протяжении многовековой истории адыги, как и другие народы, выработали своеобразный и довольно богатый ассортимент национальных блюд. С древнейших времен они занимались скотоводством, птицеводством и земледелием. Это, естественно, оказывало влияние на подбор и особенности народных блюд, среди которых главное место заняли блюда из баранины, говядины и птицы, а также молочные и растительные. Издавна адыги любили крупяные и мучные приготовления. Они охотно выращивали яблоки, груши, сливы, вишни, жерделу, персики, виноград, орехи и т.д. Употребляя фрукты как в свежем, так и в сушеном виде, придавали многим из них целебное значение.

Групповой детский творческий проект

«Обычаи и традиции адыгов».

Проект разработала: воспитатель Хапачева Саида Махмудовна

Вид проекта: творческий, детский с участием воспитателей, воспитанников детского сада, родителей воспитанников, музыкальных руководителей.

Тема проекта: «Обычаи и традиции адыгов". Актуальность темы:

"Что покажешь ребёнку-то его дорога"- так издавна говорят адыги. И действительно, мудрость народная не требует комментариев. Прекрасно, когда ребёнок воспитывается в первую очередь, в духе своих национальных традиций, обычаев. Ибо без знания своей истории, языка, искусства невозможно в полной мере понять и изучить культуру другого народа.

Наш педагогический коллектив работает по воспитанию и обучению детей на традициях всех народов проживающих на территории республики Адыгея, приобщая дошкольников к народному творчеству, национальной культуре, обычаям, традициям.

Дидактический смысл творческой деятельности заключается в том, что она помогает связывать обучение с жизнью, формирует творческие навыки, развивает познавательную активность, самостоятельность.

Цель проекта:

Приобщение детей к культурному наследию, духовным ценностям народов.

Задачи проекта:

    Формировать у подрастающего поколения чувства
    национальной гордости за родной язык и культуру.


    любознательность, стремление к самостоятельному познанию
    и размышлению.

    Приобщение детей другой национальности к адыгской
    культуре, традициям.

Интеграция образовательных областей: Познание. Художественное творчество. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Музыка. Социализация.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети старших и подготовительных групп, воспитатели, родители.

План реализации проекта:

    Проведение консультации для родителей по организации,
    подготовке и проведению проекта.


Ожидаемый результат:

1. Создание единого инновационного пространства, объединяющего педагогический коллектив дошкольного учреждения.

2.Расширение знаний детей об истории, традициях и культуре народов.

3. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.

Продукты проекта:

Фотоматериалы,

Видеоматериалы,

Сценарий проведения праздника «Обычаи и традиции адыгов»,

Проектная папка,

Выставка детских работ,

Создание мини-музея предметов быта и музыкальных инструментов,

Сюжет на телевидении.

Сценарий

Праздника посвященного обычаям и традициям адыгского народа.

Задачи: знакомство с адыгейскими народными играми, песнями, танцами, с поэзией адыгских писателей и поэтов.

(Звучит музыка, ведущий в танце заходит в зал)

Ведущий : О куп!!! Непэ тизэхахьэ къек1ол1агъэхэм зэк1эми салам фабэ шъосэхы. Тизэхахьэ зыфэгъэхьыгъэр адыгэ шэн-хабзэхэм язэхэтык1э сабыйхэр нэ1уасэ фэтш1ынэу ары.

Добрый день друзья! Мы рады приветствовать вас сегодня на нашем празднике весны! Ребята, вы знаете, что наша республика многонациональная и в ней проживает много разных народов.

Ведущий : Скажите, а вы знаете как называется наша республика?

Дети : Да, Республика Адыгея.

Ведущий : Правильно. А вы знаете, какие народы проживают в нашей республике?

Дети : Адыги, русские, армяне, греки.

Ведущий : Молодцы, ребята. Каждый из этих народов чтит свой язык, традиции, свою историю. Так вот сегодня, мы хотим пригласить вас в мир адыгской культуры и показать вам всю красоту, величие и традиции адыгского народа.

Наш праздник открывают ребята старшей группы, которые подготовили для вас очень красивый и необычный танец.

(Танец детей "Зэфак")

Ведущий : Наш праздник продолжается, и сейчас мы послушаем стихи наших адыгских поэтов.

(Чтение стихов детьми)

"Адыгский стол" написал Руслан Нехай, читает Качура Степан

"Моя Адыгея" написал Джафар Чуяко, читают Лунин Матвей и Руденко Арина

"Адагабзэр сян" написал Исхак Машбаш, читают Кушу Амина, Бижева Самира и Хапачева Расита.

Ведущий : Ребята на нашем празднике присутствуют бабушки, а чем они занимаются, мы сейчас узнаем, давайте послушаем, о чём они тут говорят.

1- я бабушка : Сегодня праздник, весна на улице, настроение у всех хорошее, в гости приехали наши внуки, вот как их много, мэшэллахь! А мы тут сидим и грустим, давайте я вам шалям пожарю, а пока щалям жарится, давайте споём нашим детям красивую песню.

(Бабушки исполняют адыгейскую народную песню "Адэ сыда джы къэхъугъэр ей").

Ведущий : Очень красивую песню спели нам наши бабушки. Вам понравилась песня, ребята?

Дети : Да, понравилась.

Ведущий : Пока бабушки пели, одна из них связала необычную игрушку и хочет с вами поиграть.

2- я бабушка : Игра называется "Хэт нахь псынкГ?"("Кто быстрее?") В этой игре будут участвовать девочки.

(Проводится игра с девочками.)


2- я бабушка : А следующая игра для наших мальчиков. Узнаем кто самый сильный и ловкий из них. Игра называется "Хэт нахь лъэш?"("Кто сильнее?")

(Проводится игра с мальчиками.)

Ведущий : Вот какие интересные игры знают наши бабушки, понравилось вам?

Дети : Даааа, понравилось.

(Пока дети играют в народные игры, в зал заносится детская колыбелька (кушъэ)).

Ведущий: Дети, послушайте... по-моему, я слышу плач младенца.

Д-я бабушка: (Заходит в центр зала с младенцем на руках) Ребята, посмотрите, у нас родился малыш. Сегодня мы будем проводить обряд первого купания ребёнка.

(Проводится обряд купания ребёнка, который сопровождается словами ведущего.)

Ведущий : После рождения ребёнка, обряд первого купания проводила "мамыку", что в переводе означает: "добрая женщина". Как же это проводилось в старину: брали медный таз, наливали туда холодную воду, добавляли золу и бросали в эту воду золотые украшения. Что же означали эти атрибуты?

В холодной воде с золой закалялся ребёнок. Золото предвещало долгую и счастливую жизнь, этому ребёнку.

Обряд купания сопровождался такими нареканиями: Ручки растите, Ножки ходите, Своё тело носите, Язык говори, свою голову корми!

Затем ребёнка заворачивали в мягкую пелёнку, тщательно вытирали, следом надевали на него " мышиное платье" - "цыгъо джан", которое не подшивалось, чтобы жизнь у ребёнка не стала короткой. А воду, в которой искупали ребёнка, выливали в малодоступное чистое место. На этом заканчивался обряд купания малыша.

Ведущий : Приблизительно через 2 недели после рождения ребёнка проводился обряд укладывания ребёнка в колыбель.

(3-я бабушка совершает обряд укладывания, сопровождающийся словами ведущего.)

Ведущий : Этот обряд совершался приблизительно через 2 недели после рождения. Здесь важно отметить из чего делали колыбель. Её изготовляли из боярышника. Поскольку боярышник считался самым крепким и счастливым деревом.

В начале, в колыбельку сажали кошку, чтобы ребёнку сладко спалось. Клали туда яйцо, что предвещало младенцу долгую жизнь.

Желая уберечь ребёнка от "дурного сглаза", адыги соблюдали ряд обычаев: Около колыбели ставили чашку с освящённой молитвой водой и туда клали яйцо, полагая, что при появлении злого духа, яйцо треснет. Поэтому каждый приходящий должен был помочить водой руку и протереть лобик ребёнку.

Как правило, обряд "кушъэхапхэ" сопровождался колыбельной песней или колыбельным напевом. Под лёгкое покачивание колыбели ребёнок постепенно засыпал.

Ведущий : Чтобы наш ребёнок крепко спал, давайте мы споём ему песню "Славься адыгский язык"

(Дети исполняют песню.)

Ведущий :

Ведущ ий:

Ведущий : Издавна адыги отмечали приход весны. В этот день украшали священное дерево. Повязывали разноцветные ленточки на дерево и загадывали желание, чтобы год был богатым, урожайным.

Ребята, давайте, и мы с вами повяжем ленточки на дерево и загадаем желание.

Дети украшают священное дерево. Звучит народная музыка "Удж"

Ведущ ий: Вот и загадали мы свои желания. А сейчас я приглашаю всех на танец дружбы "Удж хъурай"

Дети, воспитатели, гости танцуют. Заходит 1-я бабушка с подносом.

1- я бабушка : Ребята пока вы танцевали и веселились готов и наш щалям. Угощайтесь. (Раздача угощения)

Ведущий : Наш праздник подошёл к концу. До свидания

Рецензия

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством народной педагогики, эмоциональной отзывчивости.

Творческий краткосрочный проект «Обычаи и традиции адыгов», руководителем, которого была старший воспитатель МБДОУ №16 Качура О.А., разрабатывался и осуществлялся с целью приобщение детей к культурному наследию, духовным ценностям народов.

В процессе работы над проектом решались следующе задачи:

    Формировать у подрастающего поколения чувства национальной
    гордости за родной язык и культуру.

    Углублять знаний об истории, традициях и культуре народов.

    Развивать у детей творческую познавательную активность,
    любознательность, стремление к самостоятельному познанию и
    размышлению.

    Знакомство с адыгейскими народными играми.

    Приобщение детей другой национальности к адыгской культуре,
    традициям.

Одним из перспективных методов, способствующих приобщению дошкольников к народной педагогике, является метод проектирования, позволяющий растить детей общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграции, творческая организация (креативность), вариативность использования материала - вот те ключи к успеху в воспитании и обучении детей.

Использовался следующий план реализации проекта:

Создание ситуации для мотивации начала проекта.

^ Проведение консультации для родителей по организации, подготовке и проведению проекта.

Проведение беседы с детьми по предстоящей работе.

В ходе работы над проектом у детей расширились знания об истории, традициях и культуре народов. Они стали более активны, самостоятельны в творческой деятельности. Сформировались творческие навыки, расширилась познавательную активность.

Полученные знания отражены в продуктах проекта:

    фотоматериалы,

    видеоматериалы,

    выставка детских работ,

создание мини-музея предметов быта и музыкальных инструментов,
^ сюжет на телевидении.

Таким образом, проект «Обычаи и традиции адыгов» можно считать результативным:

расширились знания детей;

создалось единое инновационное пространство, объединяющее
педагогический коллектив дошкольного учреждения;

У активизировалась работа с родителями.

Данная работа имеет большую практическую значимость, может использоваться в работе с детьми в различных направлениях: социально-личностное развитие, познавательно-речевое, художественно-эстетическое.

Педагогическая ценность данного проекта состоит в том, что имеется возможность осуществления его силам каждого ребенка.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!