Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь ставропигиальный мужской монастырь. Заиконоспасский монастырь: расписание богослужений, фото, отзывы Спас на «Священной улице»

Заиконоспасский монастырь (адрес: ул. Никольская, 7/9) расположился в городе Москве. Эта обитель имеет особый статус, именно она получила титул патриаршего подворья. Возраст монастыря достаточно уважительный, ведь ему около 4 веков. Удивительно, но монахам удалось сохранить все постройки еще с начала прошлого века. Именно поэтому общий ансамбль монастыря считается не только историческим памятником, но и архитектурным. Ведь архитектура действительно уникальна и особенна. Впрочем, этим славятся и другие монастыри Москвы.

Ранняя история Заиконоспасского монастыря

При своем основании, как ни удивительно, монастырь носил другое имя, а именно - Всемилостивейшего Спаса. Основана обитель была Борисом Годуновым. Учеными был исследован возраст обители, и первое упоминание имеет дату - 1635 год. Но сами монахи утверждают, что начало монастырю было положено в 1600 году. История переименования монастыря немного странная, но некоторые утверждают, что монастырь располагался за торговыми рядами, где продавали церковную утварь. Исходя из этого, обитель получила название Заиконоспасский монастырь.

Первые годы своего существования монастырь не имел особого авторитета. Многие о нем и вовсе не знали. Но уже со временем его благодать все больше распространялась на людей, поэтому сюда начало приходить все больше и больше прихожан. А уже вскоре Заиконоспасский монастырь в Москве стал символическим центром православия.

Колыбель русского образования

В XVII столетии Симеоном Полоцким была основана школы при монастыре, называлась она школой подьячих приказа Тайных дел. А уже со временем, а именно в 1687 году, здесь было положено начало академии славяно-греко-латинской. Именно это заведение являлось первым учебным центром высокого уровня на территории Великороссии. Именно благодаря этой академии мир увидел неисчислимое количество исключительно талантливых людей. Например, выпускниками академии являются ученый В. Ломоносов, поэт В. Тредиаковский, основатель русского театра Ф. Волков и многие другие, этот список можно продолжать довольно долго.

После открытия еще одного высшего заведения в городе, а именно Московского университета, было принято решение, что академия должна сузить свой профиль, и теперь здесь преподавалось исключительно богословское учение. В стенах заведения подготавливались люди, которые впоследствии должны были получать духовное звание. В начале XIX века академия была перенесена в стены Троице-Сергиевой лавры, и уже носила название Московской духовной академии. А вот на базе монастыря было открыто замечательное духовное училище.

Архитектура

Если брать во внимание сведения из документов 20-50-х гг. XVII в., на территории современного монастыря была расположена небольшая каменная церковь. Очевиднее всего, что это был тот самый собор Заиконоспасского монастыря. Также на территории располагалась еще одна церковь, которая была выполнена из дерева.

Возведение нового собора

Уже новый собор из камня был возведен в 1660 году. Средства на строительство были предоставлены боярином Волконским, который полностью оплатил все расходы. Таким образом, вскоре после строительства храм освятили. Освящение верхнего храма было произведено в честь Нерукотворного образа Спасителя, а вот нижний храм было решено освятить в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Дату строительства узнать было не так уж и трудно, ведь об этом позаботились заранее. Один из заложенных камней свидетельствует о дате, на нем можно разобрать следующую надпись: «Лета 7168 апреля в 30 день начата быть строитися церковь Всемилостиваго Спаса Нерукотворенного Образа с повеления... царя... Алексия Михайловича... строил по обещанию своему боярин князь Феодор Феодорович Волконской, а совершена 7169 года, ноября в 20 день». В 1701 году на территории храма случилось прискорбное событие: произошел пожар, в ходе которого храм пострадал. Но вскоре все было восстановлено, и даже была возведена трапезная, где принимались и были накормлены всем, что Бог послал, прихожане.

В 1709 году шло строительство нового храма. Об этом свидетельствуют некоторые исторические документы. В одном из них было найдено донесение царю Петру I о том, что строительство все еще идет, не хватает материалов, поэтому даты окончания пока нет. Также был найден еще один донос, где сказано, что храму пришлось взять крупный займ на продолжение строительства.

Завершение строительства

Примерно через год строительство было завершено, что принесло верующим огромную радость и счастье. Храм получился невероятно красивым, очень светлым и просторным. В 1721 году его облик был взят как шаблон архитектурного образца для возведения других храмов. В 1737 году собор снова постигло неприятное событие: именно в этом году в Москве случился масштабный пожар, в ходе которого пострадал и монастырь. После пожара началось активное восстановление храма под руководством архитектора Мичурина. Работы длились на протяжении не одного года. По окончании храм снова освятили.

Многообразие стилей

Православный Ставропигиальный мужской монастырь можно назвать классическим примером петровской архитектуры, именно этот стиль был очень популярен в те времена, таким образом строилось большинство зданий. При этом в храме воссоединились и другие стили, и здесь их большое разнообразие. Но несмотря на такой разнобой, все на удивление смотрится органично и притягивает взгляды не только прихожан, но и туристов.

Загадки и тайны

На данный момент до сих пор идут исторические исследования храма. Многие ученые не могут прийти к единому мнению, кто же был все-таки архитектором храма. Многие утверждают, что это был один из известных русских архитекторов Зарудный. Такое утверждение не получило документально-исторической основы, потому эта версия ученых не может быть принята как официальная. До 1773 года Заиконоспасский монастырь имел достаточно редкие иконы и утварь, именно это убранство было делом рук Феодора Тирона, но, к сожалению, все это великолепие сгорело во время московского пожара, и до наших времен дошли только исторические справки.

Внутреннее убранство

Из описания 1781 года также можно узнать много интересного. Так, в нижней церкви располагался невероятной красоты позолоченный иконостас, который был сохранен до ХХ века. Пространство храма было залито солнечным светом, а по трем стенам располагались хоры. На сегодняшний же день месторасположение хоров перенесено. В верхний храм было вложено невероятное количество труда и таланта, стены были полностью расписаны сюжетами. Сюда проникало огромное количества света, благодаря которому все образы как будто оживали и тоже радовались солнцу. А вот в вечернее время при свете свечей лики казались более строгими.

В конце XVII века в храме произошли некоторые изменения. В Спасской церкви расположился великолепный каменный иконостас. Царские двери, выполненные из дерева, были местами покрыты позолотой, чтобы подчеркнуть величественность икон. А вот для иконы «Спас Нерукотворенный» был изготовлен потрясающий серебряный венец.

В 1812 году произошло возмутительное событие. Во время нашествия Наполеона храм снова подвергся осквернению и разграблению. Французские солдаты устроили в церкви конюшню, в кельях поселили своих портных. Недолгой была радость захватчиков. Однако обновить храм удалось лишь в 1851 году. Собор был полностью восстановлен, и здесь снова начались богослужения.

Утраченное богатство

Изучая описания начала ХХ века, можно узнать, что в храме было огромное количество чудотворных икон, которые находились в серебряной ризнице. Немногие монастыри Москвы могли похвастаться таким богатством. У стен алтаря изображено Рождество и многие другие прекрасные сюжеты. Мастер настолько постарался, что все образы выглядит живыми. Также в храме хранится огромное количество мощей святых, которые славятся чудотворным действием. К огромному сожалению, все это духовное богатство было утрачено в полной мере к началу 2008 года.

Грандиозная перестройка

В 1665 году по указу царя Петра I храму были отданы дополнительные земли для строительства здания коллегиума. Было возведено 3-этажное каменное строение. Но в 1819 году по предложению одного архитектора здание было полностью разобрано, остался лишь только фундамент. По проекту этого же архитектора в последующие годы было возведено новое здание в стиле ампир. В северной стороне от коллегиума расположился братский корпус с кельями. Были дополнительно построены кельи для студентов, которые начинали здесь свой духовный путь и полностью отдали себя учебе и служению Господу.

В 1743 году была перестроена и колокольня, ее сделали более просторной. Поэтому звон раздавался на еще большие расстояния. В последующие годы при правлении Елизаветы и по ее велению некоторые здания были снесены, потому что ей казалось, что монастырь занимает слишком много места на улице. Но взамен разобранных были построены другие здания, конечно, меньших габаритов, но они были необходимыми. В последующие годы снова были перестроены колокольня и подворье Заиконоспасского монастыря.

Памятники церковных древностей

В ходе многочисленных катаклизмов и перестроек многие ценности пострадали или были утеряны по разным причинам. Так, во время московского пожара ризница монастыря пострадала более всего, но на этом все не закончилось. После восстановления, как уже известно, храм захватили французы, что снова принесло огромный вред и разрушения.

В 1813 году архимандритом Симеоном была проведена сверка имущества храма, в ходе которой выяснилось, что в наличии нет огромного количества икон, драгоценностей и серебряных крестов. Среди этих крестов был один уникальный, в нем было 420 частиц мощей разных святых, также здесь был кулон с частицами ризы Господа. Таким образом, из храма пропало огромное количество уникальных вещей, которым просто нет аналогов. Все эти вещи были проданы или просто уничтожены. На сегодняшний день, возможно, что-то и осталось, но находится в частных коллекциях и, наверное, в монастырь уже не вернется. Но все же какие-то вещи удалось сохранить.

Монахи пытаются поддерживать здание, чтобы оно могло прожить еще не одно столетие и поражать своей красотой и величественностью все новые поколения, а стены академии могли вновь выпускать уникальных людей, преданных своему духовному призванию. Уже с первых шагов в этих стенах чувствуется особая энергетика. На долю храма выпало немало испытаний, но по сей день он действует. Служба в Заиконоспасском монастыре возносится с небесам ежедневно, и так будет еще не один век.

Заиконоспасский московский мужской монастырь является сегодня не просто действующим, ему дарован статус Патриаршего подворья. Расположен он в Китай-городе на улице Никольской и насчитывает уже более четырех веков. Почти все монастырские постройки, существовавшие к началу прошлого века, были сохранены и сегодня признаны памятниками истории и архитектуры.

Колыбель русского образования

Основал обитель, именовавшуюся поначалу как монастырь Всемилостивейшего Спаса на Никольском Крестце за Иконным рядом, сам царь Борис Годунов. И хотя впервые об обители в документах упоминается только в 1635 году, датой ее основания считается 1600 год. А пресловутое уточнение о расположении обители за рядами, в коих торговали складнями да иконами, послужило трансформации наименования церковного учреждения в Заиконоспасский монастырь.

В середине 60-х годов XVII столетия Симеоном Полоцким была учреждена в монастыре школа подьячих Приказа Тайных дел, а уже в 1687 году здесь обосновалась славяно-греко-латинская академия. Именно она считается первым высшим учебным заведением Великороссии. Выпускниками академии стали великий российский ученый М.Ломоносов, исследователь Камчатки С. Крашенинников, зодчий В.Баженов, поэт В. Тредиаковский, основатель русского театра Ф.Волков.

С открытием Московского университета Академия преобразовалась исключительно в богословское учебное заведение, готовившее лиц духовного звания. В начале XIX века она была переименована, стала называться Московской духовной Академией и перебазировалась в стены Троице-Сергиевой лавры, а в Заиконоспасском монастыре открылось духовное училище.

Архитектурные шедевры монастыря

Архитектурный ансамбль Заиконоспасской обители складывается из нескольких замечательных памятников: Спасского собора, Братского или Учительского корпуса, здания Духовного училища.

Еще в царствование Алексея Тишайшего в 1660 году в монастыре был заложен каменный храм. Он строился на средства, пожертвованные воеводой – князем Ф.Волконским. Строение было двухпрестольным: первый главный престол освятили во имя иконы Спаса Нерукотворного, второй – во имя иконы Богородицы. В первой половине XVIII века монастырь и собор дважды подвергались разрушительному огню вспыхивавших пожаров, после чего перестраивались.

Особенно пострадал храм в огне бушевавшего пожара 1737 года. Государыня Елизавета Петровна, прибыв в первопрестольную на коронацию, самолично распорядилась о восстановлении храма. Эта работа была превосходно выполнена зодчим И.Мичуриным, которому удалось возродить храм без существенных изменений в его архитектурном облике. Сильное разорение монастырю нанесло также нашествие Наполеоновских войск.

В храме были устроены конюшни, в кельях расположились портные, чинившие офицерские мундиры.

В 1851 году в ходе очередных обновлений купол собора украсила изысканная ротонда с главой-луковкой. В середине прошлого века была проведена реставрация фасадов собора.

Прямо напротив ворот находится старый братский корпус. Это двухэтажное здание было построено в 1686 году. Практически через 200 лет под руководством архитектора В. Шера над ним был надстроен третий этаж и выполнено общее оформление фасада. Несколько левее от него отстоит двухэтажный корпус, который строился в 1720 году зодчим Зарудным.

Здание духовного училища возводилось по проекту архитектора Бове в 1822 году.На нем установлена мемориальная доска, где выгравировано имя М. Ломоносова, осваивавшего в Академии различные науки.

В 1929 году монастырь был закрыт, еще раньше разобрали надвратную колокольню. На территории обители на протяжении десятков лет располагались разнообразные организации и учреждения. Несмотря на то, что в 2010 году было принято решение вновь открыть монастырь, многие помещения по-прежнему занимают далеко не церковные организации.

Заиконоспасский монастырь расположен в центре Москвы на Никольской улице. В старину ее именовали «Священной» из-за обилия церквей и монастырей и существовавшего там же особого Иконного торгового ряда. Никольской улица была названа благодаря древнему Никольскому монастырю, основанному в XIV cтолетии. В XVI веке в нем, по указу царя Иоанна Грозного, обосновались афонские монахи. Предполагают, что на территории монастыря существовала Спасская церковь, которая в 1600 году стала самостоятельной обителью – ее основателем считается Борис Годунов. Поскольку часть монастырской земли оказалась за Иконным рядом, появилось название Заиконоспасский.

Первоначально в монастыре было два храма – каменный и деревянный. В 1660 году по высочайшему повелению в обители был заложен новый каменный собор, средства на который дал по обету боярин Федор Волконский. Собор был освящен в ноябре 1661 года.

Новый этап истории монастыря начался в 30-е годы XVII века. К этому времени столица уже остро ощущала потребность в грамотных специалистах для нужд Печатного двора, исправления и переводов церковных книг, для подготовки чиновников государственных приказов; также необходимо было повышать образовательный уровень русского духовенства.

При первом игумене Заиконоспасской обители Макарии (1630-е годы) здесь была открыта Общенародная школа. В ней под руководством Арсения Грека впервые в России стали изучать латинский и греческие языки. К середине XVII столетия в обители строится особое здание «школы для грамматического учения», к названию же монастыря добавляется эпитет «учительный». Из московского Андреевского монастыря сюда переходят специально приглашенные образованные киевские монахи, составлявшие ученое братство.

С 1665 года в Заиконоспасском монастыре действовала школа (возглавляемая Симеоном Полоцким), которая готовила чиновников для правительственных учреждений. Наконец, в 1687 году в обитель вселилось первое российское всесословное высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия, во главе которой стояли греческие ученые-монахи, братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Академия просуществовала в стенах монастыря до 1814 года. Среди ее выпускников много выдающихся деятелей Церкви, ученые и литераторы. Готовила академия и образованных священников.

В 1701 году в обители был выстроен новый двухпрестольный собор, ставший одним из лучших памятников петровского барокко. Возводил его талантливый архитектор Иван Зарудный, строивший в Москве Меншикову башню и храм Иоанна Воина на Большой Якиманке. Тогда Спасский собор приобрел свой современный вид: высокий восьмерик на четверике, гульбища со смотровыми площадками, строгие ордерные элементы декора.

Архитектурный ансамбль монастыря складывался вплоть до начала ХХ века. Спасский собор сильно пострадал во время пожара 1737 года и был, по личному повелению императрицы Елизаветы Петровны, восстановлен И.Ф. Мичуриным. Верхний храм освятили в 1742 году в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость». На следующий год над Святыми вратами появилась колокольня. Спустя столетие, в 1851 году, купол собора увенчала изящная луковичная главка-ротонда.

В соборе хранился список с чудотворной Владимирской иконы Богоматери в золотой ризе, подаренный графом Н.П. Шереметевым. В праздник Владимирской иконы 21 мая/3 июня сюда совершался крестный ход из Успенского собора Крем-ля в память избавления Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.

Из стен Заиконоспасской обители вышли выдающиеся церковные деятели. Один из них – Августин (Виноградский), архиепископ Московский и Коломенский – ректор академии и настоятель обители в 1801–1804 годах. Его звали «Златоустом двенадцатого года» за патриотические проповеди во время нашествия Наполеона. Он также составил особую молитву «в нашествии супостат», которая звучала в храмах на Литургии и на молебне на Бородинском поле перед битвой; владыка руководил вывозом московских святынь в Вологду, в час Бородинской битвы с чудотворными иконами обошел крестным ходом вокруг стен Москвы.

В войну 1812 года обитель оказалась сильно разрушена. Вскоре было принято решение преобразовать первый русский вуз в Московскую духовную академию и перевести ее в Троице-Сергиеву Лавру.

В Заиконоспасском монастыре некоторое время находилась Московская духовная семинария, а с 1834 года – Московское духовное Заиконоспасское училище, в котором обучался святой праведный Алексий Московский (протоиерей Алексий Мечёв). Немалое число выпускников училища ныне причислено к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

С приходом советской власти монастырский собор на несколько лет захватили обновленцы. В 1929 году обитель была закрыта, в ней размещались различные государственные учреждения. В 1960-х годах здание собора было отреставрировано.

Собор Спаса Нерукотворного был возвращен Церкви в 1992 году и получил статус Патриаршего подворья. В феврале 1993 года в монастыре открылся Российский православный университет, но из-за аварийного состояния собора и отсутствия помещений он был перемещен в Высоко-Петровский монастырь.

5 марта 2010 года на заседании Священного Синода было принято решение: «Благословить открытие Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, выделив его из Патриаршего подворья бывших Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе». Наместником обители был назначен игумен Петр (Афанасьев). Талантливый музыкант, регент, основатель мужского камерного хора «Благозвонница», игумен Петр, приняв монашеский постриг, окормлял, помимо своего монастыря, две сестринские общины, из которых впоследствии выросли ставропигиальные женские монастыри в Акатове и Шостье.

Монастырь основан в 1600 г. царем Борисом Годуновым. Первое упоминание в исторических документах относится к 1635 г. Наименование "Заиконоспасский" объясняется его расположением за иконным рядом, находившися вдоль Никольский улицы. С 1665 г. в монастыре была устроена школа, которую возглавлял Симеон Полоцкий. Школа готовила чиновников для правительственных учреждений. В 1685 г. в помещениях обители была открыта Славяно-греко-латинская академия, во главе которой встали известные в русской истории братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Из академии вышли многие деятели Церкви, ученые, литераторы. В 1814 г. академия была преобразована в Духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру, а в монастыре осталось Духовное училище.

Главный храм монастыря - Спасский собор - построен в 1660 г. по повелению государя Алексея Михайловича кн. Ф.Ф. Волконским. Освящен в 1661 г. 20 ноября. Ныне существующий собор возник на базе этого здания. Точная дата его постройки неизвестна (предположительно датируется 1711-1720 гг.; обходная галерея на колоннах - второй четвертью XVIII века). Принадлежит к памятникам круга И.П. Зарудного (в деталях наблюдается сходство с такими сооружениями, как Меншикова башня и церковь Иоанна Воина на Якиманке). Это ярусный, крестчатый в плане храм типа восьмерик на четверике, в декоре которого главная роль отведена элементам классического пилястрового ордера. В 1737 г. храм был сильно поврежден пожаром, но восстановлен при Елизавете Петровне и освящен в 1742 г.

В 1812 г. весь комплекс монастыря сильно пострадал во время нашествия и бесчинств французской армии. Храм обновлялся в 1851 году. Наверху был расположен придельный храм в честь иконы Божией Матери Всех Скорбящих радость. Эта церковь одновременна главной. Стены ее богато расписаны внутри изображениями событий Ветхого и Нового заветов, позади левого клироса церковная кафедра в виде "столпа", иконы богато украшены. Вход в нижний соборный храм в честь Всемилостивого Спаса идет со стороны монастырского двора. Первое впечатление при входе в храм - его необыкновенная мрачность, почти полное отсутствие дневного света из-за того, что этот низкий храм с трех сторон окружен высокими двухэтажными и трехэтажными монастырскими строениями. Храм поддерживается четырьмя каменными столпами.

В 1920 гг. храм стал центром обновленческого "Союза церковного возрождения", а в 1929 г. был закрыт. В здании храма размещались различные государственные учреждения. В 1960-х гг. здание закрытого собора было отреставрировано. Верхний ярус перестроен - в крыше сделаны люкарны, на 3 и 4 ярусах поставлена декоративная ограда и проч. Вместо креста водружен позолоченный штырь.

Храм возвращен Церкви в 1992 г. Богослужения возобновились в июле 1992 г. Храм имеет статус патриаршего подворья. К храму приписаны колокольни б. Заиконоспасского и б. Никольско-Греческого монастырей (1902 г., арх. Г.А. Кайзер). 5 марта 2010 года Священный Синод постановил открыть Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь города Москвы, выделив его из Патриаршего подворья бывших Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе города Москвы.

http://drevo-info.ru/articles/515.html



Заиконоспасский монастырь основан в 1600 г. при царе Борисе Годунове. Обыкновенно назывался «Спас на старом месте», «Старый Спас на Песках» или « Спасский монастырь, что за иконным рядом».

По сведениям от 1610, 1626 и 1629 гг., в монастыре было две церкви, каменная и деревянная. Около 1660 г. монастырь пострадал от пожара, и по обещанию князя Ф.Ф. Волконского был выстроен двухэтажный храм, освященный 20 ноября 1661 г.

Около 1701 г. игумен Палладий (Роговский) устроил при втором этаже крытую галерею. При пожаре 1737 г. очень пострадала верхняя церковь. Возобновление сопровождалось некоторою переделкой, вследствие которой вид церкви потерял характер XVII ст. Освящение было 15 июля 1742 г., причем, по желанию императрицы Елизаветы Петровны верхний престол был переименован в честь Всех скорбящих Радости. Нижний храм называется Спаса Нерукотворенного Образа. Последнее значительное обновление, главным образом внутри, относится к 1851 г.

Нынешняя колокольня на месте прежней постройки 1743 г. выстроена в ХХ ст. по проекту архитектора З.И. Иванова; она представляет собою некоторое подражание колокольне Успенской церкви 1696 г. на Покровке. Монастырь называется ставропигиальным, что означает непосредственную зависимость от Св. Синода, такую же как и монастыри Симонов, Новоспасский и Донской.

В историческом отношении Заиконоспасский монастырь важен тем, что в нем с 1686 г. помещалась Академия, в которой слились все прежде бывшие высшие училища: Чудовское, Андреевское, Богоявленское и Типографское. Академия эта до 1700 г. была эллино-славянская, до 1775 г. славяно-латинская, до 1814 г. славяно-греко-латинская. С 1814 г. в Москве нет высшего богословского учебного заведения. Память о проповедях, которые произносили наставники и учащиеся Академии сохранилась в Скорбященской церкви в виде особой кафедры у левого клироса, имеющей вид позолоченного столпа.

«Указатель церквей и часовен Китай-города». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, д. № 14, 1916 г.

Это место очень много значит для становления высшего образования в России. Его всегда называли колыбелью учености. Монастырь Спаса Нерукотворного основан в 1600 году Борисом Годуновым. Первое его упоминание в исторических документах относится к 1635 году. Название «Заиконоспасский» объясняется его расположением за иконным рядом, находившимся вдоль Никольской улицы, где иконы по благочестивому обычаю «выменивали», не торгуясь и назначая за них твердую «божескую» цену, которая нередко была слишком высокая. Есть предположения, что до этого Заиконоспасский был частью соседнего Никольского монастыря. Главный собор монастыря во имя иконы Спаса Нерукотворного Образа заложен при царе Алексее Михайловиче в 1660 году на деньги воеводы князя Федора Федоровича Волконского. В 1701 году старый собор заменили новым. Талантливый архитектор Иван Зарудный выстроил двухпрестольный собор, ставший одним из лучших и редчайшим памятником петровского барокко. Тогда собор приобрел свой современный вид: высокий восьмерик на четверике, гульбища со смотровыми площадками, гребни и раковины нарышкинского барокко сменили строгие ордерные элементы. Стены храма были расписаны на сюжеты Ветхого и Нового Заветов. При архимандрите Порфирии между 1842‑1848 годами была выстроена и колокольня над святыми воротами.

С середины XVII века в названии монастыря появляется слово «учительный». Во время царя Алексея Михайловича в 1665 году стараниями Симеона Полоцкого была открыта первая Спасская школа. Именно он и его ученик Сильвестр Медведев написали проект создания академии – первого высшего всесословного учебного заведения. Официальным годом открытия Славяно-Греко-Латинской академии считается 1687 год, когда сюда из Богоявленского монастыря перевели школу братьев Лихудов. Преподавали здесь монахи Заиконоспасского монастыря, а настоятель его был одновременно и ректором академии. В двухэтажном Братском (Учительском) корпусе монахи-учителя жили вместе с воспитанниками. В академии преподавали не только богословские, но и свободные науки – западные языки, медицину, физику. В XVIII веке в академии было 9 классов. Читать и писать учились на богослужебных книгах. В нижних классах переход совершался без экзаменов. В высших – по результатам публичных диспутов. Ученики были разных сословий – вместе с князьями Одоевскими и Голицыными учились дети конюха, лакеи и монахи. Из стен академии вышли А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, Л.Ф. Магницкий, Д.Н. Бантыш-Каменский, М.В. Ломоносов, Д.И. Виноградов (изобретатель фарфора), митрополит Московский Филарет и многие другие.

После открытия Московского Университета в 1755 году Академия стала высшей богословской школой и готовила только лиц духовного звания. В 1839 году Московскую Духовную семинарию перевели в новое купленное для нее здание усадьбы Остерманов-Толстых на Божедомке (теперь Делегатской улице), а оттуда в 1918 году в Сергиев Посад.

Прямо напротив ворот расположен самый старый братский (учительский) корпус. Два нижних этажа построены в 1686 году, третий этаж и общее оформление фасада сделал архитектор В.Д. Шер в 1886 году. Левее – двухэтажный корпус, построенный в 1720 году архитектором Зарудным. Слева высокое трехэтажное здание, построенное в начале XVIII века (учебный корпус). Здесь на втором этаже проходили публичные диспуты. Здание пострадало от пожара 1812 года, в 1821 году было разобрано и вновь построено.

Там, где теперь закрытый переход от Никольской улицы к метро, располагался монастырский сад. Здесь был монастырский театр, где силами студентов академии разыгрывались пьесы. От улицы монастырь был отгорожен двумя корпусами с лавками. В конце XIX века их сломали и на их месте построили другие в «русском стиле». Левый дом – номер 7 – 1895‑1897 годов построен по проекту архитектора М. Преображенского, а общеее руководство строительством осуществлял архитектор С.У. Соловьев. Правый с колокольней и воротами построен в 1899‑1900 годах архитектором З.И. Ивановым. Колокольня 1900 года повторяла колокольню церкви Успения на Покровке. В этом корпусе до 1917 года находился большой книжный магазин .

В июле 1929 года монастырь был закрыт, крест снят, в каменном киоте вместо иконы Спаса Нерукотворного пробито окно, еще раньше разобрана надвратная колокольня. В доме №7 разместилась первая советская телестудия «Радиопередача», откуда транслировались первые экспериментальные телепрограммы. Здесь же была и первая телевизионная студия. В 1991 году тут открылась радиостанция Эхо Москвы.

Собор Спаса Нерукотворного был возвращен Церкви в 1992 году и получил статус Патриаршего подворья. В 2011 году восстановлена колокольня.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!