Религия в сербии. Религиозный состав, демография и история населения сербии и хорватии Какая религия в сербии официальная

Сербы - народ южно-славянского племени, наиболее родственный с , с которыми многие южно-славянские, западноевропейские и некоторые русские (например, Флоринский) слависты объединяют их под одним общим названием сербохорватов, сербохорватского племени или народа. Общее происхождение сербов и хорватов не подлежит сомнению, но историческая жизнь обоих народов провела между ними границу: сербов с их православной верой, с кирилловским письмом и старой славяно-сербской письменностью принадлежат к восточноевропейскому, греко-православному миру, тогда как хорваты с католичеством, латиницей, стародалматинской поэзией должны быть отнесены к миру западноевропейскому, римско-католическому.

Взаимные отношения обоих народов в истории представляют больше примеров вражды, чем дружбы. Только в XIXвеке хорваты приняли как литературный язык штокавское наречие, на котором говорят сербы. Это наречие является чуть ли не единственной связью между обоими народами, не перестающими враждовать там, где они живут «под одной кровлей». Такие выражения, как сербохорватский язык и т. п., являются компромиссом, взаимною уступкой, но только со стороны сравнительно небольшой горсти интеллигенции и ученых.

В тоже время провести точную границу между поселениями сербов и хорватов ещё в прошлом веке почти невозможно, потому что сербы во время турецкого владычества, особенно в ХVII и XVIII веках, переселялись в большом количестве из своих исконных мест на территорию хорватов. В общем все-таки можно сказать, что компактными массами сербы живут в королевстве Сербском и княжестве Черногорском и соседних с ними австро-венгерских и турецких областях: в Косовском вилайете, в , в Далмации (в Которском округе), куда они были переведены в качестве военных колонистов во времена венецианцев (в XVII в.), в , в бывшей Военной границе, куда переселились в XVI и XVII вв. из турецких владений, в Южной , куда переселились из Старой в конце XVII в. Кроме того, сербы живут кое-где в Придунайской , в Западной и в России.

Типичный серб скорее высокого, чем низкого роста, широкоплеч и статен; у него пропорциональная, красиво поставленная голова с тонким, прямым, нередко орлиным носом и несколько выдавшимися скулами; довольно длинная шея с большим кадыком; волосы на голове темные, иногда пепельные или светло-русые, реже черные. Вся фигура серба с его горделиво поднятой головой и внушительной осанкой отличается воинственным видом. Сербская женщина обладает правильными чертами лица, стройной фигурой и благородной осанкой, черногорки же и правильными чертами не отличаются, фигура их менее представительна, зато они гораздо крепче, грациознее и эластичнее в своих движениях
Основной чертой сербского характера является безграничная, почти экзальтированная любовь к независимости. Все сербы считают себя равными и равноправными. Равными они сделались под турецким владычеством, когда вся их знать исчезла, частью погибнув в битвах, частью перейдя в ислам и слившись с турками, частью выселившись в другие земли. В подвластных землях осталась одна только бесправная «райя», в которой бесследно пропали все остатки уцелевших знатных родов. Любовь к независимости заставляла многих бросать и дом, и семью, и отправляться в горы, на «четованье» гайдуцкое, чтобы вооруженною рукою мстить притеснителям своего народа; по временам поднимался на ноги и весь народ.

Энергия сербов вспыхивает не сразу; часто он кажется равнодушным, даже в важных случаях не обнаруживая внешним образом душевного движения. Вообще, сербы отличается умеренностью и выносливостью, мужеством и неустрашимостью. Он спит и зимой, и летом на голой земле или глинобитном полу своей хаты, прикрытом только соломенной циновкой или, в лучшем случае, ковром. Бережливый, экономный серб всегда имеет в виду свою выгоду; тем не менее, подобно всем обитателям Востока, он гостеприимен.

Родственные связи у сербов отличаются прочностью; родство ценится даже отдаленное. Кроме кровного родства, существует еще родство названное - побратимство и посестримство, кумство или кумовство и т. д.

Религия в жизни сербов имеет громадное значение, но его религиозный верования перемешиваются с различными суевериями и поверьями, которых он придерживается упорно. Существует множество обычаев и обрядов, которыми сопровождаются важнейшие моменты в жизни человека, а также известные праздники и дни года. Сербы любят музыку, пение и танцы. Песнями сопровождаются все обряды, и свадебные, и похоронные.

Национальная одежда сербов обоих полов состоит из широкой холщовой рубахи со складками, подпоясанной широким поясом, за который у мужчин можно заткнуть оружие - кинжал и пистолеты. Поверх этой рубахи одевается еще куртка или полукафтанье, без рукавов или с рукавами, разной длины - короткая до пояса и длинная до колен и даже ниже колен. На голове красная феска, которая у черногорца заменяется черной шапочкой с красной серединой донышка. В непогоду одевается плащ из грубого сукна. Кроме того употребляются шубы и полушубки овчинные, меховые шапки, шерстяные рубахи. Этот наряд лишь в селах, удаленных от городов и проезжих путей.

Национальное жилище сербов состоит из глинобитной мазанки. Для устройства ее в землю вбиваются грубо обделанные столбы или балки, между которыми протягиваются поперечины из жердей или хвороста, и затем все пустое пространство заполняется кирпичами из сырой глины или смесью глины и рубленой соломы; кровля делается из дерева или соломы. Пол глинобитный; печи или камина обыкновенно нет, устраивается только очаг, дым от которого уходит через отверстие в крыше.

Национальные блюда маис, молоко, сыр, сушеная рыба, свиной жир, бобы, чеснок, красный перец (паприка), баранина, козлятина, свинина.

, Римско-католическая церковь , Словацко-евангелическая церковь Аугсбургского вероисповедания , Реформатская христианская церковь , Евангелическая христианская церковь , еврейская и исламская религиозные общины) и «конфессиональные объединения» (внесенные в специальный реестр) . Разница состоит в том, что традиционные церкви и религиозные объединения в отличие от конфессиональных объединений имеют право на организацию религиозного образования в школах. Кроме того, закон 2006 года запретил регистрацию религиозной организации, если её название идентично названию уже зарегистрированной в реестре религиозной организации или названию той организации, что проходит регистрацию .

Верующие в Сербии
Православные 85.0 %
Католики 5.5 %
Мусульмане 3.2 %
Протестанты 1.1 %
Иудеи 0.09 %
Другие 0.07 %

Согласно переписи населения г., без Косова :

  • православных - 6 371 584 чел. (85,0 % населения),
  • католиков - 410 976 чел. (5,5 % населения),
  • мусульман - 239 658 чел. (3,2 % населения),
  • протестантов - 80 837 чел. (1,1 % населения),
  • иудеев - 785 чел. (0,09 % населения),
  • других конфессий - 530 чел. (0,07 % населения).

Реестр церквей и религиозных общин

Организации, внесённые в реестр:

  • Словацкая евангелическая церковь а.в.
  • Реформатская христианская церковь
  • Евангелическая христианская церковь а.в.
  • Еврейская община
  • Исламская община
  • Епархии Румынской православной церкви
  • Христианская адвентистская церковь
  • Евангелическая методистская церковь
  • Евангельская церковь в Сербии
  • Церковь Христовой любви
  • Христова духовная церковь
  • Союз Христианских Баптистских церквей в Сербии
  • Христианская Назарянская религиозная община
  • Церковь Божья в Сербии
  • Протестантская христианская община в Сербии
  • Христова церковь братьев в Республике Сербии
  • Свободная церковь Белграда
  • Христианская религиозная община Свидетелей Иеговы
  • Церковь завета «Сион»
  • Уния реформаторских движений адвентистов седьмого дня
  • Протестантская евангельская церковь «Духовный центр»

Напишите отзыв о статье "Религия в Сербии"

Примечания

Галерея

Отрывок, характеризующий Религия в Сербии

– Знал ли ты кого-то ещё из этих дивных потомков, Север?
– Ну, конечно же, Изидора! Мы знали всех, только далеко не всех доводилось увидеть. Некоторых, думаю, знала и ты. Но разрешишь ли сперва закончить про Светодара? Его судьба оказалась сложной и странной. Тебе интересно будет о ней узнать? – Я лишь кивнула, и Север продолжил... – После рождения его чудной дочурки, Светодар решился, наконец, исполнить желание Радана... Помнишь, умирая, Радан просил его пойти к Богам?
– Да, но разве это было серьёзно?!.. К каким «богам» он мог его посылать? На Земле ведь давно уже нет живущих Богов!..
– Ты не совсем права, мой друг... Может это и не совсем то, что люди подразумевают под Богами, но на Земле всегда находится кто-то из тех, кто временно занимает их место. Кто наблюдает, чтобы Земля не подошла к обрыву, и не пришёл бы жизни на ней страшный и преждевременный конец. Мир ещё не родился, Изидора, ты знаешь это. Земле ещё нужна постоянная помощь. Но люди не должны об этом ведать... Они должны выбираться сами. Иначе помощь принесёт только лишь вред. Поэтому, Радан не был так уж неправ, посылая Светодара к тем, кто наблюдает. Он знал, что к нам Светодар никогда не пойдёт. Вот и пытался спасти его, оградить от несчастья. Светодар ведь был прямым потомком Радомира, его первенцем-сыном. Он был самым опасным из всех, потому что был самым близким. И если б его убили, никогда уже не продолжился бы этот чудесный и светлый Род.
Простившись со своей милой, ласковой Маргаритой, и покачав в последний раз маленькую Марию, Светодар отправился в очень далёкий и непростой путь... В незнакомую северную страну, туда, где жил тот, к кому посылал его Радан. И звали которого – Странником...
Пройдёт ещё очень много лет перед тем, как Светодар вернётся домой. Вернётся, чтобы погибнуть... Но он проживёт полную и яркую Жизнь... Обретёт Знание и Понимание мира. Найдёт то, за чем так долго и упорно шёл...
Я покажу тебе их, Изидора... Покажу то, что ещё никогда и никому не показывал.
Вокруг повеяло холодом и простором, будто я неожиданно окунулась в вечность... Ощущение было непривычным и странным – от него в то же время веяло радостью и тревогой... Я казалась себе маленькой и ничтожной, будто кто-то мудрый и огромный в тот момент наблюдал за мною, стараясь понять, кто же это посмел потревожить его покой. Но скоро это ощущение исчезло, и осталась лишь большая и глубокая, «тёплая» тишина...
На изумрудной, бескрайней поляне, скрестив ноги, друг против друга сидели два человека... Они сидели, закрыв глаза, не произнося ни слова. И всё же, было понятно – они говорили...
Я поняла – говорили их мысли... Сердце бешено колотилось, будто желая выскочить!.. Постаравшись как-то собраться и успокоится, чтобы никоим образом не помешать этим собранным, ушедшим в свой загадочный мир людям, я наблюдала за ними затаив дыхание, стараясь запомнить в душе их образы, ибо знала – такое не повторится. Кроме Севера, никто уже не покажет мне более то, что было так тесно связанно с нашим прошлым, с нашей страдающей, но не сдающейся Землёй...
Один из сидящих выглядел очень знакомо, и, конечно же, хорошенько к нему присмотревшись, я тут же узнала Светодара... Он почти что не изменился, только волосы стали короче. Но лицо оставалось почти таким же молодым и свежим, как в тот день, когда он покидал Монтсегур... Второй же был тоже относительно молодым и очень высоким (что было видно даже сидя). Его длинные, белые, запорошенные «инеем» волосы, ниспадали на широкие плечи, светясь под лучами солнца чистым серебром. Цвет этот был очень для нас необычным – будто ненастоящим... Но больше всего поражали его глаза – глубокие, мудрые и очень большие, они сияли таким же чистым серебристым светом... Будто кто-то щедрой рукой в них рассыпал мириады серебряных звёзд... Лицо незнакомца было жёстким и в то же время добрым, собранным и отрешённым, будто одновременно он проживал не только нашу, Земную, но и какую-то ещё другую, чужую жизнь...
Если я правильно понимала, это и был именно тот, которого Север называл Странником. Тот, кто наблюдал...

, Римско-католическая церковь , Словацко-евангелическая церковь Аугсбургского вероисповедания , Реформатская христианская церковь , Евангелическая христианская церковь , еврейская и исламская религиозные общины) и «конфессиональные объединения» (внесенные в специальный реестр) . Разница состоит в том, что традиционные церкви и религиозные объединения в отличие от конфессиональных объединений имеют право на организацию религиозного образования в школах. Кроме того, закон 2006 года запретил регистрацию религиозной организации, если её название идентично названию уже зарегистрированной в реестре религиозной организации или названию той организации, что проходит регистрацию .

Верующие в Сербии
Православные 85.0 %
Католики 5.5 %
Мусульмане 3.2 %
Протестанты 1.1 %
Иудеи 0.09 %
Другие 0.07 %

Согласно переписи населения г., без Косова :

  • православных - 6 371 584 чел. (85,0 % населения),
  • католиков - 410 976 чел. (5,5 % населения),
  • мусульман - 239 658 чел. (3,2 % населения),
  • протестантов - 80 837 чел. (1,1 % населения),
  • иудеев - 785 чел. (0,09 % населения),
  • других конфессий - 530 чел. (0,07 % населения).

Реестр церквей и религиозных общин

Организации, внесённые в реестр:

  • Словацкая евангелическая церковь а.в.
  • Реформатская христианская церковь
  • Евангелическая христианская церковь а.в.
  • Еврейская община
  • Исламская община
  • Епархии Румынской православной церкви
  • Христианская адвентистская церковь
  • Евангелическая методистская церковь
  • Евангельская церковь в Сербии
  • Церковь Христовой любви
  • Христова духовная церковь
  • Союз Христианских Баптистских церквей в Сербии
  • Христианская Назарянская религиозная община
  • Церковь Божья в Сербии
  • Протестантская христианская община в Сербии
  • Христова церковь братьев в Республике Сербии
  • Свободная церковь Белграда
  • Христианская религиозная община Свидетелей Иеговы
  • Церковь завета «Сион»
  • Уния реформаторских движений адвентистов седьмого дня
  • Протестантская евангельская церковь «Духовный центр»

Напишите отзыв о статье "Религия в Сербии"

Примечания

Галерея

Отрывок, характеризующий Религия в Сербии

– Я не думал, что они так скоро придут. Я нечаянно остался, – сказал Пьер.
– Да как же они взяли тебя, соколик, из дома твоего?
– Нет, я пошел на пожар, и тут они схватили меня, судили за поджигателя.
– Где суд, там и неправда, – вставил маленький человек.
– А ты давно здесь? – спросил Пьер, дожевывая последнюю картошку.
– Я то? В то воскресенье меня взяли из гошпиталя в Москве.
– Ты кто же, солдат?
– Солдаты Апшеронского полка. От лихорадки умирал. Нам и не сказали ничего. Наших человек двадцать лежало. И не думали, не гадали.
– Что ж, тебе скучно здесь? – спросил Пьер.
– Как не скучно, соколик. Меня Платоном звать; Каратаевы прозвище, – прибавил он, видимо, с тем, чтобы облегчить Пьеру обращение к нему. – Соколиком на службе прозвали. Как не скучать, соколик! Москва, она городам мать. Как не скучать на это смотреть. Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае: так то старички говаривали, – прибавил он быстро.
– Как, как это ты сказал? – спросил Пьер.
– Я то? – спросил Каратаев. – Я говорю: не нашим умом, а божьим судом, – сказал он, думая, что повторяет сказанное. И тотчас же продолжал: – Как же у вас, барин, и вотчины есть? И дом есть? Стало быть, полная чаша! И хозяйка есть? А старики родители живы? – спрашивал он, и хотя Пьер не видел в темноте, но чувствовал, что у солдата морщились губы сдержанною улыбкой ласки в то время, как он спрашивал это. Он, видимо, был огорчен тем, что у Пьера не было родителей, в особенности матери.
– Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки! – сказал он. – Ну, а детки есть? – продолжал он спрашивать. Отрицательный ответ Пьера опять, видимо, огорчил его, и он поспешил прибавить: – Что ж, люди молодые, еще даст бог, будут. Только бы в совете жить…
– Да теперь все равно, – невольно сказал Пьер.
– Эх, милый человек ты, – возразил Платон. – От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся. – Он уселся получше, прокашлялся, видимо приготовляясь к длинному рассказу. – Так то, друг мой любезный, жил я еще дома, – начал он. – Вотчина у нас богатая, земли много, хорошо живут мужики, и наш дом, слава тебе богу. Сам сем батюшка косить выходил. Жили хорошо. Христьяне настоящие были. Случилось… – И Платон Каратаев рассказал длинную историю о том, как он поехал в чужую рощу за лесом и попался сторожу, как его секли, судили и отдали ь солдаты. – Что ж соколик, – говорил он изменяющимся от улыбки голосом, – думали горе, ан радость! Брату бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам пят ребят, – а у меня, гляди, одна солдатка осталась. Была девочка, да еще до солдатства бог прибрал. Пришел я на побывку, скажу я тебе. Гляжу – лучше прежнего живут. Животов полон двор, бабы дома, два брата на заработках. Один Михайло, меньшой, дома. Батюшка и говорит: «Мне, говорит, все детки равны: какой палец ни укуси, все больно. А кабы не Платона тогда забрили, Михайле бы идти». Позвал нас всех – веришь – поставил перед образа. Михайло, говорит, поди сюда, кланяйся ему в ноги, и ты, баба, кланяйся, и внучата кланяйтесь. Поняли? говорит. Так то, друг мой любезный. Рок головы ищет. А мы всё судим: то не хорошо, то не ладно. Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету. Так то. – И Платон пересел на своей соломе.
Помолчав несколько времени, Платон встал.
– Что ж, я чай, спать хочешь? – сказал он и быстро начал креститься, приговаривая:
– Господи, Иисус Христос, Никола угодник, Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, Никола угодник! Фрола и Лавра, господи Иисус Христос – помилуй и спаси нас! – заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому. – Вот так то. Положи, боже, камушком, подними калачиком, – проговорил он и лег, натягивая на себя шинель.
– Какую это ты молитву читал? – спросил Пьер.
– Ась? – проговорил Платон (он уже было заснул). – Читал что? Богу молился. А ты рази не молишься?
– Нет, и я молюсь, – сказал Пьер. – Но что ты говорил: Фрола и Лавра?
– А как же, – быстро отвечал Платон, – лошадиный праздник. И скота жалеть надо, – сказал Каратаев. – Вишь, шельма, свернулась. Угрелась, сукина дочь, – сказал он, ощупав собаку у своих ног, и, повернувшись опять, тотчас же заснул.

Трудно поверить, но между балканскими славянами никаких чрезвычайных разногласий не было. Вплоть до XIX столетия самыми дружными народами являлись именно хорваты и сербы. Отличие всё же существовало, но только религиозное! Хорваты находились под властным влиянием Италии, Австрии в течение всего периода Средневековья. Первые хорватские поселения возникли на территории Средиземноморья в VII столетии.

Эти события связаны с поиском спасения славянских племён от аваров, германцев и гуннов, рассеявшихся по всей стране. Более всего славяне облюбовали владения сегодняшнего Загреба с его прилегающими территориями. Впрочем, добраться до благоденствующих земель побережья, находившегося под руководством римлян, им так и не удалось. Тогда славяне создали несколько автономных княжеств.

Хорватия в составе Венгрии

Ближе к X столетию хорваты заручились содействием Византии, собрали немалую силу для создания сплочённого государства. Даже по сей день хорватский народ любит заострить внимание на своём христианстве. Первоначальный период подъёма продлился недолго, пока внутренние разногласия не стали угрозой для государственного единства. Тогда дворянское содружество в 1102 году признало своим государем Кальмана I, венгерского короля. В итоге Хорватия вошла в состав королевства Венгрии. При этом стороны договорились, что Кальман оставит без изменений административно-политическую структуру, аристократические привилегии.

Гнёт венгерского королевства

Пребывая под управлением Венгрии, хорватам пришлось разделить немало тяжёлых исторических перемен с этим королевством. Бесспорно, наиболее существенный ущерб нанесли нападения османов. В связи с тем, что эти наступления непрерывно перемещались на север, венгерское правительство в 1553 году военизировало приграничные территории Словении, Хорватии. Напряжённое военное состояние длилось в течение 25 лет. За это время большинство жителей перебрались на более безопасные территории.

Впрочем, под предводительством османского султана Сулеймана Великого пробила оборону. Более того, армия смогла подойти к воротам Вены, но захватить сам город не удалось. В 1593 году битва при Сисаке вынудила османов покинуть завоёванные хорватские земли. В их владении остались только боснийские окрестности.

Единение и распри двух славянских народов

Находясь под влиянием австрийцев и венгров, хорваты незаметно утрачивали свою национальную индивидуальность. Впрочем, чувство единого презрения к турецким захватчикам испытывали одновременно и хорваты, и сербы. Отличие существовало лишь в одном — несоответствие традиций. Однако чувство ненависти к узурпатору было гораздо сильнее, чем несущественные различия в обычаях. Примерам боевого единства хорватских и сербских мятежников нет числа! Они вместе сражались с заклятыми османскими оккупантами, а также с не менее опротивевшими Габсбургами.

В 1918 году возникла благоприятная ситуация — распад Австро-Венгерской империи. Произошедшее событие дало возможность отсоединиться южным землям. Так сформировалось единое королевство Югославия. В принципе, вытеснение турок и образование отдельного королевства должно было ещё больше сблизить славянские народы. Однако всё произошло наоборот…

Причина возникновения первых конфликтов

Первые всплески соперничества появились после окончания второй Тогда-то и началась истинная история конфликта сербов и хорватов! Необходимость реконструкции Балкан превратилась в не затихающую по сей день вражду.

Фактически одновременно появляются, стремительно обретая признание, два идущих вразрез течения. Сербские умы выдвинули концепцию «Великой Югославии». Причём системный центр обязательно должен быть сформирован именно в Сербии. Реакцией на это заявление стало появление националистического издания «Имя серб», написанного лихой рукой Анте Старчевича.

Несомненно, эти события развивались давно. Однако и по сей день существует непреодолимая преграда, которую не могут разрешить между собой хорваты и сербы. Отличие двух братских народностей искаженно проявляется даже в понимании самого насущного для них вопроса. Если для серба гостем является тот, кого кормит хозяин, то для хорвата — это тот, кто кормит хозяина.

Отец хорватской нации

Анте Старчевич первый подал идею, что хорваты не славяне! Мол, они отпрыски германцев, поспешно ставшие славяноязычными, потому что таким образом хотят лучше руководить балканскими рабами. Какая ужасная ирония судьбы! Мать «отца хорватской нации» была православной, а отец - католиком.

Несмотря на то что родители были сербы, сын стал идейным вождём Хорватии, распространявшим концепцию геноцида сербов у себя в стране. Примечательно, что его ближайшим другом был еврей Иосиф Франк. Хотя Анте Старчевич питал глубокое отвращение и к этой нации. Сам же Иосиф также стал националистом хорватов, приняв католичество.

Как видим, авторская фантазия развилась у парня безгранично. Грустно в этой истории одно. Бредовые напутствия Старчевича откликнулись в сердцах хорватской молодёжи. В результате по Далмации, Славонии в начале столетия прокатилась череда сербских погромов. На тот момент никому даже в голову бы не пришло, что хорваты — это искусственно переделанные сербы!

К примеру, под предводительством «отца нации» с 1 по 3 сентября в 1902 году совместно с его другом Франком хорваты в Карловце, Славонском Броду, Загребе разрушали сербские магазины и мастерские. Они незванно вторгались в дома, выбрасывали личное имущество, избивали.

Зыбкий мир единого королевства

Одним из результатов Первой мировой войны стало возникновение объединённого королевства. Многие исторические сведения подтверждают причастность сербов к яростному неприятию находящихся внутри королевства словенцев и хорватов.

Экономика в Словении, Хорватии была более развитой. Поэтому они, в свою очередь, задавались справедливым вопросом. Почему нужно кормить убогую метрополию? Куда лучше сформировать своё автономное государство, живя припеваючи. К тому же для серба каждый православный славянин всегда был и останется чуждым!

Хорватский геноцид

Существование королевства Югославии продлилось недолго — началась Вторая мировая война. В 1941 году, 6 апреля немецкие самолёты напали на Белград. Спустя всего два дня нацистская армия уже захватила эту территорию. Во время войны набрало фанатичную популярность объединение усташей Анте Павелича. Хорватия стала немецким наёмником.

Белградские историки уверены, что примерное число убитых усташами - 800 тыс. цыган, евреев и сербов. Только 400 человек смогли убежать в Сербию. Сами же хорваты это количество не опровергают, но утверждают, что большинство из них - партизаны, погибавшие с оружием в руках. Сербы, в свою очередь, уверены, что 90 % пострадавших — мирное население.

Если сегодня турист невзначай окажется на сербской земле, не исключено, что хозяева проявят лояльную заинтересованность к гостю. Хорватская же сторона - наоборот! Даже несмотря на отсутствие громоздких азиатских заграждений, калиток любое нелегальное появление в их личном пространстве воспринимается как проявление хамства. Основываясь на этих сведениях, можно чётко себе представить, кто такие хорваты, сербы. Особенности характеров наиболее ярко выражены в менталитете этих двух народов.

Нацисты и мученики

После окончания войны Югославия оказалась под влиянием СССР. Новое государство возглавил Иосип правивший железной рукой до своей смерти. При этом Тито не воспринял совет своего ближайшего товарища Моше Пьяде, сознательно смешав коренное население Словении и Хорватии с сербами. После 1980 года из-за политических и территориальных конфликтов в Югославии стал постепенно происходить раскол, в котором больше всего пострадали хорваты и сербы. Отличие между двумя когда-то братскими народами снова свелось к непримиримой вражде.

Сражавшиеся за федерализм хорваты ещё при Габсбургах не хотели приспосабливаться к сербам. Также хорваты не хотели признать, что само рождение южного обязано исключительно страданиям и военным победам сербов. Сербы, в свою очередь, не собирались идти на компромиссы с теми, кто только недавно снял свой австрийский мундир. Вдобавок решительно, а временами даже безжалостно воюющие на стороне Австрии хорваты никогда не переходили на сербскую сторону. В отличие от словаков, чехов.

Война внутри страны

Позднее, в начале 1990 года, произошёл распад СССР, во время которого последовал окончательный раскол Югославии. В итоге Хорватия, провозгласив независимость, отсоединилась от страны. Впрочем, сербы в Хорватии сами разжигали межтерриториальные столкновения внутри страны. Спустя непродолжительное время это привело к жестокой гражданской войне. Сербская и югославская армии вторглись на территорию Хорватии, захватив Дубровник и Вуковар.

Всё же постараемся беспристрастно посмотреть на разразившийся конфликт, без разделения на «левых» и «правых». Хорваты и сербы. В чём отличие? Если говорить о религиозных мотивах, можно с уверенностью утверждать, что одни — католики, а другие — православные. Однако это удел межцерковных конфликтов, основной целью которых является исключительно процветание конфессий. Поэтому не стоит забывать, что хорваты с сербами в первую очередь два братских народа, которых стравливали на протяжении всего XX столетия их общие враги.

Термин "Отечественная война" в Хорватии

У хорватов гражданская война носит название Отечественной. К тому же они крайне обижаются, если кто-то назовёт её иначе. На фоне этого не столь давно разразился даже международный скандал со Швейцарией. Страна запретила въезжать на её территорию хорватскому певцу Марко Перковичу Томпсону. Утверждалось, что Марко своими выступлениями разжигает межрасовую, религиозную вражду.

Когда швейцарцы опрометчиво использовали в тексте название «Гражданская война», этим они вызвали шквал эмоций у хорватского министерства. В ответ хорватская сторона отправила протестное письмо в обход своего президента Степана Месича. Естественно, подобный поступок у него вызвал справедливое возмущение. К тому же президенту не понравилось, что хорватские чиновники защищали ненавистного Томпсона, который действительно был неоднократно замечен в разжигании конфликтов. Впрочем, когда вопрос касается точных формулировок, на остальное можно закрыть глаза.

Виновник новой войны — югославская армия

Несомненно, война была во многом именно гражданской. Во-первых, начало положили разразившиеся ещё в объединённой Югославии междоусобные конфликты. К тому же сербы, поднявшие восстание против хорватского руководства, являлись фактическими гражданами этой страны.

Во-вторых, война за хорватскую автономию велась только в первое время. Когда Хорватия получила международный статус независимости, война всё равно продолжилась. Впрочем, на этот раз решался вопрос возобновления территориального единства Хорватии. Вдобавок ко всему эта война носила явный религиозный оттенок. Впрочем, нет ли в этой истории одного но, не дающего назвать гражданской войну, в которой участвовали только хорваты и сербы?

История, как известно, строится исключительно на неопровержимых фактах! А они говорят о том, что в роли подлинного агрессора Хорватии выступала южная народная армия (ЮНА). К тому же Хорватия по-прежнему пребывала в составе Югославии, где формально главенствовали два хорватских деятеля — президент Степан Месич совместно с премьер-министром Анте Марковичем. К началу наступления на Вуковар югославская армия уже законно находилась на территории Хорватии. Поэтому произошедшее вторжение невозможно назвать агрессией извне.

Впрочем, хорватская сторона совершенно не хочет признавать, что ЮНА никогда не представляла интересы Сербии. До нападения на Вуковар, которое произошло 25 августа 1991 года, ЮНА выступала в роли противоборствующей стороны. В дальнейшем югославская армия стала представлять только своих генералов, а также незначительную часть коммунистического руководства.

Виновна ли Хорватия?

Даже после вывода югославских войск из Восточной Славонии, Западного Сриема и Бараньи ЮНА всё равно продолжала свои нападения на Хорватию. В частности, на Дубровник. Причём ярко выраженная агрессия проявлялась со стороны Черногории. Немаловажно знать, что в нападении также участвовали и Хорватия, в свою очередь, также воевала против Армии на территории Герцеговины, Боснии.

По подсчётам специалистов, на балканском полуострове жертвами войны, продолжавшейся целых четыре года, стало не менее 20 тыс. человек. Благодаря содействию ООН совместно с другими международными организациями в 1995 году война в Хорватии была прекращена. Сегодня все разговоры сводятся к возвращению беженцев, которые, в свою очередь, больше говорят о возвращении, чем собираются это сделать.

Бесспорно, сербско-хорватские отношения на сегодняшний день далеки от безоблачных. А взаимные столкновения происходят и по сей день. Особенно в тех местностях, которые наиболее пострадали от военных действий. Однако нездоровая демонизация хорватского народа, проводившаяся все 90-е и продолжаемая некоторыми сейчас, совершенно не совпадает с реальностью!

СФРЮ - эта аббревиатура уже стала забываться. Уходит в прошлое и другое название страны - Югославия. Население Сербии, Боснии, Хорватии и других союзных республик, входивших в это государство, так и не смогло стать единой нацией. Попытка ее создания потерпела крах, за которым последовал распад страны и череда кровавых гражданских конфликтов.

Конфликт между Хорватией и Сербией

Изначально отношения между двумя народами складывались вполне дружелюбно. В XIX веке среди интеллигенции имела популярность идеология иллиризма - объединения южнославянских народов в единое суверенное государство либо автономию в рамках австро-венгерской монархии. В 1850 году было подписано соглашение о едином литературном языке, равноправно именуемом сербохорватским или хорватскосербским.

В 1918 году мечта сбывается - на карте Европы появляется новая страна: Королевство сербов, хорватов и словенцев с сербской правящей королевской династией Карагеоргиевичей и столицей в Белграде.

Такое положение вещей многим сразу не понравилось. Административно-территориальное деление совершенно не совпадало с этнорелигиозным составом населения. Росли недовольство и противоречия между населявшими страну народами.

С началом Второй мировой войны и немецко-фашистской оккупации Югославия была расчленена, а на части ее территории возникло марионеточное Независимое государство Хорватия.

Начался геноцид сербского населения, унесший жизни нескольких сотен тысяч человек. Порядка 240 000 было насильственно обращено в католицизм, а 400 000 стали беженцами.

Послевоенный коммунистический режим Тито пытался сплотить народы страны на основе идеологии «братства и единства». Общность языка, сходство в культуре и югославская модель социализма должны были создать новую нацию. Религиозные и некоторые языковые отличия при этом намеренно игнорировались и объявлялись пережитком прошлого.

После смерти Тито нарастают центробежные тенденции. В 1991 году Хорватия объявляет независимость и выходит из состава Югославии. Местные сербы не хотят жить в новом государстве, возникает самопровозглашенная Республика Сербская Краина. Начинаются боевые действия, идут этнические чистки и геноцид сербов в Хорватии 1991-1995 гг., но достается и самим хорватам - военные преступления совершают обе воюющие стороны.


Причины

Много говорится о религиозных отличиях двух народов и их этнополитической ориентации на Запад и на Восток соответственно. Фашистскому режиму усташей припоминают насильственное окатоличивание православного населения во время гитлеровской оккупации. Подчеркиваются и диалектные различия: так и не смогли люди о едином языке договориться.

Но главная причина раскола - экономическая. Хорватия была одной из самых развитых республик СФРЮ и давала до 50% валютных поступлений в бюджет.

Богатый промышленный потенциал и привлекавшие иностранных туристов курорты Адриатики тому способствовали. Кормить более бедные и отсталые регионы страны хорватам не нравилось. Они все больше ощущали себя неравноправными, хотя центральное правительство для соблюдения равновесия сдерживало сербское национальное движение.

Борьба за идентичность проявилась и в языковых войнах. В 1967 году филологи из Загреба отказались завершать работу над общим словарем сербохорватского языка. В дальнейшем хорватская литературная норма продолжила обособляться от сербской: подчеркивались старые, вводились новые отличия в лексике.


Ход событий

В марте 1991 года происходят первые столкновения между местной полицией и силами сербской самообороны. Погибло 20 человек. В дальнейшем стычки продолжались, а 25 июня 1991 года по результатам референдума Хорватия объявляет о независимости, выходит из состава Югославии и формирует собственные вооруженные силы. Югославская армия и силы сербского ополчения берут под свой контроль до 30% территории страны. Начинаются активные боевые действия.

ВВС Югославии бомбят Загреб и Дубровник, идут бои в области Славония и на Адриатическом побережье. Обе воюющие стороны проводят этнические чистки и создают лагеря для военнопленных.

К концу года уже существует самопровозглашенная Республика Сербская Краина, не признающая центральное правительство в Загребе.

Зимой 1992 г. при международном посредничестве наступает перемирие. В страну входят миротворческие силы ООН. Масштаб военных действий снижается, они обретают все более эпизодический характер, происходит обмен пленными. Однако уже в начале 1993 г. положение обостряется на фоне войны в соседней Боснии, где свои самопровозглашенные республики создают и сербы, и хорваты.

К 1995 г. хорватская армия и добровольческие формирования уже хорошо вооружились и научились воевать. Во время операции «Буря» 100-тысячная группировка ликвидирует Сербскую Краину и проводит зачистку ее территории. Спасаясь, беженцами стали до 200 000 человек.

12 ноября 1995 г. подписывается мирное соглашение, положившее конец гражданской войне в Хорватии. Около 20 000 погибших и 500 000 беженцев - таков ее итог.

Последствия

Война нанесла огромный урон экономике - спад составил до 21% ВВП. Пострадало 15% жилого фонда, десятки городов подверглись массированным артобстрелам, пострадали многие православные и католические церкви и монастыри. Сотни тысяч людей были вынуждены бежать, оставляя свое имущество - многие и по сей день не могут вернуться в свои дома.

Другим следствием стало резкое изменение этнического состава целых городов и областей. Удельный вес сербского населения снизился с 12% до менее 4,5%.


Численность населения стран

Гражданские войны 90-х, экономические проблемы и снижение рождаемости привели к неблагополучной демографической ситуации в обеих странах: население сократилось. Впрочем, депопуляция давно стала трендом во всех странах Восточной Европы. Для Сербии и Хорватии, как и их соседей, здесь свою лепту вносит фактор высокой эмиграции. Югославская диаспора на Западе насчитывает сотни тысяч человек.

Сербия

Численность населения Сербии на территории, подконтрольной правительству Белграда, составляет около 7 млн человек, из них сербы - 83%. Национальный состав по всей территории страны неоднороден. Так, находящийся к северу от Дуная автономный край Воеводина - один из самых пестрых по этническому составу в Европе. Здесь доля сербов падает до 67%, но есть большие общины венгров, словаков, румын и русин. В крае хорошо развита система образования и медиа на языках меньшинств, они имеют признанный официальный статус.

На юге страны большую роль играет мусульманский фактор, и многие исследователи считают его бомбой замедленного действия. Речь идет о Прешевской долине с большой долей албанцев и области Санджак, где до половины населения составляют исповедующие ислам боснийцы, образуя своего рода анклав.

В нынешних реалиях Косово, формально входящее в состав Сербии, правильнее рассмотреть отдельно. Оценки и переписи населения здесь сильно разнятся - причиной тому война, этнические чистки и массовая эмиграция. Численность жителей составляет от 1,8 до 2,2 млн человек, из них албанцев - порядка 90%, сербов - около 6%, остальные - цыгане, турки, боснийцы и более мелкие общины других славян.


Хорватия

В стране проживает порядка 4,2- 4,4 млн человек. Как и в Сербии, демография характеризуется очень низкой рождаемостью (1,4 детей на женщину) и отрицательным естественным приростом, однако коэффициент убыли здесь ниже. Население сильно сократилось из-за войны, когда огромное количество людей покинуло страну.

Государство моноэтнично: доля хорватов давно превысила 90%, сербская община составляет теперь около 189 000 человек. За ними по численности следуют боснийцы, итальянцы, цыгане и венгры.

Существует проблема репатриации сербов и возврата либо компенсации их имущества, утраченного в ходе войны. За пределами Хорватии живет около 200 000 сербских беженцев, покинувших страну в ходе военных действий.


Религиозный состав Сербии и Хорватии

История христианства на Балканах сложна и противоречива. При языковой однородности славянского населения уже в средние века сложилась религиозная чересполосица со смешением православия, католицизма и богомильства - еретического направления, образовавшего собственную церковную организацию. Приход турок, частичная исламизация и массовые переселения еще больше усложнили картину. Войны 90-х сделали этническую и религиозную карту региона более однородной.

На Балканах вероисповедание обычно тождественно национальной принадлежности. Сербское православие и хорватский католицизм - главное и почти единственное заметное отличие двух народов.

Христианство присутствовало в регионе уже в VII веке, однако официальное его принятие относят к более позднему времени. В начале IX столетия крещение принимает Борна, князь приморской Хорватии, а в середине - сербский княжеский род Властимировичей. Новая вера проникает одновременно и с Запада, и с Востока.

На момент церковного раскола римско-католический обряд утвердился преимущественно на Адриатическом побережье и сопредельных землях, греко-православный - в более отдаленных внутренних областях Балкан. Там же существовала и еретическая Боснийская церковь, исповедовавшая учение богомильства. Таким образом, религиозное размежевание среди сербов, хорватов и боснийцев началось уже в Средневековье.


Православные

Как следствие византийского влияния, в Сербии вероисповедание в основном православное среди самих сербов, а также их соседей влахов, дославянского кочевого романоязычного населения региона.

Православных (сербов, влахов, цыган и пр.) - 85% населения, однако в Косово удельный вес падает до 5%. В Хорватии же их доля крайне мала и составляет 4,4%, практически совпадая с количеством сербов.

Однако в прошлом сербы активно переселялись в хорватскую Славонию под власть австрийской короны, где была создана Военная Граница - система поселений для защиты империи от турок. Сербы-граничары по своим функциям походили на реестровое казачество Российской империи. Здесь сербы религию и свободу вероисповедания сохранили, хотя и не были равноправны с католиками. То есть и в Хорватии тоже имеются давние православные традиции.


Мусульмане

Ислам пришел на сербские и хорватские земли вместе с турецким завоеванием. Основная масса христиан сохранила верность своей религии. Но в ряде областей церковные институты и традиции были слабее, особенно в Боснии. Здесь исламизация набирала обороты, особенно в городах - административных, торговых и культурных центрах новых провинций Османской империи. Мусульмане и христиане населяли чересполосно целые области.

Города как форпосты ислама и сельская местность с более сильными христианскими традициями - особенность, характерная для всех балканских стран в эпоху турецкого ига.

В современной Хорватии мусульман мало - всего 1,5%, в основном боснийцы. В Сербии цифра выше - 3,2%, сюда входят жители южной области Санджак и прешевские албанцы. Однако эта статистика не учитывает Косово, ставшее почти полностью мусульманским. Здесь исповедует ислам более 95% - албанцы-косовары, а также турки, боснийцы и более мелкие группы славян-мусульман.


Католики

В Хорватии вероисповедание в основной католическое. Латинский обряд пришел вместе с миссионерами из Рима и Венецианской республики, державшей под контролем нынешнее побережье страны. Однако произошло уникальное явление - латинская месса утвердилась, но не смогла вытеснить пришедшие с Востока церковные традиции.

Хорваты приняли католицизм, но сохранили богослужение на старославянском языке и глаголицу как культовую письменность вплоть до XX столетия.

Ранняя утрата независимости, уния с Венгерским королевством и вхождение в состав Австрийской империи лишь усилили позиции католической церкви.

Воеводина также находилась под властью Вены. Поэтому большинство приверженцев католической веры, составляющих в Сербии 5,5% населения, проживает именно здесь. Прежде всего это венгры, а также словаки и хорваты.


Протестанты

Население обеих стран консервативно в своем мировоззрении - поэтому новый для этих мест протестантизм почти не нашел здесь сторонников. Они составляют считанные доли процента от общего населения.

Верующие других религий

Иудаизм в прошлом имел определенный вес в регионе: существовали не очень большие, но вполне процветающие еврейские общины как сефардов, так и ашкеназов. Но в годы Второй мировой войны нацисты и их пособники усташи массово истребляли евреев вместе с сербами и цыганами. На сегодняшний день приверженцев иудаизма в каждой из стран осталось не более нескольких сотен.

Агностики

Религиозный вопрос в обеих странах сильно политизирован, поэтому исследования не всегда дают объективную картину. Лишь 0,76% жителей Хорватии указали себя агностиками и скептиками. Не указали отношение к религии 2,17% граждан Хорватии и 5,24% Сербии. Вместе с тем по данным Евростата 67% людей в Хорватии верят в Бога, 24% регулярно ходят в церковь, а 70% считают религию важной частью своей жизни (в Сербии - 56%).

Атеисты

Нерелигиозными в целом и атеистами считают себя 3,81% населения Хорватии. В Сербии эта цифра доходит лишь до 1,1% в среднем по стране, а в некоторых областях падает до уровня статистической погрешности.

Представители церкви

Главой или примасом католической церкви в Хорватии является кардинал Иосип Бозанич. Административно она поделена на 5 частей: 4 митрополии и 1 архиепархию с центром в г. Задар на побережье. Последняя основана еще в римскую эпоху и подчиняется напрямую Ватикану. В Сербии образована одна архиепархия на большей части страны и 3 епархии в автономном крае Воеводина.

Косовские албанцы католического вероисповедания объединены в отдельную структуру - епархию Призрена и Приштины, также управляемую напрямую папским престолом. Примечательный факт - Ватикан по сей день не признает независимость Косово.

Сербская православная церковь имеет непростую историю. Она дважды получала автокефалию, а ее структуры неоднократно упразднялись и воссоздавались заново с нуля. Периодом расцвета стал период 1918-1941 гг. как время максимального расширения и укрепления иерархии.

Правящим архиереем с 2010 г. является патриарх Ириней (Гаврилович). Структурно церковь состоит из 4 метрополий и 36 епархий на территории бывшей Югославии и других стран с заметной сербской диаспорой. После церковного раскола в Македонии и образования неканонической Македонской церкви приходы, сохранившие верность Белграду, выделены в автономную Охридскую архиепископию СПЦ.


Роль веры в жизни

В условиях постоянных войн и иноземного господства вкупе с религиозным неравноправием вера стала играть особую роль в жизни людей на Балканах. Помимо ритуального и духовного аспектов она стала важным и главным фактором самоидентификации.

Смена религии в прошлом означала и смену национальности. Приняв католицизм, серб превращался в хорвата.

При правлении Тито в рамках идеи югославизма религиозные различия намеренно нивелировались, атеизм был государственной политикой. На фоне войн 90-х набрал силу обратный процесс, религия вновь стала играть большую роль. И даже ведущие вполне светский образ жизни люди при переписи предпочитают указывать себя приверженцами православной или католической веры, видя конфессию важной частью своей национальной идентичности. Закон Божий как школьный предмет активно преподается в школах, но его изучение не обязательно.

Церковные ритуалы и традиции стран

Католическая церковь в регионе следует латинскому обряду, после принятия унии византийский обряд также имеет место, а глаголический постепенно вышел из употребления. Православное богослужение использует старославянский и сербский языки, а в качестве календаря юлианский, он же «старый стиль».

Крестная Слава - народный праздник и фестиваль, имеющий знаковое место в сербской культуре. Один или два раза в год семья собирается в расширенном составе (до нескольких сотен человек) и празднует день святого-покровителя их рода. Его может иметь также село или город, как и собственную Славу. По одной из версий, Слава возникла в процессе христианизации Сербии, но есть аргументы и в пользу ее более древних языческих корней.


Религиозные праздники

Праздники из церковного календаря признаны на государственном уровне и отмечаются в обеих странах.

Католические в Хорватии:

  1. Богоявление (6 января).
  2. Пасхальный понедельник.
  3. Праздник Тела и Крови Христовых.
  4. Успение Богородицы (15 августа).
  5. День всех святых (1 ноября).
  6. Рождество (25 декабря).
  7. День святого Стефана (26 декабря).

Православные в Сербии:

  1. Рождество (7 января).
  2. Великая пятница (предпасхальная).
  3. Поливальный понедельник (он же пасхальный).

Отношение к другим верам

Гражданские войны, этнические чистки и геноцид прошлого не обошлись без разрушения церквей и монастырей, а также насильственных обращений в другую религию. Людям есть за что не любить друг друга. Вера как этнический маркер, взаимные обиды и мышление по схеме «свой-чужой» до сих пор создают почву для религиозной и этнической нетерпимости между православными и католиками бывшей Югославии.


Видео о странах

Из этого видео вы узнаете, почему надписи на кириллице остаются для хорватов напоминанием о войне.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!