Церкви и храмы в гродно и гродненской области. Храм в честь собора всех белорусских святых - церкви и храмы в гродно и гродненской области Скульптура Пресвятой Богородицы

История гродненского Храма в честь Собора Всех Белорусских Святых в г. Гродно, началась с регистрации общины. Строить здание решили на месте трагической гибели тысяч солдат Второй мировой войны в микрорайоне Вишневец. Иерей Анатолий Ненартович, который руководит храмом и по сей день, правда, уже в чине протоиерея, стал духовным пастырем над общиной и строительством. В 1999 году на месте строительства церкви была установлена копия креста Ефросиньи Полоцкой. Возле этого креста и происходили первые воскресные молебны отцов Анатолия и Виктора. Количество верующих, которых не пугали непредсказуемые погодные условия под открытым небом, с каждым месяцем становилось все больше. Плачевное положение общины не осталось без внимания общественности, и, уже в декабре 2000 года возле креста был установлен железнодорожный вагон, списанный Белорусской железной дорогой.

Долгожданное строительство полноценного церковного здания началось в апреле 2002 года, а 12 июня 2005 года в честь святого младенца-мученика Гавриила Белостокского был освящен нижний храм. В день памяти последнего – 3 мая 2009 года – после торжественного освещения были установлены кресты и купола. В честь Собора Всех Белорусских Святых храм был освящен в ноябре 2011 года при непосредственном участии Митрополита Филарета и других почетных гостей. Внушительную толпу верующих, желающих посетить это торжественное событие, стены церкви вместить не смогли: многим пришлось довольствоваться прилегающей к храму территорией.

Внутреннее убранство Храма в честь Собора Всех Белорусских Святых г. Гродно

Первое, что бросается в глаза при входе в нижний храм, посвященный святому Гавриилу Белостокскому – это резной иконостас, который, как и большинство икон в храме, выполнен иконописцами минского Свято-Елисаветинского монастыря. Ликом святого младенца-мученика украшен аналой и сам иконостас. В нижнем храме в общем ковчеге хранятся также частицы святых мощей Иоанна, Ангелины и Стефана Сербских, которые дополнены иконой этих мучеников.

Центральным элементом верхнего храма также является величественный резной иконостас. Слева от него расположена живописная икона Пресвятой Богородицы Предвозвестительницы, написанная минским мастером Павлом Минченей. Справа от иконостаса находится икона и частицы мощей Ефросиньи Полоцкой. Кроме этого в храме покоятся частицы мощей и других святых: Георгия Победоносца, праведного Иоанна Кормянского, великомученика Лазаря Сербского и др.

Духовная деятельность при Храме в честь Собора Всех Белорусских Святых г. Гродно

Для юных почитателей христианской веры в Храме организована Воскресная школа, куда принимают всех желающих от 6 до 13 лет. В школе детям передают не только теоретические знания об истории церкви, веры и жизни святых, но и стараются привить им духовность, высокие моральные ценности и раскрыть животворящее творческое начало. Помимо обычных занятий в школе организуется работа кружков, экскурсии, послушания и т.д.

С 2005 года при храме действует братство под руководством настоятеля Анатолия, объединяющее православную молодежь, достигшую совершеннолетия. Молодые люди не только организуют мероприятия для совместного отдыха, но и активно помогают страждущим: сотрудничают с детским домом, помогают хосписам и семьям, воспитывающим детей с особенностями развития, обустраивают территорию храма, участвуют в молодежных мероприятиях.

Храмовое Сестричество было организовано еще раньше Братства – в 2000 году. Трудами женщин был благоустроен временный храм, собирались пожертвования, каждый вечер проводились занятия по изучению Писания. Выращенный сестрами на колхозном поле картофель, несколько лет кормил приход, строителей храма, членов многодетных и неблагополучных семей. Организаторами многочисленных паломничеств по территории Беларуси, ближнему и дальнему зарубежью также выступают активные участницы храмового Сестричества.

Каждое воскресенье при храме проводятся собрания просветительского клуба «Общение», на которых поднимаются животрепещущие темы, которые довольно редко обсуждаются современными СМИ.

Нижний храм - цокольный этаж, освящен в честь святого мученика младенца Гавриила Белостокского.

Информацию о всех православных церквях и храмах в Минске и других городах Беларуси Вы можете найти на сайте справочника Ритуальных услуг

В августе 1905 года бесславно для России закончилась русско-турецкая война. Она показала всю несостоятельность организации российской армии, но в то же время явила примеры мужества и стойкости её солдат. Чтобы увековечить память о солдатах и офицерах артиллерийского полка, павших в те дни на восточных рубежах России, в Гродно был воздвигнут собор Покрова Пресвятой Богородицы.

Собор в Гродно

Покровский собор, при всём его значении памятника важному историческому событию, не был лишь проявлением эмоционального порыва россиян, охваченных патриотическим чувством. В основе решения властей о его закладке лежало правительственное постановление, принятое ещё в конце XIX века и в 1901 году, ставшее законом после того, как было утверждено государем Николаем II. Оно предписывало возведение гарнизонных и полковых церквей на территориях всех воинских частей, в штат которых были включены священнослужители.

Поскольку в те годы территория нынешней Беларуси входила в состав России, то под юрисдикцию Николая II попадал и город Гродно. Покровский собор, таким образом, появился в качестве сугубо уставного гарнизонного атрибута, хотя и воспринимался в последующие годы прежде всего как памятник военнослужащим, погибшим в русско-японскую войну.

Возведение храма-музея

Разработка проекта будущего собора была поручена гродненскому архитектору М. М. Прозорову. В своей работе зодчий взял за основу черты другого гарнизонного храма, находившегося в Петергофе - одном из дворцовых пригородов Санкт-Петербурга. Это была церковь, своими художественными достоинствами снискавшая вполне заслуженную славу. Руководил же работами по воплощению проекта И. Е. Савельев.

Строительные и отделочные работы были завершены в 1907 году, и 11 ноября состоялось его торжественное освящение в честь Покрова Пресвятой Богородицы, незримо простёртого и над городом Гродно. Покровский собор стал не только символическим памятником, но и реально действующим музеем. В одном из его помещений была открыта экспозиция, связанная с подвигами солдат и офицеров в годы недавно закончившейся войны. Тогда же в их честь установили ежегодный крестный ход, совершавшийся в Вербное воскресенье, то есть за неделю до Пасхи, центром празднования которой с этих пор стал и Покровский собор (Гродно). Расписание богослужений на его дверях долгие годы соседствовало с графиком работы музея, действовавшего в его стенах.

Храм - школа патриотизма

В те годы клиром собора совместно с командованием Гродненского гарнизона была проделана большая работа по воспитанию патриотизма и поднятию боевого духа среди военнослужащих, окормлявшихся в храме. К ней были привлечены члены городского Церковно-археологического комитета, предоставившие храму полковые иконостасы и большое собрание икон. Вскоре последовало торжественное открытие установленной на стене собора мемориальной доски с именами солдат и офицеров, отдавших свои жизни в русско-японской войне и служивших прежде в Гродно. Покровский собор стал их мемориалом.

Уникальная архитектурная композиция

Несмотря на то что зодчий М. М. Прозоров создавал проект храма на основе готового образца, построенного в Петергофе, в результате его творческого переосмысления автору удалось создать композицию, обладающую неповторимыми чертами. Большую роль в этом сыграл и руководитель строительных работ военный инженер И. Е. Савельев.

Покровский кафедральный собор (Гродно) выполнен в ретроспективно-русском стиле, что во многом отличает его от псевдорусских храмовых построек. В основу здания положена удлинённая базилика, с восточной стороны завершённая пятигранной апсидой - выступающей частью стены, за которой находится алтарь. В северо-западной части фасада расположена шатровая звонница десятиметровой высоты, завершённая маковкой, установленной на барабане. По её сторонам высятся два небольших шатра, также украшенные маковками. Их вид дополняют полукруглые окна с кокошниками.

Алтарная часть храма надстроена невысоким четвериком, увенчанным пятью куполами, помещёнными на восьмигранные основы. Несомненным их украшением являются ложные окна, обрамлённые декоративными кокошниками. Также примечательны и окна, расположенные на двух уровнях боковых фасадов и снабжённые живописными «теремными» наличниками. Простенки же между ними оформлены богатой декоративной отделкой.

Неповторимость интерьера

Покровский собор в Гродно, фото которого представлены в статье, замечателен и своим интерьером. Двенадцать мощных колонн с перекинутыми через них аркадами делят внутреннее помещение на три нефа (три отдельные части). Древнерусская текстовая вязь служит орнаментом для оформления трёх плафонов потолка, а стены покрыты росписью, представляющей сцены из Ветхого и Нового Заветов.

Достопримечательностью собора, бесспорно, являются также его главный и боковые иконостасы. Они выполнены из дерева, имеющего тёмную тонировку, богато украшены резьбой и позолотой. Так же оформлены и алтарные помещения. Над входом в собор расположены хоры, декорированные в русском стиле и органично вписывающиеся в интерьер.

Святыни Покровского собора

Однако, несмотря на все художественные достоинства, главным содержанием любого храма являются его святыни - чудотворные иконы и хранящиеся в нём мощи угодников Божьих. Есть они и в Покровском соборе. Это, прежде всего, особо почитаемые образа Казанской Божьей Матери, Богоматери Одигитрии и Сошествие Святого Духа, а также мощи великомученика Гавриила Заблудского. К ним никогда не иссякает поток паломников и прихожан.

Собрание святынь храма значительно пополнилось в период перестройки, после того как в соборе были произведены реставрационные работы. В него вошли иконы, написанные в честь многочисленных новомучеников и исповедников российских, прославивших Господа в годы репрессий. Многие из них были жителями Белоруссии.

Собор, переживший коммунистическое лихолетье

Следует отметить, что на протяжении всех десятилетий коммунистического правления, когда были упразднены, а порой и разрушены тысячи храмов, одним из немногих, не прекращавших свою деятельность оставался Покровский собор в Гродно. Расписание служб никогда не исчезало с его дверей. Заслуга в этом принадлежит главным образом членам его прихода, нашедшим в себе мужество встать на защиту своего храма.

В XX веке Покровский собор пережил много событий, несколько снизивших его роль храма-памятника. Это и революции, и войны, и включение части Белоруссии в состав Польши. После того как в 1921 году верующие лишились кафедрального его роль стал выполнять Покровский собор в Гродно.

Часы его работы были наполнены в те дни не только службами, установленными церковным Уставом, но также требами и непрерывными молитвами тысяч людей, съезжавшихся сюда со всей страны. Таким он остаётся и в наши дни. Сегодня расположенный в старой части города Покровский собор (Гродно) - адрес: ул. Элизы Ожешко, 23 - является одним из самых посещаемых городских храмов. Вся окружающая его территория получила статус памятника истории и архитектуры, охраняемого государством.

Скульптура Пресвятой Богородицы

В 2008 году гродненский художник В. Пантелеев выступил с инициативой установки в городе монументальной православной скульптуры, в чём получил одобрение со стороны как гражданских властей, так и епархиального руководства. Полтора года спустя вблизи Покровского собора была установлена его композиция «Покров Пресвятой Богородицы». Она стала достойным оформлением прилегающей к храму территории.

Высота отлитой из бронзы фигуры - три метра, а вместе с гранитным постаментом составляет четыре метра двадцать сантиметров. Её торжественное освящение было приурочено к празднованию ста десятилетия образования и состоялось в день Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября.

Как было упомянуто выше, гродненский Покровский храм получил статус кафедрального собора в период драматических событий, развернувшихся в первые годы советской власти и ставших следствием антицерковной политики нового режима. В наши дни его доминирующее положение среди других существующих ныне в городе храмов было официально закреплено решением руководства, Гродненской епархии, образованной сразу после того, как республика Беларусь обрела самостоятельность. В результате расписание богослужений в Покровском соборе в Гродно несколько отличается от графиков работ прочих храмов.

В будние дни утренние службы начинаются в 8:30, а вечерние в 17:00. В воскресные же и праздничные дни утром проводятся три богослужения - ранняя литургия в 6:30, затем утреннее богослужение воскресной школы в 8:30 и поздняя литургия в 9:30. В вечернее время служба начинается в 17:00. Кроме указанных часов, двери собора в течение всего дня открыты для тех, кто хотел бы поклониться его святыням или просто осмотреть этот уникальный памятник храмового зодчества.

В 1994 г. в городе Гродно по благословению Высокопреосвещеннейшего Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого была зарегистрирована община в честь «Собора Всех Белорусских Святых». Местом строительства храма был выбран микрорайон Вишневец, ведь именно здесь во время Великой Отечественной войны, сначала в 1941, а затем в 1943 гг., прошли страшные бои, унесшие тысячи человеческих жизней. В декабре 1998 г. указом Преосвященнейшего Артемия, епископа Гродненского и Волковысского духовное пастырство над церковной общиной с последующим строительством храма было поручено священнику Свято-Покровского Кафедрального собора иерею Анатолию Ненартовичу. Одними из инициаторов строительства и первыми жертвователями стали гродненские предприниматели Валентин Дуботовка и Виктор Колацкий. В 1999 г. в день Собора Всех Белорусских Святых, после Божественной Литургии в Свято-Борисо-Глебской Коложской церкви, духовенство и миряне на своих руках пронесли через весь город деревянный крест в форме Креста преподобной Евфросинии Полоцкой, который и установили на месте будущего строительства храма.

Каждый воскресный день отец Анатолий и отец Виктор Свентицкий с немногочисленными прихожанами молились у Креста Господня, совершая молебен с акафистом. С каждым месяцем молящихся у креста становилось всё больше.

В декабре 2000 г. на месте строительства храма был установлен списанный железнодорожный вагон, пожертвованный общине Управлением Белорусской железной дороги. С тех пор в жизнь общины устойчиво вошло выражение «в вагончике».

1 апреля 2002 г. после молитвы за Божественной Литургией начались работы по возведению храма. Институт Гродногражданпроект выполнил документацию по строительству храма, церковного дома, трансформаторной подстанции и котельной. Автором и главным архитектором храма стала Нина Сергеевна Емельянова, главным инженером проекта – Демьянчук Владимир Григорьевич, который не только возглавил творческий коллектив по проектированию храма, но и принимал самое активное участие в строительстве. Организация, производство и выполнение всех строительных работ было поручено одному из первых прихожан общины Александру Дмитриевичу Калинка.

2005 г. стал особенно радостным для прихожан «вагончика». 12 июня Преосвященнейший Артемий, епископ Гродненский и Волковысский, в сослужении настоятеля, клира прихода, духовенства епархии и многочисленных гостей освятил нижний храм в честь мученика младенца Гавриила Белостокского.

Четыре трудных года шло возведение стен верхнего храма.

3 мая 2009 г. – день памяти святого мученика младенца Гавриила – долгожданный день в жизни общины прихода. В этот день после Божественной Литургии, на которой присутствовали Преосвященнейший Артемий, епископ Гродненский и Волковысский, духовенство, прихожане, мэр города Борис Козелков, были освящены и установлены кресты и три золотых купола, выполненные в византийском стиле.

31 декабря 2010 г. в стенах нового верхнего храма был отслужен молебен с акафистом «Слава Богу за всё», а 24 апреля 2011 г. в Великую Субботу прихожане, пришедшие освящать пасху, смогли увидеть настоящее чудо – резной иконостас с писаными иконами.

7 ноября 2011 г. состоялось торжественное освящение верхнего храма в честь Собора Всех Белорусских Святых. Разделить радость праздника и совершить освящение храма прибыл Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. За первой Литургией в верхнем храме Его Высокопреосвященству сослужил не только правящий архиерей Гродненской епархии епископ Артемий, но и почетные гости – архиепископ Белостокский и Гданьский Иаков и епископ Бобруйский и Быховский Серафим. Также в праздничном богослужении приняло участие духовенство Минской, Бобруйской, Витебской и, конечно же, Гродненской епархии. Следует отметить, что количество прихожан, прибывших почтить праздник, было столь велико, что их не вместил ни верхний, ни нижний храм – многие из них молились на ступенях и во дворе храма.

За Литургией Владыка Филарет совершил награждение клириков храма церковными наградами. Настоятель храма митрофорный протоиерей Анатолий Ненартович был награжден медалью святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, иерей Павел Терешков – правом ношения набедренника. Также настоятель Свято-Марфинской церкви г.Гродно, в прошлом клирик храма в честь Собора Всех Белорусских Святых протоиерей Виктор Свентицкий, был награжден правом ношения палицы. После Божественной Литургии и Крестного хода вокруг храма Владыка Экзарх вручил ордена и грамоты жертвователям и активным прихожанам.

История этого храма, который более 10 лет строился в гродненском микрорайоне Вишневец, началась ещё в 1998 году, когда была зарегистрирована православная община, руководителем которой стал протоиерей Анатолий Ненартович. На месте будущего храма был установлен поклонный крест, возле которого еженедельно совершались богослужения. Уже через год в приходе появилась воскресная школа с большим количеством учащихся.

1 апреля 2001 года был освящён временный храм. Многолетний путь к настоящему зданию церкви православная община преодолевала в переоборудованном плацкартном вагоне пассажирского поезда. Вскоре было создано сестричество в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, которое развернуло широкую благотворительную деятельность: сёстры собирали средства на строительство храма, опекали детей из неблагополучных семей, собирали продукты для тех, кому трудно, и мн. др.

1 октября 2002 года началось строительство храма. Одними из первых, кто сделал пожертвование на церковное строительство, стали предприниматели Валентин Дубатовка и Виктор Калацкий. 12 июня 2005 года был освящён нижний храм в честь святого младенца мученика Гавриила. И вот 7 ноября состоится долгожданное освящение Храма Собора Всех белорусских святых, которое возглавит Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси в сослужении епископа Гродненского и Волковысского Артемия, епископа Бобруйского и Быховского Серафима, а также гостя из Польши архиепископа Белостокского и Гданьского Иакова. Начало богослужения в 9.30. По окончании Божественной литургии состоится крестный ход.

Справка: Празднование в честь Собора Белорусских святых благословил 3 апреля 1984 года приснопоминаемый Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. В том же году, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, было впервые совершено празднование Собора святых, благоугодивших Богу в разные времена тысячелетней истории Православия на Белорусской земле. Для каждого из белорусских святых установлен день памяти.

Сейчас в соборе белорусских святых около 60 молитвенников о земле Белорусской.

Самыми древними в Беларуси являются Полоцкая и Туровская епархии, поэтому и первыми известными белорусскими святыми были Полоцкие и Туровские правящие архиереи: святители Мина, Дионисий и Симеон, епископы Полоцкие, святители Кирилл и Лаврентий, епископы Туровские. Они почитаются как первые архипастыри, которые своей жизнью и служением способствовали благодатному распространению веры Христовой в первые века после Крещения Белорусской земли. Их святительская деятельность проходила в XII и XIII столетиях.

В этот же период свой монашеский подвиг совершали преподобные Мартин Туровский, Евфросиния Полоцкая, Елисей Лавришевский.

В XII столетии существовала еще одна древняя епархия, в состав которой входили белорусские земли, - Смоленская. Здесь прославился своей добродетелью и праведностью благоверный Ростислав, князь Киевский и Смоленский. Им были построены множество храмов и монастырей на белорусских землях, своей жизнью он являл личный пример благочестия и добродетельности.

В XIII–XIV столетиях христианская вера распространялась на северно-западных землях Великого княжества Литовского. Не всегда это проходило мирно. Именно здесь совершили свой мученический подвиг святые Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские. Они почитаются как первых на Беларуси мучеников ради Христа. И, по-видимому, не случайно после их исповеднического подвига на землях Великого княжества Литовского установился почти 200-летний период укрепления Православной Церкви и расцвета просвещения и образования. В этот период Господь прославил праведную деву Иулианию Ольшанскую, о земной жизни которой почти не существует сведений. Однако в ее образе воплощена память о многих белорусских женщинах-христианках, праведно и благочестиво свершавших и ныне свершающих свой христианский подвиг.

Тяжелым испытанием для Православия стал период унии. Своей стойкостью и преданностью вере православной в это время прославились праведная София Слуцкая, преподобномученики Афанасий Брестский и Макарий Пинский.

Как небесный защитник детей-христиан почитается мученик младенец Гавриил Белостокский.

В период унии на территории Великого княжества Литовского, входившего в состав Речи Посполитой, осталась только одна православная епархия с центром в Могилеве. Во главе этой епархии стоял святитель Георгий (Конисский). Он вел весьма активную просветительскую деятельность, потому что в период унии уровень духовного просвещения как священства, так и народа был очень низким. Своим служением архиепископ Георгий готовил благодатную почву для дальнейшего возвращения духовенства и народа из унии в Православие.

В истории Церкви Христовой мирные созидательные периоды чередуются с периодами испытаний и гонений. Сообразно с этим в мирные времена наиболее проявляется подвиг праведности и добродетельности, а во времена гонений свершаются подвиги мученичества и исповедничества.

Так, с упокоением в 1917 году праведного Иоанна Кормянского связывается окончание мирного периода в истории Церкви в Беларуси. После этого начинается период гонений, когда мученичество ради Христа приняли тысячи людей. Из их числа Господь открыл судьбы 23-х новомучеников и исповедников Минской епархии, прославленных Белорусской Православной Церковью в 1999 году, а также новомучеников Витебской епархии, прославленных в 2007 году.

Среди 23 новомучеников Минской епархии протоиерей Владимир Хираско, протоиерей Василий Измайлов, иерей Петр Грудинский, иерей Валериян Новицкий, иерей Владимир Хрищанович, иерей Иоанн Вечерко, протоиерей Сергий Родаковский, иерей Владимир Талюш протоиерей Михаил Новицкий, протоиерей Порфирий Рубанович, протоиерей Михаил Плышевский, протоиерей Димитрий Павский, протоиерей Иоанн Воронец, протоиерей Леонид Бирюкович, протоиерей Александр Шалай, Иерей Николай Мацкевич, Иерей Иоанн Панкратович, диакон Николай Васюкович, протоиерей Владимир Зубкович, протоиерей Владимир Пастернацкий, иерей Димитрий Клышевский, архимандрит Серафим Шахмуть, протоиерей Матфей Крицук.

В последние годы в Собор Святых земли Белорусской вошли священномученики Павлин, епископ Могилевский, прославленный в 2000 году, а также Макарий, митрополит Киевский и всея Руси (убит татарами в 1497 году под Мозырем, что по дороге из Новогрудка в Киев); Митрофан, архиепископ Астраханский; Гавриил, архиепископ Рязанский; Иоанн, архиепископ Рижский, прославленные в 2002 году.

Деянием Синода Белорусской Православной Церкви в 2002 году к Собору Белорусских Святых причтен священномученик архидиакон Никифор (Кантакузен), который был официальным представителем Константинопольского Патриарха в Великом княжестве Литовском и проявил мужество, защищая Православие на Брестском Церковном соборе 1596 года. Его твердая личная позиция стала причиной многочисленных гонений со стороны католической власти, которые закончились мученической кончиной архидиакона. Также в 2002 году в состав Собора Белорусских Святых вошли святые, которые подвизались в более давние времена.

Благоверный Борис, князь Туровский (память 6 июля) был сыном великого князя Юрия Долгорукого, внуком Владимира Мономаха. В 1155 году он стал князем Туровским и Пинским. Известно, что в 1157 году Борис потерял Туров в итоге междоусобной борьбы. Скончался он в 1158 году и был погребен в церкви святых мучеников на Нерли в Кидекши, которую построил его отец Юрий. Положенное в каменную раку тело более чем пять столетий покоилось в той же монастырской церкви. В 1675 году случайно через отверстие в гробнице была засвидетельствована его нетленность. Точных сведений об официальной канонизации князя не найдено; он почитается в соборе Владимирских святых.

Благоверная княгиня Евпраксия Псковская происходила из Полоцка, получила образование в Полоцком Спасском монастыре. Была убита в 1243 году в Пскове своим пасынком.

Преподобный Геннадий Могилевский родился в Могилеве. Был пострижен в монашество и подвизался в костромских лесах. Почил в 1565 году. Нетленные мощи святого Геннадия покоятся в Костроме.

Преподобный Феодор Острожский происходил из рода князей Турово-Пинских. Будучи князем, защищал Православие в Великом княжестве Литовским. В 1441 году принял монашество в Киево-Печерском монастыре, где и почил в 1483 году. Нетленные мощи святого Феодора находятся в Дальних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.

Преподобная Харитина, княжна Литовская, происходила из рода князей Литовских. Из-за междоусобиц переселилась в Новгород, а затем приняла постриг в Свято-Петро-Павловским женском монастыре под Новгородом. Почила в 1492 году; нетленные мощи святой Харитины находятся в Новгородской церкви Петра и Павла.

В последние годы, благодаря архивным поискам, пополнился собор новомучеников и исповедников Православной веры. К числу белорусских святых присоединены святитель Иоасаф (Жевахов), который в 1934 году возглавлял Могилевскую епархию, а в трагическом 1937 году был осужден и расстрелян по распоряжению властей.

В 2004 году в храме святителя Николая города Петрикова состоялось церковное прославление священномученика Иоанна (Пашина), уроженца тех мест, который в сане викарного епископа служил на Гомельщине и также принял мученическую кончину за веру в 1930-е годы.

6 февраля 2006 состоялось прославление в числе святых угодницы Божией блаженной Валентины Минской, которая в тяжелые времена общего безверия, когда Церковь преследовалась и храмы разрушались, сохраняла в душах людей сокровище веры

11 августа 2007 года была прославлена преподобная Манефа Гомельская, жизненный путь которой также пришелся на безбожные времена. Несмотря на телесную немощь и трагические жизненные обстоятельства, преподобная Манефа сохранила и пронесла через всю жизнь дар глубокой веры, молитвенности и милосердия, за что получила от Господа способность посредством молитвы исцелять больных и укреплять немощных.

В текущем 2011 году к лику белорусских святых причислены священномученик Константин (Жданов), священномученик Киприан (Климуц), и преподобный Леонтий (Карпович), архимандрит Виленский, исповедник.

Православная церковь в Республике Беларусь сегодня – это особое подразделение Русской православной церкви.

В нашей стране есть очень много церквей, которые возводились в разное время, а процентное соотношение верующих православных – подавляющее большинство среди всех верующих.

Наш Белорусский справочник ритуальных услуг сайт расскажет вам о том, какие церкви есть в городе Гродно, какие обряды проводятся на похоронах, а также о том, какие обычаи следует соблюдать уже после погребения человека.

В православии обряды сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Когда человек родился – он проходит обряд крещения, когда находит свою любовь – пару венчают, заключая, таким образом, союз на небесах. И даже когда человек уходит из жизни, это также сопровождается своими обрядами.

Наиболее важным обрядом можно назвать отпевание, которое, по своей значимости, равноценно крещению.

Заказать отпевание, а также узнать о других похоронных обрядах в христианстве можно у священнослужителей любой православной церкви города Гродно.

Пожалуй, не все отдают себе полный отчет о том, почему поминание души усопшего осуществляется не только после похорон, но и на третий, девятый и сороковой дни..

Сначала душа умершего, первые два дня после смерти, может странствовать по тем местам, которые были дороги ей при жизни, еще в телесной оболочке.

После этого, еще практически на неделю она отправляется в рай, чтобы познакомиться со всеми благами, которые есть в раю. Последний день пребывания в раю приходится именно на девятый.

Но дольше всего душа знакомится именно с Адом. Около месяца душа покойного странствует по местам мучений грешников. Когда это заканчивается, приходится сороковой день с момента смерти, и тогда определяется, куда отправляется душа.

Гродно размещает на своей земле огромное количество зданий православного культа. Каждая из этих церквей – это отдельная вселенная со своей историей возведения, жизни и деятельности.

Белорусский справочник ритуальных услуг сайт дает вам возможность познакомиться со всеми церквями города Гродно. Мы публикуем только достоверные исторические сведения, актуальные контакты и многое другое, что будет полезно посетителям нашего сайта

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!