Ляды мужской монастырь. Благовещенская церковь в малых лядах

В деревню Малые Ляды (от Минска - километров 40). Монастырь называется "Ляданский Свято-Благовещенский ставропигиальный мужской монастырь". Ставропигиальный - означает независимыми от местной епархиальной власти и подчинёнными непосредственно патриарху или синоду.

По сравнению с Жировичским - очень маленький: 23 человека живут. На территории запрещено фотографировать (всем), быть не в платке и не в юбке (женщинам), быть в шортах (мужчинам). Но, нарушать так нарушать. В смысле, пофоткаем немного.

На первом фото - монастырская церковь, "Благовещенская". Во дворе - полный раздрай и ремонт. Хорошо хоть резиновые сапоги не запрещены уставом (немного посомневавшись, поехала в них, хотя большинство прихожанок щеголяло в кожаных ботиночках на каблучках. Это по таким-то лужам!).

Домик слева - братский корпус. Тут же находится трапезная. После праздничной службы особо прошаренные прихожане дружною толпой ломанулись вслед за святыми отцами в это строение - угощаться. Мне наглости не хватило. Хотя, попутчики уверяли, что "кормят там ну оооочень вкусно и никого не прогоняют". Бежать и хавать нахаляву - всегда есть риск нарваться на конфликт, чего не хотелось. В Жировичах проще: есть трапезная, где платишь небольшую денежку и спокойно выбираешь, что хочешь. В конце концов, мы сюда не только за материальной пищей приехали.

В братском корпусе идет ремонт - в прошлом декабре сгорела крыша . О назначении строения справа я могу только догадываться. Возможно, там кто-то живет. Все домики на территории выкрашены в зеленую гамму и неплохо отделаны снаружи. Но, повторюсь, ландшафтным дизайном на территории пока не пахнет. Экскурсии по подворью не получится, в основном народ приезжает только в церковь. В наш приезд было два автобуса паломников.

Чего интересного есть тут и зачем ехать. Во-первых, нынешний игумен монастыря - епископ Вениамин - личность с весьма занятной биографией : 2 года проучился в радио-физическом университете, послужил в армии (интересно, и кто ему сессию завалил?), потом вернулся и закончил вуз с дипломом "Радиофизика и электроника".


После университета подался в семинарию и стал делать "духовную карьеру" в Жировичах. Попутно окончил духовную академию и получил "кандидата богословия". Стал преподавать. В настоящее время является игуменом монастыря и председателем Издательского совета Белорусской Православной Церкви. Товарищу 45 лет, кстати.

Во-вторых, любопытно посмотреть на ход службы. У них есть свои особенные ритуалы, которые в других церквях не видела. Чего стоит принародное одевание игумена перед службой! Выглядит так: его ставят на возвышение в центре храма, раздевают до черного подрясника, а потом, с поклонами, поцелуями, свечами и песнопениями начинают одевать обратно. Количество элементов одежды, которые надеваются на священника, вызывает легкое недоумение. Немного напоминает одевание короля.Процесс длится минут десять-пятнадцать, и в голову закрадываются крамольные мысли: судя по иконам, Христос был как-то проще по жизни. И в отношении одежды так не заморачивался. Возможно, у них так не каждый раз, а только в праздничные службы.


По ходу службы у меня появилась масса вопросов насчет отношений между ее участниками. А действительно ли надо столько раз целовать нарукавники у игумена? А зачем все эти круговые хождения и свечи? А почему...

Ясное дело, что каждое движение службы несет какой-то символический смысл. Для непосвященного человека - странное действо. Но, как говорится, их монастырь - их устав.

Служба шла довольно долго - около трех часов. Выстоять всю с непривычки было сложно, особенно, когда не всегда понимаешь, в чем смысл.

Одним из приятных моментов (да-да, не смейтесь) были два прислуживающих молодых человека. Высокие, стройные, красивые до одурения. И было ужасно обидно, что эти парни... и в монастыре. В голове не укладывалось, почему они только и занимаются, что "подай-принеси-подержи зонтик", и всё со смирением, поклонами и поцелуями рукавов вышестоящих. Мысль о том, что у них может быть очень нетрадиционная ориентация, гоню прочь - фуфуфу о таком думать! Пусть уж лучше это будут "семинаристы на практике". А, может, это такой красивый откос от армии? Ограничения и подчинения - те же, так хоть какая-то вероятность, что не убьют, оденут и покормят.

Потом одна мадам из верующих объяснила, что эти "мальчики" пока еще не прошли постриг и не монахи. И вообще *цитирую* если бы девки не были дурами, то не шли бы во всякие экономические и юридические университеты, а поступали в семинарию учиться на регентов (то есть руководителей церковного хора). Фишка в том, что в семинариях учатся будущие священники, которые почти все обязательно должны жениться к моменту окончания и распределения... А если слуха нет - то надо развивать!

В этом есть смысл. Вот вам, к примеру, дом священника из небольшого районного городка Беларуси. Архитектурное решение, конечно, не ахти. Но, матушка (у которой, по слухам, около десяти детей), вроде не особо жалуется: порядок в доме и на территории помогают поддерживать толпы особо сознательных прихожанок пенсионного возраста. Добровольно и бесплатно.

Что-то я отвлеклась. Вовзращаемся к монастырю. Что касается икон, то здесь находится список чудотворной ватопедской иконы "Отрада и утешение" (расположена справа от входа). Ватопедский монастырь находится на Афоне, и именно там хранится известный всем "Пояс Богородицы", который не так давно привозили в Россию. Если совсем кратко, то история иконы такая:

21 января 807 года. Шайка разбойников, решивших ограбить Ватопедский монастырь, высадившись в темноте на берег, укрылась в окрестностях монастыря, намереваясь дождаться открытия ворот обители. В то время, когда разбойники ждали открытия ворот, закончилась утреня и братия стала расходиться по кельям для временного отдыха. В церкви остался один настоятель монастыря. Вдруг от стоящей вблизи иконы Божией Матери он услышал женский голос, предупреждающий об опасности, грозившей монастырю. Игумен устремил свой взор на икону и увидел, что лики Богородицы и Иисуса изменились. Ватопедская икона была подобна "Одигитрии" , на которой Иисус всегда изображается с благословляющей рукой.

И вот игумен видит, как Иисус поднял Свою руку, заграждая уста Богородицы, со словами: «Нет, Мать Моя, не говори им этого: пусть они накажутся за грехи свои». Но Богородица, уклоняясь от Его руки, двукратно произнесла те же слова: "Не отверзайте сегодня врат обители, а поднимитесь на стены монастырские и разгоните разбойников".

Поражённый игумен тотчас собрал братию. Все были изумлены изменением очертания иконы. После благодарственной молитвы перед святым образом воодушевлённые иноки поднялись на монастырские стены и успешно отразили нападение разбойников.

Вообщем, если у вас есть возможность - советую съездить и посмотреть монастырь. А потом заехать в Смиловичи (не путать со Смолевичами!), где купить настоящие валенки ($35-$40 за пару) в магазине при фабрике (работает без выходных до 6 вечера вроде бы. Чтобы добраться до магазина, надо повернуть направо возле автостанции в Смиловичах и немного проехать вперед). Смиловичи - очень маленький городок, где помимо валяльной фабрики есть еще одна местная достопримечательность - церковь, настоятель которой - отец Валериан - известен на всю страну тем, что

В 45 километрах от Минска совсем рядом со Смиловичами, в деревне Малые... гм-м.. Ляды сохранилась красивая барочная церковь. Ее построили в 1794 году в богатом базилианском монастыре, который к тому времени уже лет 60 пользовался расположением небезызвестного рода Завишей.

Началось все еще в 1732 году, когда Тереза Завиша (из Тышкевичей), как гласят апокрифические предания, была исцелена жировичской иконой Божьей Матери и по этому радостному поводу решила основать в Малых Лядах униатский монастырь, подарила ему две деревеньки, некоторую сумму денег "и право бесплатного перемола хлеба на смиловичской мельнице для монастырских нужд".

После болезни Марцибеллы Огинской, жены маршалка надворного литовского и владельца Смиловичей, графа Игнатия Завиши, монастырь получил еще 14 тысяч злотых и право проводить ярмарки два раза в год. Щедрые пожертвования продолжались, и, наконец, базилиане скопили достаточно средств, чтобы вместо старой деревянной в 1792 году начать строительство новой, уже каменной, церкви. В 1839-м, как известно, на Полоцком соборе унию отменили, монастырь в Малых Лядах отошел православной церкви, и с тех пор это православная Благовещенская церковь ныне мужского ставропигиального монастыря. Имейте последнее в виду, если вздумаете повезти туда женщин показывать им позднее барокко.

Благовещенская церковь от дороги Р69.


На вьезде в деревеньку. Как видите, асфальт здесь не предусмотрен.


Вот такие у нас православные церкви. Монастырь находится в состоянии затяжной реконструкции.


Очень черная охранная табличка.


Рядом с церковью старый монастырский корпус (1811-50).


Вид со стороны апсиды. Над основным объемом возведен дополнительный деревянный купол.


Жизнь в Малых Лядах течет своим чередом.


А над головой, нызенько-нызенько, из "Минска-2" взлетают в дальние страны лайнеры "Белавиа" (в данном случае это Ту-154М, б/н EW-85703).

Л яденский Свято-Благовещенский мужской монастырь находится в д. Малые Ляды[i] Смолевичского района Минской области, примерно в 47 км от г. Минска и 24 км от г. Смолевичи. Монастырь в Лядах возник по особому Промыслу Божию. Один из летописцев монастыря, историк архимандрит Николай (Трусковский), в 1864 г. писал, что о начале Ляденского монастыря сохранилось следующее местное предание. Царица Небесная сжалилась над местным людом из-за его тяжёлого труда и бездуховного быта и восхотела укрепить его Своей благодатной помощью. Она, явившись селянину по имени Кирик, указала место для возведения православной церкви, которая и была построена ляденским и окрестным населением в последней четверти XVII в. Известно, что та деревянная церковь, построенная недалеко от местечка Ляды, существовала долгое время.

В первой четверти XVIII в. владелица Ляд, помещица Тереза Завиша из рода Тышкевичей, жена минского воеводы Христофора Станислава Завиши, совершила паломничество в Свято-Успенский Жировичский монастырь. Благочестивая женщина страдала тяжкой болезнью и, молясь перед чудотворной Жировичской иконой Божией Матери, получила исцеление от своего недуга. В знак благодарности она пожертвовала в Ляденскую церковь выполненный на доске список чудотворной Жировичской иконы. Вскоре от нового образа стали совершаться многочисленные чудеса. Икона получила название Ляденская. Распространившаяся молва о чудесах, которые совершались перед благодатным образом Пресвятой Богородицы, и усиливающееся его почитание побудили семейство Завишей построить вместо обветшавшей новую деревянную церковь и основать при ней Ляденский мужской монастырь. На содержание монастыря были дарованы деревни Слободка и Грива, а также право бесплатного помола зерна на Смиловичской мельнице. Этот дар маршалок Великого Княжества Литовского граф Игнатий Аникита Завиша вместе со своей матерью Терезой подтвердили в Трибунале Великого Княжества Литовского в 1732 г., приложив к тому же 4 000 польских злотых.

С пустя несколько лет, в 1737 г., Игнатий Завиша по случаю болезни своей жены Марцибеллы Огинской дал обет построить в Лядах каменные церковь и монастырский корпус, но обет исполнить не удалось вследствие скорой его кончины. Супруга же его выздоровела и в течение пятнадцати лет (с 1746 по 1760 гг.) в воспоминание обета мужа пожертвовала монастырю 10 000 польских злотых. К концу XVIII в. Ляденский монастырь владел капиталом и угодьями, которые обеспечивали ему нормальное существование и дальнейшее развитие. На пожертвования и монастырские средства в первой половине XVIII века было начато строительство каменной церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, завершившееся к концу 1794 г. при настоятеле иеромонахе Иулиане (Шумском). В рапорте о посещении монастыря в 1797 г. сообщается, что церковь, построенная в Лядах, «гонтом крытая, в ней же три алтаря искусно расписанные, вблизи же ея другая старая деревянная церковь, в оней же служба церковная не справлялась. Монастырь дерева брусчатого, также уже старый».

С троительство каменного монастырского корпуса вместо старого деревянного началось в 1811 г. Свой нынешний вид, за исключением небольших изменений, корпус приобрёл к 1850 г. при настоятеле архимандрите Иоасафе. Монастырь оказывал огромное влияние на духовное и нравственное воспитание населения, просвещение молодёжи. В последней четверти XVIII в. при нём была основана обширная богадельня. В 1809 г. по инициативе настоятеля иеромонаха Мелетия (Сержбутовского) открыто и им же возглавлено четырёхклассное, с правами уездного, духовно-светское училище, в котором воспитывались и обучались дети духовенства, дворянского и других сословий. Училище просуществовало до 1838 г., затем было преобразовано в духовное уездное училище с подчинением Святейшему Синоду, а в 1848 г. передано Пинскому Богоявленскому монастырю.

В 1878 г., по благословению Минского Архипастыря Преосвященнейшего Евгения, монастырскую церковь существенно обновили: заменили купол и крышу, увеличили иконостас, обновили роспись. Работы завершились к 20 августа 1878 г., в этот же день храм был освящён. В 1900 г. произведён его первый и последний капитальный ремонт. До 1856 г. им непосредственно управляли вышеупомянутые настоятели: иеромонахи Иулиан (Шумский), Мелетий (Сержбутовский), Пий (Маевский), архимандрит Иоасаф. С 1856 г. монастырь поступил в ведение ректоров Минской Духовной семинарии, которые управляли им через казначеев или экономов. В 1874 г. ректор Минской семинарии, архимандрит Ианнуарий, передал дела управления монастырём новому его настоятелю – игумену Адриану, после смерти которого в 1876 г. настоятелем стал игумен Всеволод. В последующие годы монастырём управляли только настоятели.

В начале 1920-х гг. Ляденский монастырь закрыли с выселением монашествующих. Монастырские помещения были переданы в распоряжение Наркомата образования. Храм продолжал действовать как приходской, но в 1939 г. закрыли и его. С деревянной колокольни, располагавшейся справа от входа в храм, сбросили колокола, а саму её разрушили. В период Великой Отечественной войны богослужения в храме возобновились. 2 июня 1942 г. немецкая служба безопасности доставила в монастырь Митрополита Минского и всея Белоруссии Пантелеимона (Рожновского) с келейником Иулианом. Насильственный переезд был вызван тем, что организованная в годы войны Белорусская Православная Церковь, возглавляемая Митрополитом Пантелеимоном, противостояла вмешательству в церковные дела немецких властей, которые затеяли против Владыки интригу, завершившуюся его отстранением от церковных дел и ссылкой в бывший Ляденский монастырь.

В есной 1944 г. священника, служившего в храме монастыря, немцы схватили по подозрению в связях с партизанами. О его дальнейшей судьбе ничего не известно. Богослужения в храме стали совершаться вновь после окончания войны, когда по просьбе местных жителей, организовавших церковный приход, осенью 1946 г. в Ляденский храм назначили нового священника. В конце 1950-х годов с новой силой стала вестись атеистическая пропаганда. Гонения коснулись и Ляденского монастыря. По настоянию директора местной школы, размещённой в братском корпусе обители, Благовещенскую церковь окончательно закрыли. Своё прошение директор школы мотивировал тем, что проводимые в храме богослужения отрицательно влияют на детей и мешают им хорошо учиться. И это при том, что более полутора веков монастырь являлся источником духовности, просвещения и нравственного воспитания местного населения. К просьбе директора было приложено заявление о закрытии церкви «по причине её вреда», составленное деревенскими жителями. В действительности, заявление составили местные власти, обманом собрав подписи сельчан на чистом листе бумаги якобы для открытия школьной столовой. В результате этого весной 1960 г. церковь закрыли, а приход при ней упразднили.

З дание церкви передали в распоряжение спиртзавода, который находился в д. Слободка в 2-х км от д. Малые Ляды, но директор завода использовать храм отказался. Несколько лет убранство храма вместе с чудотворным образом оставалось нетронутым, но в 1963 г. по указанию вышестоящего начальства местные власти начали разорять храм. Большинство икон, находившихся в церкви, передали действующим приходам близлежащих деревень. Некоторые иконы выкупили сами прихожане. Благодаря этому многие ляденские иконы удалось сберечь. Писанные на холстах, они до сих пор украшают храм великомученика Георгия Победоносца в д. Заболотье Смолевичского р-на. Остальное убранство храма, в том числе иконостас, богоборцы вывезли на грузовике в лес, порубили и сожгли.

О днако к чудотворному образу Пресвятой Богородицы никто не решался прикоснуться. Только один сельчанин попытался это сделать. Икона прочно удерживалась на месте невидимой силой и святотатец долго не мог отделить её от стены. Тогда он ударил по ней ногой. Икона медленно спустилась со стены на пол. Кощунство не осталось безнаказанным. Вскоре у богохульника нога сильно заболела и стала загнивать. От боли он не находил себе покоя, впал в уныние и отчаяние. Ему советовали пойти в храм и покаяться перед образом Богородицы, попросить у Неё и Её Божественного Сына прощения, но он, к сожалению, так и не нашёл в себе силы это сделать и вскоре в муках скончался.

Ч ерез время с храма варварским образом сорвали купол – подпилили и стянули трактором, а саму церковь превратили в зернохранилище. Главная святыня храма – Ляденская икона Божией Матери – исчезла и до сих пор не известно, где она находится. Прошли годы и храм стал непригодным для зернохранилища, пришел в совершенное запустение: с прогнившей кровлей и проваливающимся полом, уничтоженной росписью и отваливающейся штукатуркой, выломанными окнами и дверями. В 1992 г. по благословению Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, было совершено официальное открытие церкви в д. Малые Ляды как приходской. Богослужения в ней совершал настоятель храма в честь великомученика Георгия Победоносца г.п. Смиловичи протоиерей Валериан Бугаенко. Спустя два года по благословению Священного Синода Белорусской Православной Церкви началось возрождение Ляденского монастыря. Наместником был назначен насельник Жировичского монастыря архимандрит Софроний (Ющук), с 2001 г. – епископ Могилевский и Мстиславльский. Его трудами был отремонтирован и восстановлен Благовещенский храм.

С 2001 по 2007 гг. послушание наместника монастыря нёс игумен Афанасий (Ванкевич), также бывший насельник Жировичского монастыря, который приступил к полномасштабной реконструкции Ляденской обители. Была восстановлена первоначальная планировка келий, заново построена каменная монастырская ограда. 10 ноября 2011 г. Ляденскую обитель посетила делегация Ватопедского монастыря Святой Горы Афон во главе с настоятелем архимандритом Ефремом, который передал в дар монастырю точный список Ватопедской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». Перед этим образом каждую пятницу после вечернего богослужения братией читается акафист Пресвятой Богородице.

В обители проживает 19 насельников (2017 г.).


[i] Само название селения – Ляды – говорит о его древней истории. Существует предположение, что название это происходит от слова «ляда», означающего участок, на котором вырубали и сжигали лес, а землю использовали под пахоту. Такое лядное земледелие известно на территории Беларуси с древнейших времён и существовало до XIX века.

КОНТАКТЫ:

Ну и еще немного поездил в воскресенье.

В 45 километрах от Минска совсем рядом со Смиловичами, в деревне Малые... гм-м.. Ляды сохранилась красивая барочная церковь. Ее построили в 1794 году в богатом базилианском монастыре, который к тому времени уже лет 60 пользовался расположением небезызвестного рода Завишей. Началось все еще в 1732 году, когда Тереза Завиша (из Тышкевичей), как гласят апокрифические предания, была исцелена жировичской иконой Божьей Матери и по этому радостному поводу решила основать в Малых Лядах униатский монастырь, подарила ему две деревеньки, некоторую сумму денег "и право бесплатного перемола хлеба на смиловичской мельнице для монастырских нужд".

После болезни Марцибеллы Огинской, жены маршалка надворного литовского и владельца Смиловичей, графа Игнатия Завиши, монастырь получил еще 14 тысяч злотых и право проводить ярмарки два раза в год. Щедрые пожертвования продолжались, и, наконец, базилиане скопили достаточно средств, чтобы вместо старой деревянной в 1792 году начать строительство новой, уже каменной, церкви. В 1839-м, как известно, на Полоцком соборе унию отменили, монастырь в Малых Лядах отошел православной церкви, и с тех пор это православная Благовещенская церковь ныне мужского ставропигиального монастыря. Имейте последнее в виду, если вздумаете повезти туда женщин показывать им позднее барокко.

Благовещенская церковь от дороги Р69.

На вьезде в деревеньку. Как видите, асфальт здесь не предусмотрен.

Вот такие у нас православные церкви. Монастырь находится в состоянии затяжной реконструкции.

Очень черная охранная табличка.

Рядом с церковью старый монастырский корпус (1811-50).

Вид со стороны апсиды. Над основным объемом возведен дополнительный деревянный купол.

Жизнь в Малых Лядах течет своим чередом.

А над головой, нызенько-нызенько, из "Минска-2" взлетают в дальние страны лайнеры "Белавиа" (в данном случае это Ту-154М, б/н EW-85703).

Фото: Ляданский Свято-Благовещенский монастырь

Фото и описание

Мужской монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в деревне Малые Ляды Минской области был построен в 1732 году. Первоначально он строился как католический монастырь. Инициатором строительства выступила Тереза Тышкевич – жена минского воеводы. Эта набожная женщина долго и тяжело болела, прося исцеления у Жировичской иконы Божьей Матери. Произошло чудо, и достойная женщина излечилась. На радостях она подарила список чудотворной иконы Ляданскому храму. Чудеса продолжали происходить, из самых разных городов начали стекаться паломники, желающие прикоснуться к святыне. Тогда Тереза Тышкевич уговорила муже пожертвовать на костел и базилианский монастырь немалые деньги. В 1794 году монастырь уже владел обширными угодьями и солидной казной.

В 1837 году в монастыре произошла тихая и незаметная реформа. Постепенно католических монахов приобщали к православному духовному чтению, мессу заменили православной службой, а затем и вовсе удалили из храма пережитки католичества в виде органа, скамей и декоративных украшений интерьера. Почему же монахи согласились на реформу? Перед ними встал непростой выбор – принять православие или покинуть монастырь. Конечно, нашлись такие, которым католичество оказалось дороже сытой спокойной монастырской жизни, но большинство монахов не захотело покидать насиженное место.

После 1920 года монастырь был упразднен, а церковь разорена. Только чудотворный образ оставался висеть на стене. Однако, в 1960-е годы икона таинственно исчезла. Сначала в храме устроили склад, позже и вовсе забросили.

В 1992 году церковь и монастырь были отданы Православной Церкви. В древних монастырских стенах был вновь открыт Свято-Благовещенский ставропигиальный мужской монастырь.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!