Первые небоскребы. Уиллис-тауэр (Willis Tower) - небоскрёб в городе Чикаго, США: описание, особенности конструкции Что посмотреть и куда сходить в Чикаго

Не все знают об истории небоскрёбов и том, как они появились. Это достаточно интересная история и об этом в нашей новой статье.

Время шло, маленькие компании росли и превращались в могучие корпорации, и новое поколение промышленных и финансовых магнатов требовало для своих штаб-квартир все более импозантных помещений. Потребность в новых офисах удачно совпала с разработкой в девятнадцатом веке техники строительства нового типа зданий — небоскрёбов. До 1880-х годов строительство зданий выше 8-9 этажей считалось нерациональным, поскольку здания, сделанные из кирпича, требовали такой прочности основания, что даже окна и двери в нижних этажах открывать было небезопасно, однако в результате множества мелких и одного большого нововведения строительство небоскрёбов вдруг стало возможным. Главное нововведение состояло в том, что стены домов стали делать более лёгкими, т.к. здание держалось не на них, а на стальном каркасе.

Слово skyscraper (небоскрёб) существовало в Англии с 1794 г. и употреблялось в самых разных значениях: высокая шляпа, высокий мяч в бейсболе, самый верхний парус на корабле. Впервые это слово использовали для описания дома в 1888 г. (хотя термин небоскрёбное здание появился за четыре года до этого) и не в Нью-Йорке, как можно было бы подумать, а в Чикаго. В последней четверти девятнадцатого века Чикаго был ведущим городом мира в строительстве больших сооружений по очень простой причине — из-за опустошительного пожара 1871 года. Первым небоскрёбом Чикаго было здание Страховой компании домов, построенное в 1883-1885 гг., за которым быстро последовали Дом Лейтера (1889 г.), Дом уверенности (1894 г.) и Дом Карсона, Пири и Скотта (1889 г.). Вскоре небоскрёбы так изменили cityscape (городской пейзаж, американизм 1850 г.) по всей Америке, что слово skyline, означавшее ранее «линия горизонта», приобрело современный смысл — очертания небоскрёбов на фоне неба.

The Home Insurance Building (Здание домового страхование) — первый в мире небоскреб, построенный в 1885 году в Чикаго, США, снесён в 1931 году.

Дом Красона, Пири, Скотта. 1889 год постройки.

Родились небоскрёбы в Чикаго, но их настоящей родиной стал Нью-Йорк. Первый нью-йоркский небоскрёб, двадцатидвухэтажный нью-йоркский дом мира, открылся в 1890 г., и вскоре над городом поднялись и другие высотные дома: Пулитцер (1892 г., 93 метра), Флетайрон (Утюг) (1903 г., 86 метров), Таймс Тауер (1904 г., 110 метров), Зингер (1908 г., 180 метров), Метрополитен лайф (1909 г., 210 метров) и, наконец, построенный в 1913 г. Дом Вулворта (240 метров).

Казалось, что ничего большего, чем Вулворт с его 58 этажами, где работало 14 000 человек, построить уже невозможно, и действительно, в течение семнадцати лет он был самым высоким зданием мира, пока в 1930 г. не построили Крайслер. В нем было 77 этажей, и был он почти в полтора раза выше Вулворта (320 метров). В соответствии с проектом, Крайслер должен был иметь высоту 282 метра, но соперник архитектора решил построить на 40-й улице здание на 60 сантиметров выше. Тогда архитектор Крайслера Ван Аллен спешно и секретно спроектировал 37-метровый стальной шпиль, ставший замечательным украшением здания. Безусловное первенство Крайслер сохранял очень недолго. Его ещё не успели закончить, когда на 5-й авеню на месте отеля Валдорф-Астория начались работы над ещё более амбициозным проектом Эмпайр-стейт-билдинга. Поднявшись в высоту на 381 метр, 102-этажное здание держало мировое первенство в течение сорока трёх лет, пока в Чикаго в 1974 г. не возвели 110-этажный, 443-метровый, убийственно-уродливый Сирс Тауер.

Применение стального каркаса и лёгких стен позволило в принципе строить высотные здания, но отнюдь не решило всех проблем. Потребовалось сделать массу усовершенствований, чтобы эти дома могли функционировать. Среди них были револьверные двери, позволявшие избежать сквозняков, мешавших нормально регулировать температуру здания и чрезвычайно пожароопасных, а самое главное, нужны были быстрые и безопасные пассажирские лифты.

Считается, что лифт изобрёл Элиша Отис, хотя различные подъёмные устройства уже давно существовали, когда Отис стал знаменитым в конце 1850-х годов. Он никогда и не утверждал, что изобрёл лифт. Его вклад заключался в изобретении простого, надёжного устройства — пружинного механизма с зажимами на шестерёнках, — делавшего использование вертикального лифта безопасным. Обожая эффектные шоу, Отис путешествовал по всему миру, демонстрируя безопасность сконструированных им лифтов. Лифт, в котором он находился, подтягивали на верёвке на высоту 15 метров, и его помощник, к ужасу зрителей, перерубал верёвку топором, но лифт успевал упасть только на несколько сантиметров перед тем, как придуманный Отисом механизм его останавливал. Заказы на его устройство поступали сотнями. (И все же первые лифты были не очень надёжны. В 1911 г. «Нью-Йорк трибьюн» сообщала, что за два предшествовавших года по крайней мере 2600 человек были убиты или ранены в авариях, связанных с лифтами).

Небоскрёбы неузнаваемо изменили внешний вид американских городов, но почти ничего не добавили к американской речи. Говорят, что выражение twenty-three skiddoo, означающее на сленге «сматывайся поскорее», появилось благодаря небоскрёбу Утюг, расположенному на пересечении 23-й улицы, 5-й авеню и Бродвея. Необычная геометрия дома якобы создавала сильные сквозняки, поднимавшие юбки женщин на подходе к зданию по 23-й улице, где и собирались мужчины, чтобы поглазеть на женские ноги, но полиция была начеку и гоняла зевак этим возгласом. К сожалению, никаких доказательств этой теории не существует. Известно, что слово skiddoo, означающее «убегать», было изобретением плодовитого на неологизмы карикатуриста Т.А. Доргана, работавшего в первой четверти девятнадцатого века, но каким образом оно нерасторжимо связалось с цифрой 23, остаётся (как и многое другое) неизвестным.

Этот огромный 250-метровый гигант издали ничем не выделяется из общего чикагского “пейзажа”, но стоит подойти поближе, как он превращается в настоящий водопад, поражающий воображение нереальностью своей конструкции - кажется, будто среди города вырос какой-то сказочный ледяной колосс

Небоскрёб “Aqua” , построенный неподалеку от озера Мичиган, несмотря на свой нереальный, футуристический вид, тем не менее не выбивается из общей панорамы Чикаго. Достигается этот эффект благодаря тому, что все необычные линии скрыты издали горизонтально обычной структурой и становятся видимыми только при приближении к зданию - чем больше угол, под которым Вы смотрите на гигант Aqua, тем больше “волн” становятся видимыми на его поверхности. Когда стоишь прямо под ним - кажется, будто небоскрёб в буквальном смысле “штормит”)


250 метров высотки поделены на 81 этаж. В здании “Aqua” находится отель и обычные жилые помещения. Фасады небоскрёба украшены настоящими “озёрами”, роль воды в которых играют окна, умело акцентированные благодаря скрытию остальной части окон удлинёнными неровными выступами фасада.

Изогнутые, волнистые балконы и оконные стекла создают для фасада структуру складчатого занавеса или ряби на воде. У окон сине-зеленый оттенок, неотличимый от цвета водной глади. Использование консольных щитов в оформлении здания позволяет защищаться от летнего солнца, но не блокировать свет зимой, а светлая окраска фасадов снижает уровень нагрева небоскрёба.

По результатам проведённого недавно престижного европейского архитектурного конкурса “The Emporis Awards - 2010” небоскрёб Aqua был признан лучшим небоскрёбом 2009 года. Эксперты Emporis присудили награду архитекторам проекта Aqua за достижения в дизайне и за смелость архитектурного решения.

Точнее, 250-метровый “Aqua” поразил экспертов “оригинальным дизайнерским решением в сочетании с экологически рациональным проектированием”. Жюри отметило, что это здание должно установить высокую планку для будущих поколений с сфере масштабного гостиничного строительства.

Надо также отметить, что для составления рейтинга самых красивых высоток мира экспертам понадобилось тщательно изучить 305 небоскребов со всего света, строительство которых завершилось в прошлом году.

Глава Emporis Даниэль Кикхефер описал здание по-своему: “Здание смотрится довольно заурядно издалека, однако при приближении обнаруживаются необычные “жидкостные” очертания, от которых у прохожих перехватывает дыхание”

Этот конкурс, организованный немецким банком данных об объектах недвижимости Emporis, проводится каждый год, а награда присуждается зданиям высотой не менее 100 метров, строительство которых уже завершено. Например победителем 2008 года стала токийская башня-кокон Cocoon Tower высотой 203 метра. Но она, в любом случае, не идёт ни в какое сравнение с элегантным “Aqua”

На протяжении почти 25 лет небоскреб Уиллис тауэр в Чикаго (до 2009 года Сирс тауэр) являлся самым высоким зданием в мире, пока в 1996 году его не обошли башни «Петронас тауэр» в Куала-Лумпуре . В настоящее время это строение по уровню крыши является самым высоким зданием Соединенных Штатов Америки.

Небоскреб Сирс Тауэр: история и описание

Высота 110-этажного Уиллис Тауэр до крыши составляет 442 метра, а с учетом установленных антенн 527 метров. Проектирование небоскреба началось в 1960-х годах для компании «Sears Roebuck and Company ». Главным архитектором этого всемирно известного архитектурного сооружения стал Брюс Грэм.

Чикаго не зря называют городом ветров, именно здесь ветер в среднем дует со скоростью 7 метров в секунду. Поэтому будущий небоскреб необходимо было обеспечить повышенной устойчивостью. Для этого использовалась система связанных труб из стали, которые образовывали каркас здания. До 50 этажа каркас образуют 9 связанных труб, далее здание начинает сужаться. До 66 этажа идут семь труб, до 90 этажа - пять труб. Оставшиеся 20 этажей поддерживают всего две трубы. Подобное решение оказалось очень устойчивым, в самой верхней точке Уиллис тауэр отклоняется всего на 0,3 метра.

Сталь облицована черным анодированным алюминием с порядка 16 000 окнами темного стекла. Общая масса Сирс тауэр - 222 500 тонн. Здание стоит на 114 сваях, забитых глубоко в скальное основание. Самый нижний уровень постройки находится на 13 метрах ниже уровня улицы.

Строительство продолжалось с 1970 по 1973 год. Количество строителей, одновременно задействованных на стройке, доходило до 2400 человек. Общая стоимость Сирс Тауэр в Чикаго составила около 150 миллионов долларов.

Офисные помещения башни Уиллис Тауэр занимают площадь в 418 000 кв. метров. Самый высокий функциональный этаж находится на высоте 436 метров. Здание содержит 104 высокоскоростных лифтов. Весь комплекс рассчитан на одновременное посещение 12 000 человек. В течение дня сейчас его посещают более 25 000 людей.

Небоскреб Сирс Тауэр всегда являлся одной из главных достопримечательностей города Чикаго. За год его посещает порядка 1,5 миллионов туристов. На высоте 412 метров расположена смотровая площадка Сирс Тауэр, открывающая вид на панораму Чикаго и его окрестностей. После событий 11 сентября 2001 года в небоскребе усилен контроль. Вокруг здания патрулируют несколько десятков полицейских, а для попадания внутрь необходимо пройти контроль, сопоставимый с крупнейшими аэропортами мира.

Вид со смотровой площадки

Основное предназначение здания - расположение офисных помещений. Но кроме этого башня исполняет функции теле- и радиовещания. С 2000 года на крыше установлены четыре 9-метровые антенны, обеспечивающие сигналом весь Чикаго.

Антенны башни

В 2009 году башня Сирс в Чикаго с приходом нового арендатора была переименована в Уиллис тауэр.

Чикаго - родина музея знаменитого архитектора Фрэнка Ллойда Райта и его творений, также как и одних из самых высоких небоскребов в США и неповторимой архитектуры.

В часе езды от центра Чикаго находится «стеклянный» дом, являющийся лучшим образцом «интернационального стиля», творения Людвига Мис ван дер Роэ. Дом был построен в середине ХХ века. Внутри – единое помещение, окруженное стеклянным каркасом, возвышающимся на нескольких сваях. Ощущение от посещения территории дома-музея и самого дома непередаваемое. Расписание работы музея стоит уточнить на сайте, так как открыт он сезонно.

Когда строительство здания было завершено, здание было самым высоким небоскребом в мире за пределами Нью-Йорка. В небоскребе находится обсерватория, с которой открывается сумасшедший вид на 3 стороны: на бесконечное озеро, на северную часть Чикаго и на южную. Если повезет с погодой, то видно на несколько километров вперед. Принято считать, что, чем выше, тем лучше. Именно поэтому большая часть туристов направляется на небоскреб Willis Tower. Но там вид загораживают многочисленные небоскребы вокруг. Отсюда же вид из тех, что запоминаются на всю жизнь.

Построенные в начале 60-хх годов прошлого века железобетонные башни являются прекрасным олицетворением именно той эпохи. Под домами расположена марина для катеров, концертный зал, бассейн, гостиница и два жилых дома с парковкой (19 этажей). Стоит отметить, что именно благодаря этому проекту в Штатах и во всем мире распространилась практика помещать этажи парковки в нижние этажи здания.

Одно из самых известных зданий в Чикаго, построенное в конце 19 века. Уникальное здание и по архитектуре, и по интерьеру. Во-первых, старейшее многоэтажное здание в городе; во-вторых, до сих пор функционирует как офисное здание. В начале 20 века Фрэнк Ллойд Райт переделал лобби здания, добавив к уже имеющемуся атриуму больше пространства, свет и воздух. Стоит потратить время на изучение мелких деталей и стендов с историей здания.

Дом расположен в удивительном районе Гайд-парк, на юге Чикаго, неподалеку от Университета Чикаго. Дом является культурным наследием США и относится к первому истинно американскому стилю – «органической архитектуре». Архитектор разработал проект дома, а также внутреннее убранство, освещение и мебель. В 2010 году была завершена частичная реставрация, осталось лишь завершить восстановление мебели. Гуляя по залам, невозможно поверить, что возможно было жить в такой красоте, что в гараж, а ныне магазин музея, заезжали авто.

Здание спроектировано Фрэнком Ллойдом Райтом и построено в начале прошлого века. Для многих это здание из железобетона является первым «современным» зданием. Серая монументальная конструкция контрастирует с удивительно тонкими и лаконичными интерьерами. Райт отвечал не только за стены, но и за мебель и витражи здания. С начала 2009 года идет активная реставрация, здание признано одним из десяти самых значимых архитектурных сооружений в США. Любое время, потраченное на дорогу, будет того стоить. Находясь здесь, посетите дом-студию Ф.Л. Райта.

Здание интересной судьбы и уникального дизайна. Находится в деловом центре города и изначально строился как магазин. Первые этажи здания украшены сложнейшей ковкой, как и мост, который ведет со станции метро напрямую в здание. В 2011 году была завершена многолетняя реставрация здания стоимостью около 70 миллионов долларов. В настоящее время в здании располагается Арт-институт Чикаго, магазин Target и другие.

Старейший из сохранившихся Домов поклонения бахай находится в Вильметте, к северу от Чикаго. Милый пейзаж парка и озера резко сменяется выглядывающим из-за поворота куполом центра. Перехватывает дыхание. Решение о строительстве Дома было принято в 1903 году, но сам проект был завершен в 1953 году. 50 лет потребовалось общине, чтобы собрать необходимые пожертвования на строительство Дома. Удивительное здание, будто парящее в воздухе в солнечную погоду.

Архитектурный колледж Иллинойского технологического института расположен в одном из самых значительных зданий модернистского движения – S.R. Crown Hall. Здание Людвига ван дер Роза было построено в 1950-56 гг. Металл и стекло соединены так, что кажется будто двухэтажное здание парит в воздухе. В 2005 году здание подверглось реконструкции и его облик и внутренние интерьеры были восстановлены.

После пожара 1871 года Чикаго начали отстраиваться заново, и в 1885 году было возведено первое в мире высотное здание. Чикагские небоскребы, уже в конце 19 в. поражавшие своей конструкцией, дали название одному из направлений архитектуры - Чикагской школе (Л. Салливэн, Ф. Л. Райт, Л. Мис ван дер Роэ).

Американец Салливан является автором выражения «форма определяется функцией». Архитекторы «чикагской школы» создавали здания, в которых пластика фасада отражала бы логику конструкции. Стальной каркас со стеклянным заполнением, преобладание вертикалей в композиции фасада, которая поддержана ритмом оконных проёмов.

Построенное в 1885 году The Home Insurance Building – здание домового страхования – было снесёно в 1931 году. Высота его составила 42 метра, 10 этажей. В 1891 году было достроено ещё два этажа, и его высота составила 55 метров. Автор проекта - американский архитектор Уильям Ле Барон Дженни (William Le Baron Jenney) – предложил использовать несущий металлический каркас, что позволило уменьшить вес здания почти на треть и отказаться от слишком массивных несущих конструкций. Однако в здании были применены также гранитные колонны и несущая задняя стена, так как архитектор не решился полностью положиться на своё новаторское конструктивное решение.

Источником вдохновения для архитекторов Хауэллса и Худа служила французская готика – под влиянием этого стиля был создан проект Tribune Tower в 1925 году. Высота здания составляла всего 141 метр и включала в себя 36 этажей, но в то же время оно полностью соответствует принципам американского «коммерческого стиля». В основание Трибьюн-Тауэр включены фрагменты некоторых мировых достопримечательностей – по просьбе тогдашнего редактора газеты Роберта Маккормика корреспонденты привозили из командировок кусочек Тадж-Махала, Великой китайской стены, Парфенона…

Здание Чикагской Торговой палаты было построено в 1930 году. Верх здания украшает скульптура древнеримской богини плодородия Цереры, изготовленная из нержавеющей стали. В облике этого здания уже прослеживаются черты, характерные для построек будущей «чикагской школы», развитые архитекторами Салливаном и Роэ: членение фасада, строгий ритм оконных проёмов.

Willis Tower - Сирс Тауэр (англ. Sears Tower). Высота небоскрёба составляет 443,2 метра, количество этажей - 110. Построено в 1973 году по проекту SOM. Этот небоскрёб является образцом «интернационального стиля» и знаменит своими стеклянными балконами, позволяющими обозревать панораму Чикаго. 8 раз в год 6 автоматических машин чистят всё здание. Во времена строительства первых небоскрёбов эту работу выполняли вручную – более опасной профессией, чем мойщик окон, считалась только профессия клепальщика, которая также была сопряжена с работой на большой высоте.

Аон-центр - один из самых высоких небоскрёбов мира, построенный в Чикаго архитектором Эдвардом Стоуном в 1972 году. Состоит из 83 этажей и имеет высоту 346,3 метра, являясь третьим по высоте зданием в Чикаго после Уиллис-тауэра, Международного отеля и башни Трампа и пятым по высоте в США. Изначально здание было облицовано мрамором, но со временем облицовка начала осыпаться, и в 1992 году фасады оформили белым гранитом. Стальные V-образные фермы позволили минимизировать изгиб опор под действием ветра. Аон-центр соседствует с Prudential Plaza (1990г.), легко узнаваемым благодаря остроконечному завершению.

Ещё один знаменитый чикагский небоскрёб – Хэнкок-тауэр – был построен в период с 1965 до 1969 года и имеет 100 этажей. Уникальность его заключается в том, что он подобен пустотелой колонне благодаря своему конструктивному решению. Сплошное остекление – ещё одна характерная особенность стиля «чикагской школы», получившая широкое распространение в деле строительства небоскрёбов.

Lake Point Tower по форме плана чем-то напоминает советские типовые проекты. Небоскрёб спроектирован Джоном Генрихом и Джорджем Шиппореитом, студентами Мис ванн дер Роэ. Его строительство было окончено в 1968 году и на тот момент это было самое высокое жилое здание Чикаго.

Международный отель и башня Трампа (Trump Tower Chicago) -92-этажное здание, высотой 423 метра до верхушки шпиля и высотой до крыши - 360 метров. Спроектировано архитектором Адрианом Смитом (SOM). Из-за постоянных ветров Чикаго называют windy city – именно здесь были придуманы окна, открывающиеся вверх. Связано это с тем, что распашные окна часто разбивались.

Со времён постройки The Home Insurance Building архитектура чикагских небоскрёбов видоизменялась под действием времени, но по сей день скай-лайн «города ветров» остаётся безошибочно узнаваемым. Чикаго – город, в котором воплотилась «вторая природа» и был сформирован новый, урбанистический рельеф.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!