Собор Нотр-Дам-де-Шартр (Cathedrale Notre-Dame de Chartres). Франция.Шартрский кафедральный собор (Cathédrale Notre-Dame de Chartres) Витраж шартрский собор во франции

Шартрский собор (Франция) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год во Францию
  • Горящие туры во Францию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Собственный оттенок синего цвета, таинственный гигантский лабиринт на полу и одна из самых почитаемых христианских реликвий - плащаница Девы Марии - немногие соборы мира могут похвастать таким собранием уникальных особенностей. А вот душе и символу города Шартр - Шартрскому собору - это удалось. Невероятный готический шедевр в 1979 году был включен в Список ЮНЕСКО и ежегодно привлекает тысячи туристов под свои летящие своды.

Немного истории

На месте нынешнего собора с 9 века стояли церкви, в которых хранилась плащаница Богоматери. Первый собор был возведён в начале 11 века, но совсем скоро он сгорел, уступив место храму в романском стиле, которого, впрочем, дважды постигала такая же участь. Строительство современного собора началось в конце 12 века, причём в работах добровольно принимала участие чуть ли не вся Франция. Открытие же храма состоялось в 1260 году при короле Людовике IX. Примечательно, что с тех пор облик Шартрского собора не претерпел практически никаких изменений, не считая незначительных реставраций в новейшее время.

Что посмотреть

Знакомство с Шартрским собором традиционно начинается снаружи - от его величественных летящих ввысь башен буквально захватывает дух. Кстати, определённая асимметрия - вовсе не оптический обман: правая от входа башня возвышается на 105 метров, а левая - на целых 113. Кроме этого, и стиль башен разнится: правая построена в изящном и строгом романском стиле, а левая - в «колючем» стиле пламенеющей готики.

Находясь на площади перед собором также невозможно не обратить внимание на великолепную готическую розетку, пространство между каменной резьбой которой заполнено витражами. Помимо розетки заслуживают внимания и астрономические часы на южном фасаде, помещённые туда в 16 веке. Ныне они показывают только время, а до конца 18 века, когда механизм, увы, сломался, давали информацию также о дне недели, месяце, времени восхода и заката Солнца, фазах Луны и текущем знаке зодиака.

Суперсооружения древности: Шартрский собор

Осмотрев фасады Шартрского собора, самое время устремиться внутрь - здесь не менее интересно. Для начала стоит обратить внимание на впечатляющие просторы центрального прохода - это самый широкий неф среди всех соборов Франции и восхититься игрой проходящего сквозь витражи солнечного света на колоннах и полу храма.

Оттенок синего цвета на витражах собора получил собственное название - «Шартрская синь», а секрет его получения до сих пор не разгадан.

Вообще, витражи считаются самым уникальным атрибутом Шартрского собора - их общая площадь превышает 2000 кв. м, а число - более 170. При этом самые древние из них относятся ко времени строительства собора - 12 веку. По витражам, кстати, можно проследить всю библейскую историю - для этого рассматривать их нужно снизу вверх, слева направо от центрального входа.

Находясь в Шартрском соборе, нужно ни в коем случае не забыть также смотреть себе под ноги: на полу выложен огромный лабиринт, символизирующий путь верующего к Богу, «выбраться» из которого можно лишь одним путём, длина которого - 294 метра. Кстати, пилигримы до сих пор используют прохождение по лабиринту как элемент медитации.

Обозреть окрестности можно, поднявшись на одну из башен собора.

Вид на собор с юга
На месте современного Шартрского собора издавна стояли церкви. С 876 года в Шартре хранится Святая плащаница Девы Марии. Вместо первого кафедрального собора, сгоревшего в 1020 году, был возведён романский собор с огромной криптой. Он пережил пожар 1134 года, разрушивший практически весь город, но сильно пострадал во время пожара 10 июня 1194 года.

Фрагмент королевского портала
От этого пожара, занявшегося от удара молнии, уцелели только башни с западным фасадом и крипта. Чудесное спасение от огня священной плащаницы было сочтено знамением свыше и послужило поводом для строительства нового, ещё более грандиозного, здания.

Окно-роза северного трансепта
Возведение нового собора началось в том же 1194 году на пожертвования, стекавшиеся в Шартр со всей Франции. Городские жители добровольно доставляли камень из окрестных каменоломен. За основу был взят проект предыдущего сооружения, в который были вписаны сохранившиеся части старого здания.

Людовик IX Святой (Эль Греко, Лувр)

Основные работы, включавшие в себя строительство главного нефа, были завершены в 1220 году, освящение собора состоялось 24 октября 1260 года в присутствии короля Людовика IX и членов королевской семьи.

Шартрский собор сохранился с конца XIII века до наших дней практически нетронутым. Он избежал разрушений и ограбления, не реставрировался и не перестраивался. Наружное устройство

Трёхнефное здание в плане представляет собой латинский крест с коротким трёхнефным трансептом и деамбулаторием. Восточная часть храма имеет несколько полукруглых радиальных часовен. Три из них заметно выступают за границы полукруга деамбулатория, четыре оставшиеся имеют меньшую глубину.

На момент постройки своды Шартрского собора были высочайшими во Франции, что достигалось за счёт использования опирающихся на контрфорсы аркбутанов. Дополнительные аркбутаны, поддерживающие апсиду, появились в XIV веке

Шартрский собор был первым, в конструкции которого использовался этот архитектурный элемент, что придало ему совершенно невиданные ранее внешние очертания, позволило увеличить размеры оконных проёмов и высоту нефа (36 метров).


Особенностью внешнего вида собора являются две его сильно различающиеся башни. 105-метровый шпиль южной башни постройки 1140 года выполнен в форме незамысловатой романской пирамиды. Северная башня высотой 113 метров имеет основание, оставшееся от романского собора, а шпиль башни появился в начале XVI века и выполнен в стиле пламенеющей готики.


Шартрский собор имеет девять порталов, три из которых сохранились от старого романского собора. Северный портал датируется 1230 годом и содержит скульптуры ветхозаветных персонажей.


portail royal






Южный портал, созданный между 1224 и 1250 годами, использует сюжеты Нового Завета с центральной композицией, посвящённой Страшному Суду. Западный портал Христа и Девы Марии, более известный как Королевский, датируется 1150 годом и известен изображением Христа во Славе, созданном в XII веке.



Входы в северный и южный трансепты украшены скульптурами XIII века. Всего убранство собора насчитывает около 10 000 скульптурных изображений из камня и стекла


Горгульи


Интерьер

Фрагмент витража «Богородица из красивого стекла»

Не менее примечателен интерьер собора. Просторный неф, не имеющий себе равных во всей Франции, устремляется к великолепной апсиде, расположенной в восточной части собора. Между аркадами и верхними рядами окон центрального нефа располагается трифорий, массивные колонны собора окружены четырьмя мощными пилястрами.


Сводчатая галерея деамбулатория огибает хор и алтарную часть, которые отделены от остального пространства резной стеной. Стена появилась в начале XVI века и два последующих столетия постепенно украшалась резными фигурами, изображающими сцены из жизни Христа и Богородицы.

Резная стена, отделяющая алтарную часть


Собор славится цветными витражами, общая площадь которых составляет около 2000 м2 . Шартрская коллекция средневековых витражей является абсолютно уникальной: более 150 окон, наиболее древние из которых были созданы в XII веке. Помимо больших витражных роз на западном фасаде, южном и северном трансептах, наиболее известными являются витражное окно 1150 года «Богородица из красивого стекла» и композиция «Древо Иесеево».


Отличительной особенностью витражей Шартрского собора является чрезвычайная насыщенность и чистота красок, секрет получения которых был утерян. Для изображений характерна необыкновенная широта тематики: сцены из Ветхого и Нового заветов, сюжеты из жизни пророков, королей, рыцарей, ремесленников и даже крестьян.
Астрономические часы


Лабиринт
Пол собора украшен древним лабиринтом 1205 года. Он символизирует путь верующего к Богу. Через этот лабиринт собора есть только один путь. Размер лабиринта практически совпадает с размером оконной розы западного фасада, а расстояние от западного входа до лабиринта в точности равно высоте расположения окна.
Церковь и холм в Везле (церковь Мадлен)




Везле (Vzelay) - село (коммуна) во французском департаменте Йонна (Бургундия), где находится одно из самых крупных и богатых бенедиктинских аббатств средневековой Франции, заложенное в XI веке на месте предполагаемой могилы Марии Магдалины и реконструированное в XIX веке по проекту Виолле-ле-Дюка.

В XIII веке, после которого влияние аббатства стало снижаться, население Везле достигало 10 тысяч жителей. По переписи 1999 года оно составляло 492 жителя.

В 1146 году св. Бернард проповедовал здесь второй крестовый поход, вследствие чего возложил на себя крест Людовик VII с вельможами; отсюда же в 1189 году отправились в третий крестовый поход Филипп II Август и Ричард Львиное Сердце.
Средневековый замок Базош был перестроен великим Вобаном, который похоронен там же. В 1979 году аббатство в Везле стало одним из первых памятников французской архитектуры, занесённым ЮНЕСКО в перечень Всемирного наследия. В 2008 году в перечень Всемирного наследия в числе 13 других укреплений Вобана внесён также замок Базош.

После того, как в 1270 году нашли якобы подлинные мощи Марии Магдалины в Провансе, Везле как центр паломничества в честь Марии Магдалины был заменён Saint-Maximin-la-Sainte-Baume. Аббатство быстро потеряло значение и в XV веке было подчинено королю. В 1569 году во время протестантских волнений мощи были утеряны. Во время французской революции фасад храма подвергся поруганию.



В 1870/76 ситуация изменилась. Были привезены новые реликвии Марии Магдалины и снова начался поток пилигримов в Везле. Аббатство действует по сей день: сегодня здесь работают и молятся монахи ордена «Fraternité de Jerusalem».
Цистерианское аббатство Фонтене


Фонтене́ (фр. Abbaye de Fontenay) - аббатство во Франции, один из самых старинных и наиболее сохранившихся монастырей ордена цистерцианцев. Основано в 1118 году святым Бернардом Клервоским.

Bernard_of_Clervaux

Фонтене расположено на территории современного департамента Кот-д’Ор, коммуна Мармань.

Южная сторона дормитория и общей комнаты монахов

Фасад церкви

До 1113 года аббатство Сито оставался единственным монастырём цистерцианцев, но затем, во многом благодаря активности святого Бернарда, начался резкий рост ордена. В 1113 и 1114 году были основаны два первых дочерних монастыря - Лаферте и Понтиньи, а годом позже Клерво и Моримон. В 1118 году, три года спустя после основания Клерво, католический святой Бернард основал Фонтене в лесной долине в 60 километрах к северо-западу от Дижона.


Строительство основных зданий аббатства велось с 1130 по 1147 года. Епископ Норвича Эбрард, бежавший от преследований из Англии, поселился в Фонтене и профинансировал часть расходов на строительство монастырской церкви. В 1147 году церковь была закончена и освящена папой Евгением III.


XII и XIII века стали для монастыря периодом роста и процветания. В 1170 году в булле папы Александра III подтверждается право монахов Фонтене самостоятельно избирать аббата, в 1259 году Людовик Святой освободил аббатство от налогов, десятью годами позже Фонтене приобрело статус королевского аббатства, короли Франции Иоанн II, Карл VIII и Людовик XII способствовали дальнейшему росту монастыря.




Закат аббатства начался с эпохи Столетней войны. В 1359 году Фонтене был взят и разграблен армией английского короля Эдуарда III, в 1450 году монастырь пережил пожар. В 1547 году был введён режим комменды, аббатство потеряло право самостоятельно избирать настоятеля, что только способствовало упадку. К началу XVIII века число монашествующих сократилось с нескольких сотен до двух десятков, а к моменту начала революции в Фонтене оставалось лишь восемь монахов. В 1745 году монахи даже разрушили большую трапезную монастыря за ненадобностью и с целью экономии средств.


В период Великой французской революции Фонтене, как и прочие монастыри страны, было закрыто. В 1791 году оно было продано за 78 000 франков фабриканту Клоду Гюго, который превратил монастырь в бумажную фабрику, которая функционировала более века. В 1820 году она стала собственностью семьи Монгольфье (из которой происходили изобретатели дирижабля).


В 1906 году бывший монастырь был выкуплен лионским банкиром и меценатом Эдуардом Энаром (Édouard Aynard). Фабрика была закрыта, вплоть до 1911 года в Фонтене проводились профинансированные Энаром масштабные восстановительные работы, вернувшие монастырю его средневековый вид.
В 1981 году аббатство Фонтене было включено в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.



По состоянию на начало XXI века Фонтене продолжает оставаться в собственности семьи Энар. Большая часть аббатства открыта для посещений с организованными экскурсиями.
Церковь

Статуя Девы Марии с Младенцем

Голубятня и псарня
Монастырская церковь была построена в 1147 году. Церковь типична для цистерцианской готики, имеет форму креста в плане, высокие своды. Ширина центрального нефа 8 метров, длина 66 метров, по бокам от него находятся два боковых нефа, отделённых колоннами. Хоры имеют квадратную форму, ниже, чем основной неф. Мозаичный пол покрывает почти всю площадь церкви.

Строгий интерьер церкви с минимумом украшений характерен для цистерцианцев. Самым примечательным объектом в церкви является скульптура Дева Мария с Младенцем, созданная в XII веке.

Клуатр
Клуатр аббатства хорошо сохранился. Он имеет почти квадратную форму, насчитывая 36 метров в ширину и 38 в длину. По сторонам клуатр обрамляют четыре галереи, отделённые от клуатра восьмипролётными колоннадами.

Зал капитулов
В зал капитулов с галереи клуатра ведёт сводчатая аркада, обрамлённая с каждой стороны двойными оконными проёмами. Первоначально зал капитулов был квадратным, с трёх сторон его окружали галереи со стрельчатыми арками. Одна из галерей погибла в пожаре 1450 года. Замки сводов украшены изображениями цветов.
Скрипторий, называемый также «зал монахов» находится за залом капитулов. Это прямоугольное помещение, составляющее 30 метров в длину. Дормиторий (спальное помещение) занимает весь второй этаж здания для монахов. Монастырская кузница находится в южной части монастыря. Построена в XII веке и первоначально служила каменотёсной мастерской.

Ряд помещений монастыря, в частности, больничная палата, голубятня и псарня, закрыты для посещения.
Аббатство Сен-Савен-сюр-Гартамп


Сен-Савен-сюр-Гартамп (фр. Saint-Savin-sur-Gartempe) - старинное бенедиктинское аббатство во Франции, приобрело известность своими уникальными и хорошо сохранившимися фресками XI-XII века.

Известно как «Романская Сикстинская капелла» Фрески Сен-Савен-сюр-Гартамп - самый большой и характерный ансамбль романских росписей Франции

Аббатство включено в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сен-Савен-сюр-Гартамп расположен на территории современного департамента Вьенна, в черте города Сен-Савен (25 км к востоку от Пуатье), на берегу реки Гартамп.

Восточная сторона аббатства

Вид с воздуха

Согласно местному церковному преданию в V веке на берега реки Гартамп пришли двое братьев из Македонии Савен и Киприан, спасавшиеся от гонений на христиан. Здесь они были замучены и почитаются как святые.
Когда в IX веке здесь были обнаружены останки мучеников, на их могиле по повелению Карла Великого было основано аббатство, оно получило имя святого Савена. Точная дата основания монастыря неизвестна, так как большинство исторических документов библиотеки аббатства погибло в XVI веке в период религиозных войн. В IX веке была построена и первая монастырская церковь в каролингском стиле.

В 1010 году Омод, графиня Пуату и Аквитании сделала щедрое пожертвование в пользу аббатства, что позволило начать строительство современной церкви. Возведение и отделка храма продолжались с 1040 по 1090 года под руководством аббатов Одона и Жерве. В XIII веке граф Тулузский Альфонс де Пуатье, брат Людовика Святого выделил большую сумму на расширение аббатства и строительство новых зданий. В XV веке была возведена колокольня.

Во время Столетней войны аббатство несколько раз переходило из рук в руки, однако наибольший урон ему принесли религиозные войны во Франции XVI века, в 1562 и 1568 году оно было разорено гугенотами. Способствовали разрушению монастыря и сами аббаты Сен-Савена конца XVI - начала XVII века, многие из которых больше заботились о прибыли, а не о сохранении зданий. В 1600 году один из настоятелей приказал разобрать часть построек XII и XIII веков и продать камни, из которых они были сложены.

В 1640 году по приказу Людовика XIII очередной недостойный настоятель был отстранён, а в Сен-Савен переселился ряд монахов из монастыря Нуайе, принадлежавших к конгрегации святого Мавра, из них же назначались и настоятели.

Это положило конец периоду упадка и разрушения аббатства. Между 1640 и 1692 годом проводилась реконструкция монастыря. Монахи конгрегации святого Мавра внесли большой вклад в сохранение фресок Сен-Савена, в то же время они заменили старинные алтари на современные им. В тот же период были построены отдельные здания на месте разрушенных.

В период Великой французской революции Сен-Савен, как и прочие монастыри страны, был закрыт. Жилые помещения монастыря стали использоваться как жилые комнаты для частных лиц, а клуатр аббатства - как место проведения революционных праздников. Церковь аббатства стала обычной приходской.

В середине XIX века была осознана значимость фресок церкви Сен-Савена, которые к тому времени частично начали разрушаться. Неоценимый вклад в их сохранение внёс Проспер Мериме, в тот период главный инспектор исторических памятников Франции.

По его указанию в 1836 году были предприняты наиболее срочные меры по спасению памятника. В 1840 году церковь была закрыта, выполнена аккуратная реставрация фресок и предпринят ряд работ, направленных на предотвращение их разрушения. К 1849 году работы были закончены, а фрески спасены. Была также реконструирована колокольня храма.

В 60 годах XX века в церкви был проведёны дополнительные реставрационные работы. В 1983 году аббатство Сен-Савен-сюр-Гартамп было включено в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1990 году в зданиях аббатства разместился «Международный центр настенной росписи».

Центральный неф
Церковь имеет в плане латинский крест, обычная форма для храмов романского стиля. Алтарная часть обращена к востоку. Церковь насчитывает 76 метров в длину, высота колокольни - 77 метров, длина трансепта - 31 метр. Южный рукав трансепта короче северного, так как он упирается в монастырские здания.

Длина главного нефа - 42 метра, ширина - 17 и высота - также 17 метров. Центральный неф выделен колоннами высотой 15 метров, они поднимаются до свода. Шесть восточных травей (прямоугольных фрагментов свода) главного нефа перекрыты гладким сводом, три западные расчленены несущими арками.

Колонны расписаны в пастельных тонах, хорошо гармонирующих с прочим интерьером. Боковые нефы с крестовыми сводами не уступают по ширине центральному и почти равны ему по высоте.

Свод центрального корабля имеет суммарную площадь 412 м². Он полностью расписан, одновременно опирается на колонны и полуколонны в стенах. Центральный корабль церкви не освещён напрямую, лишь боковыми окнами, но их удачное расположение обеспечивает, тем не менее, хорошее освещение.

На пересечении трансепта и центрального нефа расположены четыре массивные колонны, которые поддерживают свод, над которым расположена квадратная башня. К этим колоннам выходят концы деамбулатория. К узкому деамбулаторию примыкают пять круглых капелл разного размера. В церкви две крипты, одна под апсидой, вторая под деамбулаторием.
Колокольня расположена по центру над входным портиком и нартексом церкви и насчитывает 9 лестничных пролётов.

Фрески
Фрески, составившие славу церкви, были созданы в XI-XII веках. Использованные цвета малочисленны, в основном жёлтая охра, красная охра и зелёный, смешанные в различных пропорциях с белым и чёрным (в небольшом количестве присутствует голубой цвет, пигмент которого был очень дорогостоящ в то время).

Бог взывает к Ною
Живопись покрывает свод главного нефа, нартекс и крипты. На своде центрального нефа фрески располагаются в два яруса, по обоим склонам. Роспись крипт более тщательная. В создании фресок приняли участие несколько мастеров местной живописной школы. К характерным особенностям стиля относятся плоскостные изображения, разномасштабность фигур; иногда ноги и голова персонажей повернуты в разные стороны, из-за чего позы кажутся неестественными.

Ноев Ковчег

Ной с семейством выходит из ковчега. Бог заключает Завет
Сюжеты росписей не ограничиваются библейскими сценами - некоторые фрески иллюстрируют эпизоды из басен Эзопа, однако большая их часть иллюстрирует эпизоды ранней ветхозаветной истории - «Сотворение людей», целый цикл, посвящённый Всемирному потопу и Ною, «строительство Вавилонской башни», «Бог говорит к Аврааму», «Авраам и Лот», «Похороны Авраама», «Иаков благословляет Иосифа», «Братья продают Иосифа в рабство», «Переход через Красное море», «Бог дарует Моисею

Готический стиль зародился в XII веке в Северной Франции, откуда распространился по Западной Европе от Испании до Чехии. В каждой стране под влиянием местных традиций новый стиль обретал свои особенности. Наиболее чистым воплощением классических принципов готики заслуженно считается , один из величайших шедевров средневековой архитектуры Европы и великолепная архитектурная . Стройное изящное здание построено на холме и словно парит над городом, за что собор иногда называют « Франции «. В 1979 году он внесён в .

Шартрский холм и его храмы


Господствующий над Шартром холм всегда был местом размещения культовых сооружений. До римского завоевания город был главным поселением галльского племени карнутов, а на холме располагалось известное на всю Галлию святилище друидов. В IV веке христиане изгнали друидов и построили на месте святилища часовню. Один храм сменял другой, и нынешний собор, по данным археологических раскопок, является минимум пятым христианским культовым сооружением на этом месте.

Первая христианская церковь Шартра пала жертвой междоусобиц – в 734 войска герцога Аквитании разграбили и сожгли город. Сгорел и храм. Церковь была восстановлена, но в 858 году вновь разрушена викингами во время очередного опустошительного набега.

После этого тогдашний епископ Шартра Жильбер решил выстроить на месте старой церкви собор в господствовавшем тогда романском стиле. Строительство длилось не один десяток лет и неоднократно прерывалось. Так, в 862 году всё, что успели построить, погибло при очередном пожаре.

В 859 году Шартр посетил король Карл Лысый, который вручил епископу святыню – Покров Девы Марии. Предание гласило, что это одеяние было на Богородице при рождении Иисуса. Покров предполагалось поместить в соборный реликварий по завершению строительства.

Святыня неоднократно проявляла свою чудодейственную силу. Так, в 911 году Шартр вновь осадили викинги. В надежде на помощь Богородицы, тогдашний епископ Жантельм вынес Покров на стены города, и норманны неожиданно ушли. Ещё одно чудо было явлено в 1194 году, когда страшный трёхдневный пожар практически уничтожил весь город. Храм выгорел почти полностью, кроме часовни, где находился ларец с реликвией. Уцелели и охранявшие ларец священники.


Возглавивший строительство после 862 года зодчий Бернаже решил строить западный, главный фасад отдельно от основного здания собора. Это было очень необычное решение, но именно оно спасло фасад от пожара 1194 года. Позже к нему пристроили башни, выполненные уже по готическим канонам.

Чудесное спасение реликвии горожане восприняли, как явное указание свыше, и они сразу же с энтузиазмом приступили к строительству нового храма. Весть о чуде молниеносно облетела Францию, и в Шартр из всех уголков страны массами прибывали добровольцы, желавшие поучаствовать в богоугодном деле. Отовсюду текли пожертвования. Возглавляли строительство лучшие архитекторы того времени, присланные из парижского аббатства Сен-Дени .


Всё это объясняет рекордные для средневековья сроки завершения работ. Песчаник, из которого сложены стены собора, доставлялся из каменоломен Бершер в окрестностях Шартра. Уцелевший романский фасад решили встроить в новое здание. К 1220 году собор перекрыли сводами, а в 1225 году завершились работы по внутреннему обустройству храма, появились капеллы, хоры и трансепт.

Церемония освящения храма состоялась в 1260 году. На освящении присутствовал Людовик IX, сделавший собору замечательный подарок. На собственные средства короля было создано великолепное окно-роза с витражом, изображавшим Страшный суд и эпизоды из жизни Богородицы. На витраже были изображены также гербы Франции и Кастилии (мать короля, Бланка, была дочерью короля Кастилии Альфонсо).

Шартрский собор, официально именовавшийся теперь собор Шартрской Богоматери (Нотр Дам де Шартр) , избежал участи своих знаменитых собратьев в и и никогда не подвергался значительным разрушениям или перестройкам. Исключением в какой-то мере можно считать северную башню. Изначально её венчал деревянный шатёр, сгоревший в XVI веке. В 1513 году под руководством Жана Тексие был сооружён шатёр из камня, покрытый причудливым узором, свойственным «пламенеющей» готике. Также следует обратить внимание на удивительные и , Германия.

Акрополь Франции

Ощущения при взгляде на взметнувшийся ввысь Нотр Дам де Шартр действительно чем-то сродни чувству, возникающему при встрече с Акрополем. Когда-то очень образно выразился поэт Шарль Пеги, назвавший собор «самым крепким из поднявшихся к небу колосьев».

Собор представляет собой трёхнефную базилику с коротким поперечным трансептом. Длина здания – 130 м., ширина центрального нефа 16 м., двух боковых – по 8 м. Высота свода главного нефа – 37 м., боковых – 14 м.

Самой древней частью собора является западный фасад. Первоначально он был сплошным, а три великолепных портала были сооружены позднее, уже при строительстве нового здания. Особенно впечатляет центральный портал, именуемый Королевским, над которым помещена замечательная скульптурная группа «Христос во славе». Фигура благословляющего Иисуса окружена статуями святых, библейских персонажей и фантастических животных.

Все девять порталов собора щедро украшены скульптурными и рельефными изображениями. Особенно интересен рельеф главного портала южного фасада. Созданный на заре XIII века, он изображает исключительно драматичную картину Страшного суда. Из-за своей напряжённости и выразительности этот рельеф считается самым ярким образцом готического изобразительного искусства в мире.

Несколько особняком стоят скульптуры центрального портала северного фасада. Они явно имеют более древнее происхождение, чем другие статуи, поскольку выполнены в романской традиции. Кроме того, яркие индивидуальные черты многих статуй наводят на мысль, что неизвестный скульптор изображал каких-то конкретных людей, что необычно для романского церковного искусства, скованного строгими канонами.

Количество скульптур, размещённых внутри и снаружи Шартрского собора, превышает 10 тысяч. Таким изобилием не может похвастать ни один храм Европы.

Самая заметная часть собора при взгляде издалека – его башни, которые стилистически отличны друг от друга. Северная, высотой 113 м., построена на романском основании в 1134-1150 годах. Она на 11 метров выше своей соседки, благодаря надстроенному в XVI веке позднеготическому шатру. Доступ на северную башню открыт, и каждый посетитель собора считает своим долгом насладиться великолепным видом Шартра и окрестностей с её вершины.

Южная башня, носящая прозвище «Старая колокольня», на 15 лет моложе. Она стилистически едина со всем собором и смотрится куда более сдержанно, чем северная. За безукоризненные пропорции и изящество «Старую колокольню» считают одной из красивейших башен мира.

Интерьеры Кафедрального собора в Шартре

Интерьеры собора не уступают его внешнему виду по силе производимого на зрителя впечатления. Необычайно просторные хоры потребовали существенно расширить трансепт, алтарь же пришлось переместить глубже в апсиду. Это новшество сделало внутреннее пространство храма более обширным и словно наполненным воздухом и светом.

Своды и арки имеют типичную для готики стрельчатую форму. Своды поддерживаются колоннами, каждая из них дополнительно укреплена четырьмя тонкими полуколоннами.

Поражает своими размерами огромный вырезанный из дерева алтарь. Его сооружение, начатое в 1514 году, продолжалось около двухсот лет. На алтаре насчитывается более сорока сцен из жизни Христа и Девы Марии, выполненных с большим искусством.

Особую атмосферу храма создают витражи. Снаружи они кажутся почти бесцветными, внутри же проникающие сквозь окна солнечные лучи создают непередаваемое буйство красок. Шартрский собор обладает самым большим из сохранившихся средневековых витражных ансамблей - общая площадь его витражей около 2000 кв. м. При этом практически все витражи дошли до нас в первозданном виде, не подвергаясь восстановлению или переделкам.

В палитре шартрских витражей доминируют красный, голубой и сиреневый цвета. При этом, благодаря ухищрениям мастеров, в солнечную погоду на колоннах и полу собора время от времени возникают красные и жёлтые всполохи, а в пасмурную собор заполняется ровным голубоватым мерцанием. Ещё одна «изюминка» здешних витражей - голубой цвет неповторимого оттенка, известный как «шартрский голубой» или «шартрская лазурь».

Очень выразительным элементом архитектуры собора являются окна-розы. Среди них – знаменитая роза Людовика Святого, диаметр которой 13 метров. Всего в соборе 176 витражей, на которых размещено 1359 сцен. Шартрские витражи нередко называют иллюстрированной книгой, благодаря огромному разнообразию сюжетов. Помимо библейских сцен, здесь присутствуют монархи, представители знати и духовенства, купцы и простолюдины.

Священные реликвии Нотр Дам де Шартр

С момента своего создания Шартрский собор притягивал паломников со всей Европы. В первую очередь они шли взглянуть, конечно, на священный Покров. Первоначально он имел длину 5,5 метра, однако в годы Великой французской революции, когда церкви неоднократно подвергались погромам, ткань разрезали на несколько фрагментов и спрятали в разных местах, чтобы уберечь от разбушевавшихся санкюлотов. В 1819 году самый большой фрагмент вернули в собор. Сейчас Покров предстаёт перед зрителем в виде полосы бежевого шёлка, длина его составляет 2 м., ширина 46 см.

В век торжества науки неизбежно нашлись желающие проверить подлинность Покрова. Экспертиза, проведённая в 1927 году, показала, что он куда старше, чем предполагалось. Как выяснилось, ткань была изготовлена в I веке н. э. Решение экспертов было компромиссным – предлагалось считать, что нет доказательств того, будто покров был на Марии при родах Иисуса, но нет и доказательств обратного.


Ещё одной реликвией собора была так называемая «Чёрная Мария», деревянная статуэтка, изображавшая Богоматерь, когда она носила под сердцем Иисуса. Статуэтка сгорела во время погрома в революционном 1789 году, однако сохранилось несколько рисунков. Историки считают, что явно архаичная по силуэту фигурка создана в первые века христианства. Некоторые исследователи вообще полагают, что статуэтка вырезана в языческий период и изображает вовсе не Марию.

Ещё одним объектом притяжения для паломников был лабиринт, именуемый «Путь в Иерусалим». Он выложен из цветных каменных плиток в центре храма и выглядит, как круг диаметром 13 метров и длиной пути 261 метр. Именно столько, согласно церковной традиции, должен был пройти Иисус Христос при восхождении на Голгофу. Пилигримы, не имевшие возможности поклониться Гробу Господню, но желавшие покаяться и получить отпущение грехов, могли прийти в Шартр и проделать на коленях весь путь по лабиринту, читая молитвы.

И сегодня в Шартрский собор идут паломники, а также историки, искусствоведы, любители старины, ценители прекрасного, просто туристы. Никого из них встреча с Нотр Дам де Шартр не оставляет разочарованным или безучастным.

Также с апреля по сентябрь вечерний Шартр становится площадкой для светового шоу с музыкальным сопровождением, в котором «участвуют» все примечательные здания города, а главную роль в незабываемом представлении играет Кафедральный собор. Завершающий аккорд шоу приходится на вторую половину сентября, когда начинается Праздник иллюминации, длящийся несколько дней.

Шартрский собор во Франции - один из самых известных готических соборов. Как уже говорилось (), в средние века помимо официального христианства существовали скрытые организации, задачей которых было доносить до людей истинные энергии любви Бога без искажений церковного эгрегора.

О ранней истории Шартрского собора сейчас известно только то, что он после своего основания в начале 900-х годов несколько раз разрушался и перестраивался. Изначально он нес в себе только изначальные образы и энергии Христа и Марии, без привязки к библейским сюжетам. Позже он был переделан в соответствии с требованиями религии, но один из изначальных элементов остался нетронутым: это так называемый Шартрский лабиринт.

Образ этой структуры восходит к 143 уровню, к Марии в Божественной сфере. Оттуда он фрактально отражается во всем мироздании. По своей сути это структура, которая отвечает за связь людей с энергиями любви Бога. Она соответсвует уровням мироздания: 11 концентрических кругов (143 кратно 11) и центр - Абсолют как 12-й элемент. Здесь и 12 пирамид мироздания и 12 уровней в нижней пирамиде.

Структура, подобная лабиринту есть и внутри сердечной чакры каждого человека, что является и одной из сторон связи с Богом через сердце.

Движение по лабиринту от входа к центру - это и особый ритм, и путь, который энергия любви проделывает для того, чтобы реализоваться в мироздании. Проследив этот путь, можно рассмотреть подробнее, какие энергии и на каких уровнях активируются. Начиная с устремления к Богу ("вход"), человек воспламеняется на уровне души, проживает эти энергии (поворот в районе 6-го уровня), затем активируется восходящий поток по 11 уровню. В какой-то момент путь приближается к цели, как бы прикасается к ней, но затем идет отдаление. За "прикосновением" к энергии идет длительный период ее осмысления, проработки на всех уровнях, и только после этого, уже на новом уровне, идет достижение цели. Эта закономерность работает и в духовных практиках: многие поначалу испытывают восторг, прикоснувшись к высшим энергиям или знаниям, но потом эти ощущения пропадают, и тогда наступает разочарование. Но впадать в подобные переживания является ошибкой: просто человек находится на той стадии пути, которая связана с проработкой нижних уровней, отклонения от пути на самом деле не произошло.

Существовали различные практики, связанные с лабиринтом.

Основная. 1) Сосредоточиться на сердечной чакре и направить из нее поток света на вход в лабиринт. 2) Медленно заполнять этим потоком весь лабиринт, постепенно двигаясь от начала до конца.
Вначале может постоянно сбиваться зрение, либо наполнения потоком происходить не будет. Нужно держать внимание на потоке и удерживать его правильном направлении.
Там, где идут сбои - будут всплывать блокировки сердечного центра, высплывать негативные моменты из прошлого, личные качества, мешающие обрести связь с Абсолютом (может быть излишняя заземленность, эгоцентризм, неверие или что-то еще). Можно мысленно выбрасывать эти проявления из сердца или растворять их светом. Если причины препятствий в "лабиринте" не всплывают, можно задавать намерение показать их и усиливать поток излучения из сердечной чакры.
Таким образом очищается личная связь с энергией любви Бога, в частности с энергией Марии - для тех, кто целенаправленно работает с ее энергиями.

Более простая практика, но с меньшими возможностями для проработки отдельных моментов: направить поток из анахаты сразу в центр цветка в лабиринте. Намерение - сонастроиться с энергией любви Бога. Далее - внимательно следить за ощущениями, стараться принимать приходящие энергии и усиливать энергообмен с цветком своей волей.

Общеизвестная практика проводилась в самом храме всеми желающими - физическое прохождение лабиринта. Так как храм находился в месте силой, связанным с Венерой - проводником энергии любви - и такой вариант уже давал ощущение высших энергий.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!