Статуя Зевса в Олимпии (фото). Описание статуи Зевса Олимпийского


Зевсов венец на челе его дивном,
Ветер играет в кудрях тёмно - русых
и, трепеща, ему в руки влагает
Чудную лиру.
(Джозуэ Кардучи)

СТАТУЯ ЗЕВСА В ОЛИМПИИ – творение великого греческого скульптора Фидия, выдающееся произведение античной архитектуры, считается одним из так называемых «семи чудес света». Находилась в храме Зевса Олимпийского, в Олимпии - городе в области Элида, на северо-западе полуострова Пелопоннес, около 150 км. к западу от Афин, где с 776 г. до н. э. по 394 г. н. э. каждые четыре года проводились Олимпийские игры - состязания греческих, а затем и римских спортсменов. Греки считали несчастными тех, кто не видел статую Зевса в храме.

Древнегреческий город Олимпия был религиозным центром, местом культа верховного бога древних греков Зевса. Это был величайший художественный центр Древней Греции. Архитектурный ансамбль Олимпии в основном сложился в VII - IV веках до н.э. Здесь были возведены великолепные храмы богов - большие и малые.


Уже более 300 лет проводились Олимпийские игры. Они были очень популярны среди народа. Проводились они в честь бога Зевса. Но в Греции до сих пор не было возведено главного храма Зевса. В 470 г. до н. э. в Греции начали собирать пожертвования на строительство этого храма. Храм был построен за 10 лет архитектором Либоном из Элиды (сер. 5 в. до н.э.) и посвящался богу Зевсу.

По преданиям, храм был великолепен. Весь храм, включая крышу, был построен из мрамора. Его окружали 34 массивные колонны из ракушечника. Каждая была высотой в 10,5 метров и толщиной более 2 метров. Площадь храма составляла 64×27 м. На наружных стенах храма располагались плиты с барельефами, с изображениями 12 подвигов Геракла. Бронзовые двери, высотой в 10 метров, открывали вход в культовое помещение храма.

В течение нескольких лет после окончания строительства в храме не было достойной статуи Зевса, хотя довольно скоро решили, что она необходима. Как свидетельствуют античные историки, в олимпийской долине имели мастерские многие выдающиеся эллинские скульпторы - Мирон, Поликлет, Скопас, Пракситель. В качестве создателя статуи был избран знаменитый афинский скульптор Фидий.

Коренной афинянин, Фидий родился, как полагают, около 500 года до н.э. и скончался около 430 года. Он был величайшим скульптором, архитектором, живописцем, мыслителем. По свидетельству древних авторов, Фидий в своих скульптурных образах сумел передать сверхчеловеческое величие. Таким образом была, очевидно, и его статуя Зевса, созданная для храма в Олимпии.

Фидий успел к этому времени создать две знаменитые статуи Афины («Афину Промахос» и «Афину Парфенос». К сожалению, ни одно из его творений до нашего времени не сохранилось). По его приказу была построена мастерская в 80 метрах от храма. Эта мастерская точно соответствовала размеру храма. Там он работал над статуей Зевса вместе с учеником Колотом и братом Паненом за огромным пурпурным занавесом и создал статую Бога-громовержца в хрисоэлефантинной технике.

Сам Фидий был очень придирчив к материалу, который ему доставляли. Особенно он был придирчив к слоновой кости, из которой он создал тело бога. Затем под усиленной охраной в храм к ногам громовержца внесли драгоценные каменья и 200 кг чистого золота. По современным расценкам стоимость одного только золота, пошедшего на отделку статуи, составляла около 8 млн долларов. В 435 г. до н. э. состоялось торжественное открытие статуи.

Золотом были покрыты накидка, которая закрывала часть тела Зевса, скипетр с орлом, который он держал в левой руке, статуя богини победы - Ника, которую он держал в правой руке и венок из ветвей оливы у Зевса на голове. Ноги Зевса покоились на скамеечке, которую поддерживали два льва. Рельефы трона прославляли, в первую очередь, самого Зевса. На ножках трона были изображены четыре танцующие Ники. Также были изображены кентавры, лапифы, подвиги Тесея и Геракла, фрески, изображающие битву греков с амазонками. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 метров. Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека.

«Бог сидит на троне, его фигура сделана из золота и слоновой кости, на голове у него венок как бы из ветвей маслины, на правой руке он держит богиню победы, сделанную также из слоновой кости и золота. У неё на голове повязка и венок. В левой руке бога скипетр, украшенный всякого рода металлами. Сидящая на скипетре птица - орел. Обувь бога и верхняя одежда - также из золота, а на одежде - изображения разных животных и полевых лилий»

Когда строительство статуи было завершено, ей едва хватило места в храме. Страбо писал: ".. хотя сам храм - очень большой, скульптор критикуется за то, что не учёл реальное соотношение пропорций статуи к храму. Он показал Зевса посаженным на трон, но с головой, почти упирающейся в потолок, чтобы у нас было впечатление, что если Зевс встанет, то упрётся головой в крышу храма".

Глаза громовержца ярко сверкали. Создавалось такое впечатление, что в них рождаются молнии. Вся голова и плечи бога сверкали божественным светом. Сам Фидий ушел в глубину храма и оттуда наблюдал за восторженной публикой. Для того, чтобы голова и плечи громовержца сверкали, он приказал вырубить у подножья статуи прямоугольный бассейн. Поверх воды в нём наливалось оливковое масло: поток света из дверей падает на тёмную маслянистую поверхность, и отраженные лучи устремляются вверх, освещая плечи и голову Зевса. Возникала полная иллюзия того, что этот свет льётся от бога к людям. Говорили, что сам громовержец спустился с небес, для того, чтобы позировать Фидию.

По преданию, когда Фидий закончил свою работу, он спросил: «Ты доволен, Зевс?». В ответ раздался удар грома, и пол перед троном треснул. Судьба самого Фидия до сих пор осталась неизвестной. По одной версии он, спустя 3 года, был осужден и брошен в тюрьму, где и умер вскоре. По другой версии он прожил ещё 6-7 лет, став на старости лет изгоем, и умер в забвении. Около 40 г н. э. римский император Калигула захотел перенести статую Зевса к себе в Рим. За ней были посланы рабочие. Но, по легенде, статуя расхохоталась, и рабочие в ужасе разбежались.

Семь столетий Зевс, доброжелательно улыбаясь, наблюдал за спортсменами, пока во II в. н. э. не случилось мощное землетрясение, сильно повредившее статую, затем она была отреставрирована скульптором Димофонтом.. Но игры в Олимпии все равно продолжались: спортсмены верили, что им помогает если не храмовая статуя, то сам бог, восседающий на вершине горы. Конец спортивным состязаниям положил в 394 г н. э. христианский император Феодосий I, запретивший за два года до этого все языческие культы.

После запрета Олимпийских игр воры обдирали статую Зевса, похищая золото и слоновую кость. Последнее упоминание о ней относится к 363 г. н. э. По одной из версий все, что осталось от знаменитой скульптуры в 475 по приказу Феодосия II вывезли из Греции в город Константинополь. Статуя сгорела при пожаре храма 425 г. н. э. или в пожаре в Константинополе в 476 г. н. э.

Были сделаны и копии статуи, включая большой прототип в Курене (Ливия). Ни одна из них, тем не менее, не сохранилась до сегодняшнего дня. Ранние реконструкции как например, Эрлаха, как теперь полагают, являются неточными. В Олимпийской области в VI веке случилось землетрясение. Храм и стадион были разрушены наводнениями, остатки их покрыты илом. Это помогло фрагментам Олимпии просуществовать более тысячи лет.

Олимпийские игры были восстановлены в конце XIX века и сейчас собирают атлетов уже со всего мира, готовых помериться силой в самых разных видах спорта.


7 чудес света - Статуя Зевса в Олимпии, монета Палау.

Несчастными считались жители Древней Греции, кто не видел эту статую Зевса в Олимпии. Главное украшение храма Зевса Антипатр Сидонский еще в III веке до нашей эры отнес к списку 7 чудес света . Самая запоминающаяся работа скульптора Фидия потрясала всех современников, увидевших ее.

Статуя Зевса в Олимпии. История

Автором статуи стал известный афинский скульптор Фидий. Для создания главной статуи Греции потребовалось даже соорудить специальное помещение, соответствующее размерам храма. В процессе создания статуи помогали ученик Колот и брат Панен. Статуя Зевса предстала перед публикой в 435 году до нашей эры. По рассказам Фидий лично следил за реакцией пришедших людей, удивленных величием громовержца. Даже сложилось мнение, что сам Зевс лично спустился к скульптору, чтобы попозировать. Так главный религиозный центр Греции обзавелся еще одной достопримечательностью.

За все свое существование статую несколько раз реставрировали. Статуя Зевса в Греции подвергалась повреждению молнией, землетрясением, были случаи кражи ее золотых частей. Особое внимание уделяли ей римляне. Так император Калигула в 40 году собирался привезти в Рим изваяния и изображения всех значимых памятников завоеванной Греции, под этот список попадала и статуя Зевса. Но по легенде во время работ статуя расхохоталась, и все разбежались в диком страхе, а статуя по-прежнему оставалась в Олимпии. В последний раз о ней упоминается в 363 году нашей эры. После принятия христианства в 391 году все языческие храмы подвергаются закрытию, и храм Зевса разрушается. Есть упоминания, что статую Зевса где-то в начале V века перевозят в Константинополь, где она по сообщению византийского историка Кедрена полностью уничтожается в результате пожара 475 года.

Статуя Зевса в Олимпии. Краткое описание

Статую закрывал огромный шерстяной занавес, окрашенный финикийским пурпуром. Занавес вопреки всем устоявшимся традициям не раздвигался или поднимался, а наоборот опускался вниз на веревках, открывая взору посетителя храма величественный образ Зевса.

Статуя Зевса Олимпийского была сделана из золота и слоновой кости, в так называемой хризоэлефантинной технике. Для украшения статуи привезли 200 килограммов чистого золота. По описанию современников Зевс сидел на троне, голову его украшал венок, в правой руке он держал богиню победы Нику, в левой - скипетр, увенчанный орлом. Плащ Зевса украшали изображения животных и цветов. Ноги Зевса опирались на скамейку. Трон возвышался на огромном пьедестале - 9,5 на 6,5 метров.

Отдельное внимание уделялось украшению трона чуда света статуи Зевса в Олимпии. Он был исполнен из черного дерева, золота, слоновой кости и драгоценных камней. Трон был обильно заполнен изображениями сцен древнегреческой мифологии. Каждая ножка трона содержала четыре Ники, на перекладинах между ножками представлялись сцены войны греков с амазонками и спортивные соревнования. Росписью трона занимался брат Фидия, художник Паненом. В сценах присутствуют образы знаменитых Геракла, Тезея, Прометея, Ахилла, Аполлона, Артемиды, Гелиоса, Геры, Гермеса, Афродиты, Афины, Посейдона. Разумеется, среди этих картин присутствует лично и сам Зевс.

Но больше всего, конечно, поражали размеры статуи Зевса в Древней Греции. Правая ладонь находилась на высоте колонн первого яруса храма, голова - на уровне второго яруса. У Страбона даже сложилось впечатление, что если бы Зевс встал со своего трона, то крыша храма была бы проломлена. По современным мнениям общая высота статуи оценивается от 12 метров до 17 метров.

Статуя Зевса в Олимпии. Интересные факты

Для сохранения слоновой кости жрецы смазывали статую маслом. Это оберегало ее от «болотистого воздуха». В афинском Акрополе , напротив, из-за сухого воздуха статую Афины смачивали водой. Пол статуи покрывал черный мрамор с искусственным углублением, похожим на бассейн, куда стекало масло. Еще одно предназначение для бассейна было связано с иллюзией света - свет от двери отражался от масла и освещал голову и плечи статуя, создавая впечатление, что это именно бог излучает свет людям.

October 9th, 2016

Когда я в детстве читал про Семь чудес света мне было безумно горько от того, что такие великие памятники исчезли практически без следа (кроме разве пирамид). А еще не покидало ощущение какой то фантастичности и инопланетности всех этих творений. Это знаете как в фантастическом фильме: пейзаж планеты, идут дикари и камера показывает огромную статую с мечем например - и ты понимаешь, что эти дикари ну никак не могли построить это громадное сооружение. Точно так я реагировал на иллюстрации Чудес Света.

Давайте вспомним, что нам о них известно? А начнем с Зевса...

Фото 2.

Городок Олимпия расположен на полуострове Пелопоннес, в 150 км на запад от Афин, ном Элида.

Знаменитый археологический комплекс у подножья горы Кронос круглый год принимает туристов, приезжающих посмотреть на место первых олимпийских игр и его главную достопримечательность - Храм Зевса, где когда-то, много веков назад, поражая взоры, стояла невероятная статуя громовержца.

Первые культовые сооружения появились в этом районе ещё в третьем тысячелетии до нашей эры, с 884 г. до н. э. здесь стали проводиться олимпиады в честь верховного божества.

Своего расцвета Олимпия достигла к V веку до н. э. К этому времени победой греков закончились персидские войны и необычайно возрос интерес к проведению Олимпийских игр. Благодаря строительству нового храма в честь Зевса, эта область древней Греции стала общеэллинским религиозным центром, который привлекал к себе множество паломников.

Несмотря на то что впоследствии храм Зевса был полностью разрушен, осталось описание древнегреческого историка Павсания и достаточно большое количество фрагментов. Работы археологов и учёных-историков по их изучению, позволили реконструировать внешний вид строения с большой степенью точности.

Фото 3.

Если верить легенде, то храм был построен на месте святилища мифического Девкалиона, праотца греческого народа. Строительство храма было начато в период тирании Писистрата, в 515 г. до нашей эры. Писистрат был сыном Гиппократа и возглавлял Афины продолжительное время. Когда Гиппий, сын Писистрата, был свергнут спустя 5 лет своего владения, работа над сооружением была заброшена. С наступлением периода афинской демократии храм так и оставался незавершенным. В то время греки считали, что строительство такого грандиозного сооружения было актом высокомерия. Фемистокл - великий греческий полководец и государственный деятель периода Греко-персидских войн 500—449 г до нашей эры, даже использовал его части для строительства оборонительных стен, связавших Афины с Пиреем. Раскопанный участок одной из стен можно увидеть рядом с храмом.

Фото 4.

Работы над храмом были продолжены лишь после того, как Александр Македонский взял под свой контроль управление Афинами в III веке до нашей эры. Антиох IV Епифан, царь эллинистической династии, заключил контракт с римским архитектором Коссутиусом для возведения крупнейшего храма в мире. Однако в 164 году до нашей эры Антиох умер, и работы снова остановились.

В 84 году до нашей эры римский диктатор Сулла, любивший увозить в Рим всё, что ему приглянется, снял с колонн Зевса несколько роскошных резных капителей и употребил их для строительства храма его римского аналога — Юпитера Капитолийского И только во втором веке нашей эры строительство храма было, наконец, завершено римским императором Адрианом. Император был большим почитателем греческой культуры и даже, вопреки тогдашней римской моде, отпустил бороду. Произошло это уже во втором веке нашей эры со 129 по 131 годы.

Фото 5.

Храм Зевса стоял на трехступенчатой террасе размерами 107,7 метра на 41,1 метра. Его вытянутое прямоугольное здание когда-то окружали два ряда поставленных близко друг к другу колонн, всего их было 104. На торцевых сторонах к основным колоннам прибавлялись еще колонны портиков. Это был настоящий мраморный «лес колонн», подавлявший зрителя своими размерами.


Храм представлял собой дорический периптер: 6 колонн по ширине и 13 по длине основания, построенный из твёрдого ракушечника. В отделке стен и крыши был использован мрамор.

Фронтоны украшали многофигурные скульптурные композиции, а вход во внутреннее святилище - целлу, скрытый за внешними колоннами фасадов, украшал фриз с метопами, посвящёнными подвигам Геракла.

Фото 6.

О внутреннем убранстве храма достоверных сведений не много. Но доподлинно известно, что когда-то в нем стояла гигантская покрытая золотом и слоновой костью статуя Зевса, являвшаяся копией со статуи Зевса Олимпийского работы Фидия. Статуя считалась одним из семи чудес света древнего мира. Статуя была воистину прекрасна.

Греки считали несчастными тех, кто ни разу не видел эту статую Зевса. Рассказывают, что когда Калигула пожелал перенести статую Зевса к себе в Рим, то статуя расхохоталась, и рабочие в ужасе разбежались. Рядом со статуей Зевса возвышалась статуя императора Адриана, также сделанная из золота и слоновой кости. К сожалению, ни статуя Зевса ни статуя Адриана, до наших дней статуя не сохранилась

Фото 7.

Грандиозная фигура Зевса была спрятана от любопытных глаз занавесом и она открывалась восторженным зрителям только в особые моменты празднеств.

Скульптура сидевшего на троне божества имела не меньше 15 метров в высоту и вызывала у каждого, кто её видел, чувство благоговения перед его могуществом.

Фото 9.

Фигура Зевса Олимпийского служила центром всей архитектурной композиции храма. Выполненная великим скульптором античности, Фидием, в сложной технике сочетания слоновой кости и золота, она была выдающимся произведением классического искусства древней Греции.

Остатки храма обнаружили в 1875 году, а в 1950 была найдена мастерская Фидия, построенная по образу самого храма, где великий мастер и создавал свой шедевр.

Основа статуи Зевса Олимпийского была выполнена из дерева и покрыта пластинами из полированной слоновой кости, одежда из золота, а драгоценные камни служили глазами.

Фото 10.

Зевс восседал на роскошном золотом троне, украшенном драгоценными камнями и многочисленными скульптурными изображениями.

В правой руке он держал изваяние Ники, высотой в человеческий рост, а в левой - золотой скипетр с сидящим на нём орлом.

Считается, что на создание этого великого творения потребовалось 200 кг золота.

По данным реконструкции подлокотники трона и правая ладонь Зевса находилась на уровне капителей первого яруса колонн.
Если бы Зевсу пришлось встать в полный рост, то он головой пробил бы потолок храма.

Фото 11.

За пластинами из слоновой кости требовался особый уход: для защиты от влажного воздуха, жрецы храма смазывали её оливковым маслом, стекавшим в углубление, имевшееся в чёрном мраморе, которым было выстлано пространство пола перед статуей.

Считалось, что каждый эллин обязан один раз в жизни увидеть эту скульптуру, чтобы не считать свою жизнь прожитой зря.
О судьбе великого изваяния известно не так много. Одни источники считают, что согласно эдикту Теодориха, повелевавшего разрушить все свидетельства языческой веры, статуя Фидия Зевс Олимпийский в 394 г. н. э. была уничтожена вместе с храмом.

Другие сообщают, что до 475 г. н. э. скульптура была выставлена в одном из дворцов Константинополя и утрачена во время пожара.

Так, или иначе, это величайшее произведение человеческого гения, как и многие другие, к сожалению, исчезло безвозвратно.

Фото 12.

Фидий был знаменит не только статуей Зевса Олимпийского, но и статуей Афины в Парфеноне и рельефами на его стенах. Вместе с Периклом Фидий разработал план перестройки и украшения Афин, что, правда, дорого обошлось Фидию: враги его могущественного друга и покровителя стали врагами скульптора. Месть их была банальной и грязной, но обыватели жаждали скандала: Фидий был обвинён в том, что утаивал золото и слоновую кость при сооружении статуи Афины в Парфеноне.

Слава скульптора оказалась сильнее злопыхателей. Жители Элиды внесли залог за заключённого, и афиняне сочли этот предлог достаточным, чтобы отпустить Фидия работать в Олимпию. Несколько лет Фидий оставался в Олимпии, сооружая статую - синкретическую по материалу и известную нам по описаниям и изображениям на монетах.

Фото 13.

Статуя Зевса находилась в храме, длина которого достигала 64 метров, ширина - 28, а высота внутреннего помещения была около 20 метров. Сидящий в конце зала на троне Зевс подпирал головой потолок. Обнажённый до пояса Зевс был изготовлен из дерева. Тело его покрывали пластины розоватой, тёплой слоновой кости, одежду - золотые листы, в одной руке он держал золотую статую Ники - богини победы, другой опирался на высокий жезл. Зевс был столь величествен, что, когда Фидий завершил свой труд, он подошёл к статуе, как бы плывущей над чёрным мраморным полом храма, и спросил: "Ты доволен, Зевс?" В ответ раздался удар грома, и пол у ног статуи треснул. Зевс был доволен.

Остались описания кресла Зевса, которое было украшено барельефами из слоновой кости и золотыми статуями богов. Боковые стенки трона были расписаны художником Панэном, родственником и помощником Фидия.


Уникальная отделка скульптуры и выше описанная хитрость позволяли отражаться лучам солнца так, что казалось, будто свет исходит из самой статуи Зевса. На открытии Фидий стоял в глубине храма, наслаждаясь потрясением зрителей. Достоверно судьба архитектора неизвестна. Что же касается описываемого чуда света, то оно простояло около 800 лет. В начале V века нашей эры, когда в римской империи христианство установилось государственной религией, все языческие храмы были закрыты.

Впоследствии византийские императоры перевезли со всеми предосторожностями статую в Константинополь. Хотя они и были христианами, рука на Зевса ни у кого не поднялась. Даже христианские фанатики, враги языческой красоты, не посмели разрушить статую. Византийские императоры на первых порах дозволяли себе ценить высокое искусство. Но, к глубокому удовлетворению христианских проповедников, бог покарал своего языческого соперника, наказав тем самым сошедших с праведного пути императоров. В V веке нашей эры дворец императора Феодосия II сгорел. Деревянный колосс стал добычей огня (в 425 году): лишь несколько обугленных костяных пластинок да блестки расплавленного золота остались от творения Фидия.

Так погибло и седьмое чудо света...

Когда от памятника не остаётся и следа, появляется соблазн (часто мотивированный) приписать его существование человеческому воображению. Подобная участь не миновала и статую Зевса, тем более что от неё не сохранилось копий.

Для того чтобы убедиться, что статуя существовала и была именно такой, как описывали современники, следовало отыскать хотя бы косвенные свидетельства её создания.

Уже в наше время была сделана попытка найти мастерскую Фидия. Сооружение такой статуи требовало многих лет работы, и поэтому Фидию и его многочисленным помощникам необходимо было солидное помещение. Статуя Зевса - не мраморная глыба, которую можно оставить на зиму под открытым небом.


Внимание немецких археологов, проводивших раскопки в Олимпии, привлекли остатки античного здания, перестроенного в византийскую христианскую церковь. Обследовав здание, они убедились в том, что именно здесь располагалась мастерская - каменное сооружение, немногим уступавшее по размерам самому храму. В нём, в частности, нашли орудия труда скульпторов и ювелиров и остатки литейного "цеха". Но самые интересные находки сделаны по соседству с мастерской - в яме, куда в течение многих сотен лет мастера сбрасывали отходы и отбракованные детали статуй.

Там удалось отыскать отлитые формы тоги Зевса, множество пластин слоновой кости, сколы полудрагоценных камней, бронзовые и железные гвозди - в общем, полное и бесспорное подтверждение тому, что именно в этой мастерской Фидий изготовил статую Зевса, причём именно такую, как рассказывали древние. И в довершение всех доказательств в груде отбросов археологи нашли и донышко кувшина, на котором были выцарапаны слова: "Принадлежу Фидию".

Фото 17.

Можно подумать, что рок был особенно немилостив именно к чудесам света, судьба которых сложилась столь трагически. Это не так. Груды мусора, высоченные холмы, поднимающиеся на Ближнем Востоке, в Средней Азии, в Индии, Китае, - следы существовавших там некогда и полностью исчезнувших с лица земли городов, от которых не осталось ни одного дома или храма, а зачастую и названия. Каждый год приносит известия о новых замечательных открытиях археологов, как правило несущих в себе и нотку печали. Настенные росписи в Пенджикенте рассказали о дворце в этом городе, которого никто никогда не увидит; статуя лежащего Будды, открытая в Средней Азии, поведала о многих буддийских храмах, от которых не осталось и следа; львиные капители колонн и остатки массивных алтарей в городе-храме, найденном в Колхиде, повествуют о зданиях и скульптурах, погибших безвозвратно...


Если свести воедино все выдающиеся памятники древности, окажется, что вряд ли один из ста дожил до наших дней.

К счастью, это никогда не удерживало людей от новых попыток построить, вылепить, вытесать, нарисовать - выразить себя и своё время в высоком искусстве.

И то немногое, что сохранилось до наших дней, даёт возможность представить себе искусство Востока, даёт нам право гордиться великими мастерами прошлого, где бы они не творили - в Индии, Сирии, Японии, Бирме, Эфиопии...

Фото 23.

Статуя Зевса Олимпийского - единственное чудо света, оказавшееся на Европейском материке.

Ни один из храмов Эллады не показался грекам достойным звания чуда. И, выбрав в качестве чуда Олимпию, они запомнили не храм, не святилище, а только статую, стоявшую внутри.

В Археологическом музее на территории парка сегодня можно увидеть основные сохранившиеся ценности и скульптурные произведения храма.
Всего до наших дней дошло 21 более-менее хорошо сохранившиеся частей, в том числе 3 метровые фигуры с фронтонов храма, части святилищ других божеств.

В музее также можно увидеть картину, на которой художник попытался воссоздать статую Зевса, некоторые работы великого Фидия, чудом дошедшие до наших дней и другие находки археологов.

Сегодня, приезжающие на экскурсию к храму Зевса туристы, вначале посещают археологический музей комплекса.
Небольшая дорога от музея до Древней Олимпии проходит в тени кипарисов, оливковых, яблочных и сливовых деревьев, а также мимо покрытых яркими цветами клумб.

Цена входа на территорию Олимпии - 6 евро, столько же стоит посещение музея, но возможно приобрести комплексный билет за 9 евро.
Ворота входа в комплекс открыты с 8.00 до 19.00 - в летний сезон (май-октябрь) и с 8.00 до 17.00 - в зимний (ноябрь-апрель).

Со спортивными играми была связана история появления в Олимпии статуи Зевса. Эти соревнования проводились по традиции раз в четыре года. Земля Древней Эллады в это время становилась особой территорией, поскольку не только состязания были задачей Олимпийских игр. Одной из важнейших целей их проведения являлось объединение городов-государств, разрозненных по различным причинам. Их жители участвовали в соревнованиях, состязаясь с сильнейшими соперниками.

Почему было решено построить храм Зевса?

Так как Олимпийские игры - масштабное событие, посмотреть на которое приезжали представители из Сицилии, Малой Азии, Сирии и Египта, для проведения их нужно было вместительное сооружение. Властями Олимпии на основании данной потребности принято было решение построить большой храм, вмещавший свободно всех присутствующих, поскольку имевшееся в 150 километрах от Афин первое святилище Зевса для такой цели уже не годилось.

Строительство храма

Около 15 лет понадобилось на возведение нового храма. Лебон, архитектор, руководил работами. В 456 году Дом Зевса предстал на обозрение местных жителей. Он был построен в духе святилищ Олимпии, однако существенно превосходил их как по оформлению, так и по размеру. Так, здание Зевса было расположено на платформе прямоугольной формы. 13 колонн, диаметр каждой из которых составлял 2 метра, удерживали его крышу. Они достигали в высоту 10 метров. 34 колонны потребовалось для украшения этой конструкции.

Статуя Зевса в Олимпии: краткое описание

Несмотря на всю величественность сооружения, без своего божества храм был бы неполноценным. По приглашению правительства в Афины поспешил скульптор Фидий. Перед ним встала задача создания скульптуры Зевса.

Когда статуя Зевса в Олимпии была завершена, жители увидели огромную скульптуру, высота которой по разным данным составляла от 12 до 17 метров. 200 кг золота ушло на изготовление этой конструкции. В денежном эквиваленте стоимость ее можно оценить более чем в 8 млн долларов.

Описание статуи Зевса в Олимпии можно дать следующее. Божество, почитаемое олимпийцами, занимало изготовленный из черного дерева, драгоценных камней, золота и слоновой кости трон. Ветви оливкового дерева венчали голову громовержца. Это был символ миролюбия. Сама статуя Зевса в Олимпии выполнена из слоновой кости розового цвета, поэтому казалась реалистичной, живой. Громовержец в одной руке держал фигуру богини Ники, а второй опирался о декорированный золотым орлом скипетр.

Статуя Зевса в Олимпии (фото представлено ниже), установленная на возвышении, соответствовала по высоте четырехэтажному зданию. Удивительно, как точно смог Фидий рассчитать ее размеры, ведь скульптура практически упиралась в потолок, однако не задевала его. На троне величественный Зевс восседал обнаженным по пояс, однако нижняя часть тела его была прикрыта золотой накидкой, которую украшали рисунки животных и цветов. На скамье стояли ноги бога. На пьедестал был установлен трон. Размеры пьедестала также впечатляли (9,5х6,5 м.). Такова статуя Зевса в Олимпии.

Украшение трона

Мастер подошел к украшению трона не менее ответственно. Его покрывали содержащие мифологические сцены изображения. По четыре богини Ники было на ножках трона. На соединявших их перекладинах изображались сцены войн или спортивных соревнований. Брат Фидия, мастер Паненом, отвечал за качество расписных работ, выполненных на троне. В переданных с помощью его таланта сценках задействованы были образы божеств, известных грекам: самого Зевса, Афродиты, Афины, Артемиды, Геры, Геракла, Посейдона, Ахилла, Аполлона, Прометея.

Впечатление, которое производила статуя Зевса в Олимпии

Не было границ восхищению прихожан, так как каркас статуи покрывали играющие роль кожи пластинки слоновой кости, а одеяние выполнено было из чистого золота. Настолько тщательно были скрыты стыки между материалами, что эта скульптура имела вид монолитного объекта. Людям казалось при взгляде на божество, что оно проломит крышу храма, если вдруг поднимется со своего трона. Предусмотрев бесчисленное количество желающих полюбоваться Зевсом, строители соорудили вдоль каждой из стен специальные площадки. Каждый пришедший в храм человек мог увидеть как можно ближе лицо божества.

Настолько поражало величие, которое внушала статуя Зевса в Олимпии (фото ниже), что стоявший рядом человек испытывал два противоположных чувства одновременно. Это был животный страх перед находящимся перед ним божеством, к которому примешивался благоговейный трепет. Паломники, которые были наиболее впечатлительными, падали в ноги Зевсу и долго не решались поднять головы, боясь на себе ощутить его строгий взгляд.

Бассейн, расположенный у подножия статуи

У подножия статуи по распоряжению Фидия обустроили бассейн. Он был наполнен сначала водой, а потом оливковым маслом (сверху). Проникавший через открытые двери и ниспадавший на бассейн свет отражался в маслянистой глади, окутывая таинственно плечи и лицо скульптуры. Из-за регулярной тщательной обработки оливковым маслом вся фигура бога блестела. Делалось это для того, чтобы избежать появления на слоновой кости трещин, поскольку материал этот чутко реагировал на влажность. Ежедневно жрецы осуществляли такую обработку. Масло, по словам Павсания, было для статуи чрезвычайно полезным, так как предохраняло от порчи, которую болотистый воздух Альтиса мог принести с собой в храм. Находящийся перед скульптурой пол выстлан был черным мрамором. Приподнятой полосой, выполненной из паросского мрамора, было окаймлено это отдельное пространство. Ее функция состояла в задержке сливающегося масла.

Дары, которые подносили статуе

Чувствуя гордость за свое творение, любил прятаться в глубине храма, наблюдая тайно за реакцией посетителей, ее создатель, Фидий. Статуя Зевса в Олимпии никого не оставляла равнодушным. Фидию было особенно приятно наблюдать, как скульптуре подносят дары. Не было предусмотрено для этой цели специального места, поэтому они навешивались прямо на трон или даже на самого Зевса. Весть о ставшей достопримечательностью Олимпии и одним из Семи чудес света прекрасной статуе быстро облетела мир, передаваясь из уст в уста.

Попытки похитить статую

Император Калигула, зная о существовании этого шедевра, приказал своим подчиненным привезти статую Зевса из Греции, а также изображения других богов, имевших художественную ценность. Он хотел отнять головы у божеств и приставить на их место свою собственную. Павел Эмилий, завоеватель Греции, также собирался увезти в Рим статую Зевса. Однако ни у Павла, ни у Калигулы ничего не получилось - гигантское чудо света продолжало оставаться на своем месте. По легенде статуя при попытке ее похищения просто расхохоталась, и присланные повелителями испуганные рабочие в ужасе разбежались.

Реставрации скульптуры

Скульптура божества в разные времена подвергалась реставрациям. В эллинистическую эпоху их осуществлял Дамафон Мессенский, скульптор. После повреждения молнией статую приводили в порядок при Юлии Цезаре. История знает несколько попыток похищения некоторых ее частей. В свое время факты исчезновения фигуры атлета и двух золотых локонов бога были описаны Павсанием и Лукианом.

Как погибла статуя?

В целом почти 800 лет прихожан храма радовала статуя Зевса. Однако, когда у власти оказался римский император Феодосий I, принявший христианскую веру, в Олимпии спортивные соревнования были запрещены, поскольку считались языческим мероприятием. По этой же причине был закрыт в середине 3 века н. э. храм Зевса. Он перестал представлять собой культурную ценность. Свирепствовали мародеры, обдирая золото, драгоценные камни и слоновую кость, которой была покрыта статуя Зевса. Наделенные властью лица приняли решение сохранить ее. Так, в 363 году была перемещена в Константинополь статуя Зевса Олимпийского. Однако при пожаре во дворце римского императора в 5 веке это творение Фидия сгорело.

Открытия, сделанные в месте нахождения храма Зевса

Группа французских археологов в 1829 году провела раскопки в месте, где предположительно находился храм Зевса, в котором располагалась статуя Зевса Олимпийского. Они отыскали очертания самого здания, а также некоторые части скульптур и фрагменты барельефов на тему подвигов Геракла. Найденные экспонаты представляют большую историческую ценность. Посмотреть на них можно в парижском Лувре.

Олимпию через 46 лет посетили вновь немецкие археологи. Им повезло несколько больше - были обнаружены фрагменты скульптур, фундамент храма, а также бассейна.

Внимание проводивших в Олимпии раскопки немецких археологов привлекли также остатки одного античного здания, которое было перестроено в христианскую византийскую церковь. Обследовав его, они убедились, что именно в этом месте располагалась мастерская Фидия (фото ее представлено ниже). Это каменное сооружение по размерам немногим уступало самому храму. Среди прочего, здесь были обнаружены орудия труда ювелиров и скульпторов, а также остатки литейного цеха. В яме, куда мастера в течение многих веков сбрасывали отбракованные детали и отходы, были сделаны самые интересные находки. Здесь обнаружили отлитые формы тоги Зевса, железные и бронзовые гвозди, множество пластин, выполненных из слоновой кости, а также донышко кувшина со словами "принадлежу Фидию", выцарапанными на нем.

Развалины храма по сей день для многочисленных туристов остаются привлекательным местом. Однако былой загадочности и таинственности не ощущается при нахождении здесь. Все, что дошло до наших современников из древности, - несколько разрушенных наполовину колонн. А ведь когда-то на этом месте располагалась величественная статуя Зевса в Олимпии. Краткое содержание отчетов о проведенных раскопках и найденных предметах, конечно, дает лишь поверхностное представление о том, как это место выглядит сегодня. Многие туристы приезжают сюда для того, чтобы самостоятельно прикоснуться к истории.

Статуя Зевса в Олимпии

В V в. до н. э. граждане города Олимпия решили построить храм Зевса. Величественное здание возводилось между 466 и 456 годами до н. э. Оно было сооружено из огромных каменных блоков, и его окружали массивные колонны. В течение нескольких лет после окончания строительства в храме не было достойной статуи Зевса, хотя довольно скоро решили, что она необходима. В качестве создателя статуи был избран знаменитый афинский скульптор. Скульптора звали Фидий, и он уже успел сотворить две величественные статуи богини Афины. В Олимпии Фидий и его помощники создали прежде всего деревянный каркас статуи Зевса. После этого они покрыли каркас пластинками из слоновой кости, представлявшими кожу бога, и золотыми листами, изображавшими его одеяние. Рабочие скрыли стыки, так что завершенная статуя смотрелась как монолитная фигура.

Зевс восседал на троне, инкрустированном черным деревом и драгоценными камнями. Законченная статуя достигала 13 м в высоту и почти касалась потолка храма. После своего завершения в 435 году до н. э. статуя на протяжении 800 лет оставалась одним из величайших чудес света. Около 40 года н. э. римский император Калигула захотел перенести статую в Рим. За ней были посланы рабочие, но, согласно легенде, статуя разразилась взрывом смеха, и рабочие разбежались. В 394 году н. э. римский император Феодосий I, сделавший христианство государственной религией, запретил Олимпийские игры и приказал закрыть греческие храмы. Несколько лет спустя статую Зевса перевезли в Константинополь. В 462 году н. э. дворец, в котором стояла статуя, был уничтожен пожаром. В Олимпийской области в VI в. случилось землетрясение. Храм и стадион были разрушены наводнениями, остатки их покрыты илом.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СФ) автора БСЭ

Сфинкс (статуя) Сфинкс (греч. Sph?nx), 1) в Древнем Египте - статуя, изображающая фантастическое существо (дух-охранитель, воплощение царской власти) с телом льва и головой человека (обычно портрет фараона) или священного животного. Крупнейший из сохранившихся С. - так

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СТ) автора БСЭ

Из книги 100 Великих Чудес Света автора Ионина Надежда

92. Статуя Свободы Статуя Свободы величайшая женщина в мире» стоит на входе в нью-йоркскую гавань и вот уже более века приветствует всех прибывающих в Нью-Йорк. В то же время она напоминает каждому об идеалах, на которых строилась целая нация. Высоко поднятый в ее руке

Из книги 100 великих музеев мира автора Ионина Надежда

На земле священной Олимпии Это место, название которого, а отчасти и традиции живы и поныне, было одним из самых священных мест Древней Эллады. Здесь никогда ни один грек не поднял меч на другого грека, здесь никогда не проливалась людская кровь. Это был остров мира, центр,

Из книги 100 великих памятников автора Самин Дмитрий

Статуя Зевса (440–430 гг. до н. э.) Лукиан приводит предание о том, как Фидий работал над своим самым известным произведением: «И пусть не смущает тебя то, что ты будешь перерабатывать сочинение, уже ставшее известным читателю, потому что даже Фидий, как говорят, поступил

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора

Статуя Шивалингамутри (II век до н. э.) Согласно брахманизму и индуизму, являвшихся в течение тысячелетий господствовавшими идеологиями Индии и важнейшими элементами ее духовной культуры, искусство должно выражать в образе божества не идеалы красоты (как в античной

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Пергамский алтарь Зевса (II век до н. э.) Алтарь Зевса в Пергаме - одно из самых замечательных творений эллинистического периода.Пергамское государство достигло своего наивысшего расцвета к середине III века до нашей эры, когда там правили цари из династии Атталидов. На

Из книги Автомобильные экскурсии по Криту. Путеводитель. автора Автор неизвестен

Статуя Августа (I век до н. э.) Гай Октавий родился 23 сентября 63 года до нашей эры в Риме. Он рано потерял отца, и решающую роль в его жизни сыграло родство с Юлием Цезарем. Октавий был внуком сестры Цезаря.Октавий получил хорошее воспитание. Его мать Атия очень следила за

Из книги Автомобильные маршруты по Пелопоннесу автора Автор неизвестен

Из книги Страны и народы. Вопросы и ответы автора Куканова Ю. В.

Какой была статуя Зевса в Олимпии, одно из семи чудес Древнего мира? Представление о статуе Зевса в Олимпии можно получить только из описаний древнегреческого писателя Павсания и по изображениям на античных монетах. Это чудо было создано около 430 года до нашей эры

Из книги Энциклопедия классической греко-римской мифологии автора Обнорский В.

Маршрут 4 Ласити - Пещера Зевса. Точки маршрута. А. Отель(GPS: __________________)B. Деревня Краси платан(GPS: 35.233658 25.468883)C. Долина 1000 мельниц 2(GPS: 35.176194 25.47246)D. Долина 1000 мельниц 4(GPS: 35.176264 25.477781)E. Долина 1000 мельниц 3(GPS: 35.171563 25.477781)F. Пещера Зевса(GPS: 35.1649916 25.4474299Время работы: 8.30 - 14.00Стоимость: 4

Из книги Полная энциклопедия мифологических существ. История. Происхождение. Магические свойства автора Конвей Динна

Из книги автора

B - Археологический музей Олимпии Археологический музей Олимпии (A??????????? ??????? ????????) - один из самых известных греческих музеев, представляет историю одного из самых известных святилищ античности - святилище Зевса, отца богов и людей, в месте, где родились Олимпийские

Из книги автора

Где можно было увидеть статую Зевса? Одно из чудес света, огромная статуя греческого бога Зевса, появилась в V веке до нашей эры в Олимпии. В золотой накидке и с лавровым венцом на голове, Зевс сидел на высоком троне, в левой руке сжимая скипетр с орлом, а в правой держа

Из книги автора

Из книги автора

Белый орел Зевса Эта величественная и прекрасная гигантская птица была особым посланником греческого бога Зевса, а также символом верховного бога для всех народов Греции. Белый орел выглядел в точности как любой другой орел, отличаясь только гигантским размером и

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!